Файл: 1. 2 Физические и психические отличия детей разного пола.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимо уделять особое внимание и физической подготовке мальчиков. А в этом может помочь отец, который должен быть другом своих детей, не забывая при этом, что он отец.
Достаточно часто встречаются и особые случаи, когда родители, мечтавшие о рождении сына и получившие желаемое, в данном случае отец, посчитали мальчика развивающимся недостаточно мужественным, отец начал усиленно тренировать сына, заставляя лазать его по деревьям, драться и выполнять то, что отец считал подходящим для своего мальчугана, таким образом постоянно подчеркивая его недостаток. А правильно ли поступал отец? Ведь такие сверхмаскулинные требования и трудности общения с отцом могут оказаться мальчику не по силам и привести к невротическому срыву.
Родители, заботясь о будущем своих детей, хотят, чтобы они были носителями всего наилучшего, видят их имеющими все то, что в них самих есть хорошего, и без их недостатков. Такое желание понятно и естественно, однако оно часто приводит к нереальным, завышенным требованиям по отношению к детям и самим родителям, как воспитателям.
Очень важным для детей является воспитание чувства ответственности и самостоятельности. Если заласканного мальчика не увлечь каким-то мужским делом (видом спорта), он не сможет в дальнейшем стать авторитетным человеком в мужском коллективе. Сыновьям властных матерей – семейных лидеров – грозит такая же беда! В их сознании закрепляется образ отца, как мужчины, играющего подчиненную, пассивную роль. В дальнейшем это также скажется на формировании мужских черт характера, линии поведения. Известно, что мальчики, родители которых полностью блокируют упрямство и негативизм ребенка трех-четырех лет, то есть блокирую проявление формирующегося “Я”, в дальнейшем оказываются женственно мягкими, зависимыми. В личном становлении мальчиков, в усвоении ими мужской половой роли отцу принадлежит особое место. Мальчики, лишенные достаточного общения с отцом, став взрослыми, как правило, испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Воспитываясь без отца, они могут усвоить женский тип поведения, но за норму мужского поведения считать грубость, агрессивность, жестокость. Словом то, с чем нередко встречаются на улице и, как ни печально, в кино. У таких детей труднее развить способность к сочувствию, сопереживанию, а также умение владеть собой, управлять своим поведением.
Перед ребенком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, когда у ребенка есть свои планы и намерения, свои интересы. Ребенок имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках. Ребенок имеет право быть любимым родителями таким, каков он есть! Конечно, проявления родительской любви к детям разнообразны и многолики. Однако не всегда хорошие намерения достигают адресата – ребенка. Дело в том, что он не умеет читать мыслей и чувств родителей, а то, что они делают, далеко не всегда воспринимается им как проявление любви.
Родительская забота иногда для ребенка имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Чувствуя ущемленную свободу действия и выбора, он вместо благодарности испытывает раздражение. Но и случай, когда родители проводят много времени со своими детьми, вовсе не означает, что дети воспринимают это как выражение теплых чувств. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.
То есть “появляющийся на свет человеческий индивид имеет от природы достаточный диапазон задатков и возможностей, чтобы стать личностью, приобрести определенную социальную ценность. Однако в действительности, как мы знаем, это происходит далеко не всегда одинаково успешно. Возможно, как раз, одна из причин состоит в том, что первоначальная жизненная школа, условия, в которых начинается освоение мира и поиск своего места в нем, столь неоднозначны”.
Таким образом, касаясь тех проблем, о которых говорилось, неизменной остается мысль, что родительская любовь, как чувство, не должна быть самоцелью, самоценностью. Она имеет мало смысла, если не воспринимается детьми. Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя – это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь – одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Правильная, разумная любовь матери и отца помогает ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью. Полоролевое воспитание в семье имеет огромное значениедля становления личности детей, так как отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. Полоролевое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему.
2.Практическая часть
2.1 Анализ работы воспитателя или дошкольного учреждения по половому воспитанию детей.
Анализ работы по половому воспитанию дошкольников я решила провести на базе ГУО «Плещеницкий детский сад №1 «Теремок» Логойского района». Это учреждение посещают мои собственные дети.
Изучая документацию по образовательной работе, было выявлено, что в разных возрастных группах (младшей, средней, старшей) нет конкретно обозначенного раздела по гендерному воспитанию. Половое воспитание детей дошкольного возраста сочетается с разными разделами работы воспитателя, такими как общение, игровая учебная, трудовая деятельность.
Я проводила беседы с воспитателями разных возрастных групп. На вопросы, какие методы и приемы вы используете в половом воспитании детей, какие дидактические пособия и литература у вас есть по данному разделу, почему в вашей возрастной группе нет конкретно-поставленных задач и не уделяется должного внимания гендерному воспитанию детей, воспитатели отвечали по разному.
Воспитатель младшей группы констатировал этот факт тем, что дети 3-4 лет еще очень малы, отношения у них смешанные, объединения в игры не устойчивы, малочисленные. Наша задача развивать культурно-гигиенические навыки, а также закладывать первоначальные знания о правилах поведения детей. Более углубленно этим должно заниматься семьи.
Воспитатель средней группы (дети 4-5 лет) мотивировал свой ответ так:
«Конечно, мы обращаем внимание на взаимоотношения детей друг с другом, на отношения мальчик-девочка в конкретных ситуациях (ты - малыш, она - девочка, ей нужно уступать), со своими сверстниками, взрослыми. Все это закладывается в процессе различных видах деятельности, в игровых ситуациях. Возможно, в старшей группе есть конкретно обозначенная работа в этом направлении».
Воспитатель старшей группы (дети 5-6 лет) сказал так; «Наши дети уже достаточно самостоятельные в выборе игр и партнеров по игре. Они группируются в игры по половому признаку (девочка- девочка, мальчик- мальчик).
В некоторых играх играют все вместе. Идет разделение по трудовой деятельности, дежурству в столовой, в уголке природы, по занятиям.
Каждый ребенок знает, как должен себя вести. Обращаем внимание на взаимоотношение друг с другом, на взаимоотношение с противоположным полом. Имеют места беседы о доброте, дружбе».
Анализируя выше сказанное работниками дошкольного учреждения, можно сделать вывод, что работа по гендерному воспитанию направлена и ведется в одном направлении, а именно строится на взаимоотношениях детей друг с другом, на отношения с противоположным полом. Ведется работа по усвоению детьми принятых норм и правил поведения. Считается, что такие разделы полового воспитания, как индивидуальность каждого ребенка, ребенок и семья, ребенок и окружающие люди должны решаться в семье позднее в школе.
При этом созданная среда дает ребенку возможность полноценно и разнообразно общаться с воспитателем и другими детьми, а ее устройство - обеспечивает участие в совместной деятельности со сверстниками, а также возможность побыть одному. В группах есть разделения на центры способствующие объединению детей по интересам для организации совместных игр, отдельные уголки для мальчиков и девочек. Общий дизайн помещения обеспечивает эмоциональное благополучие детей обоих полов и взрослого. Обстановка максимально приближена к домашней, вселяющей чувство защищенности и уверенности в себе.
Также при организации предметно – развивающей среды, учитывалось, что, в совместной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделено особое внимание:
- игровой материал и ролевая атрибутика привлекательны дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского;
- различие игрушек для девочек и мальчиков.
Воспитатели рассказали, что в их практике у девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к ролевым играм в мужские профессии, машинам. Когда в экспериментальной обстановке детям предоставила возможность поиграть в магазин, то, превратившись в «продавцов», они предлагали мальчикам купить машинки и подарки для девочек, а девочкам - кукол и посуду. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие - в такую же связь с женским.
Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.
Ролевые игры - лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, игра “Врач и пациент” идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями.
Наоборот, дети, более свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны.
В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
В группе, совместно с родителями были изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», «Автомастерская», «Моряки», «Шоферы», «Строители», «Салон красоты», «Театр», «Кукольный уголок», «Уголок безопасности по ПДД», где мальчики совместно с девочками с удовольствием играют в разные сюжеты.
Игра «Семья» объединяет детей и дает первые знания о социальных ролях. Использование в работе с детьми игровых ситуаций позволяет закреплять модель мужского и женского полоролевого поведения, развивать у детей личностные качества: трудолюбие, заботливость, внимание. Способствует формированию у детей гендерной устойчивости.
В группе организован спортивный уголок с учетом потребностей мальчиков и девочек. Спортивное оборудование подобрано с учётом интересов девочек и мальчиков (скакалки, обручи, ленты, мячи, мишени, мешочки для метания, ростомеры для девочек и мальчиков, массажеры и гантели из бросового материала и т.д.).
2.2 Разработать план-конспект беседы (вида деятельности, учебного занятия ( на выбор)), направленную на формирование качеств мужественности и женственности.
Конспект по половому воспитанию в старшей группе