Файл: 1. 2 Физические и психические отличия детей разного пола.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Мальчики и девочки»
Цель: Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе.
Задачи:
-Расширять представление о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек.
-Расширять знание детей об основных качествах мужественной и женственной личности, дать детям возможность оценивать свои качества как будущих мужчин и женщин, повысить самооценку.
-Воспитывать эмоционально-положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.
Оборудование: кукла-мальчик, кукла-девочка, презентация
Ход занятия:
Ребята входят, звучит песня о дружбе. Поставлены стулья только для девочек. Воспитатель: Дети, посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть, кому предложить присесть на них?
Выслушиваются предложения детей, после чего мальчики предлагают присесть девочкам и сами приносят для себя стульчики. Ведущий оценивает поступок мальчиков.
2. Основная часть.
Воспитатель: Итак, всем удобно?
Ребята, вы узнали мелодию, которая звучала? Давайте эту песню послушаем еще раз и подумаем, о чем она? (повторяет первые строки песни)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит -
Вот, что значит настоящий, верный друг.
Воспитатель: Да, эта песня о дружбе. Кто такой настоящий друг?
Воспитатель: Настоящий друг — тот, кто с тобой дружит, с кем вам хорошо и интересно. Он всегда готов помочь, уступить, поделиться. Все хотят иметь верного друга. Верный друг разделит с вами и радость и беду. Но важно помнить, что и вы сами должны поступать с другом также. И если вдруг ваш друг совершит плохой поступок, помогите ему стать хорошим.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли дружить мальчики и девочки… Мы сегодня постараемся найти ответ на этот вопрос.
Воспитатель берет в руки мягкую игрушку куклу-мальчика
, предлагает рассмотреть его.
-Это у нас кто? (мальчик). Как вы определили, что это мальчик?
Воспитатель: А каким должен быть мальчик? Я думаю, что таким. Послушайте отрывок из песенки «Из чего же сделаны наши мальчишки» (или отрывок из стихотворения «Мальчики и девочки»)
Из чего только сделаны мальчики? Из колючек, ракушек, Из зеленых лягушек — Вот из этого сделаны мальчики!
Воспитатель: Вы согласны? Каким должен быть настоящий мальчик, с которым бы хотелось дружить?
Воспитатель обобщает ответы детей: мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, они должны защищать, помогать, уступать девочкам игрушки или место и прощать им их девчоночьи слабости. Мальчик не может быть слабым, неловким, трусливым, ленивым.
Воспитатель обращает внимание на куклу-девочку, предлагает рассмотреть ее.
Воспитатель: А это у нас кто? (девочка) Как вы определили, что это девочка?
Воспитатель: А какой должна быть девочка? Я думаю, что такой. Послушайте отрывок из песенки «Из чего же сделаны наши девчонки» (или отрывок из стихотворения «Мальчики и девочки»)
Из чего только сделаны девочки? Из конфет и пирожных, Из сластей всевозможных — Вот из этого сделаны девочки!
Воспитатель: Вы согласны? Какой должна быть настоящая девочка
Воспитатель обобщает ответы детей: девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой. Мальчики не хотят дружить со злой, ленивой, болтливой, неряшливой девочкой, а также плаксой.
Воспитатель: Сегодня мы будем много играть и говорить о тех, кто живет на планете Земля, то есть о нас с вами. Каждый человек на Земле либо мужчина, либо женщина, а дети- мальчики и девочки.
-Ребят, так кто к нам в гости сегодня пришел? Это кукла Маша и Ваня, они брат и сестра. Они пришли к нам не просто так, а за помощью. Они обычно играют дружно, но иногда ссорятся. Вот и сегодня они не смогли договориться, поэтому пришли к вам за помощью.
-Ну что, ребята, поможем Маше и Мише?
-Ребята, вчера вечером мы собрали все игрушки в одну коробку и теперь не знаем, как разделить игрушки для мальчика и игрушки для девочки. Помогите нам, пожалуйста.
Проводится игра «Разложи игрушки» (на слайдах)
Молодцы, ребята! Теперь игрушки разложены правильно.
-А еще наша мама купила в магазине нам одежду и попросила разложить ее в шкаф на полки. Но вся одежда перепуталась и теперь мы не знаем, где чья. Помогите, пожалуйста, нам разобраться.
Проводится игра «Разложи одежду» (на слайдах)
Молодцы, ребята, опять вы отлично справились с заданием!
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «я люблю». Слушайте внимательно мои предложения - если согласны, отвечайте- Да, да, да! Если же не согласны - Нет, нет, нет!
1. Девочки любят играть в куклы!
2. Мальчики любят играть в машины
3. Девочки любят забивать гвозди
4. Мальчики любят носить бусы
5. Девочки любят играть футбол
6. Мальчики любят завязывать бантики
7. Девочки любят обижаться
8. Мальчики любят жаловаться
9. Девочки и мальчики любят есть конфеты
10. Девочки и мальчики любят получать подарки
Воспитатель: Молодцы! Девочки врастут умными, добрыми, заботливыми, ласковыми как их мамы, поэтому они играют в куклы, мягкие игрушки, кухонную посуду. Мальчики врастут умными, сильными, храбрыми, смелыми как солдаты и их папы, поэтому они играют в солдатики, ездят на машине, они будущие защитники нашей Родины.
Воспитатель: Вы правы, ребята, мальчики и девочки отличаются друг от друга и с этим надо всегда считаться и помнить об этом.
Девочка-это будущая женщина, мама. Мальчик- будущий мужчина, защитник, он никогда не обидит женщину, а всегда готов прийти ей на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности. Совершает благородные поступки.
Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Воспитатель: Ребят, а чем еще отличаются мальчики от девочек? Мальчики от девочек отличаются не только одеждой, прическами, еще и именами. Давайте мы сейчас вспомним мужские и женские имена. Предлагаю поиграть в игру «интервью». Вы будете по очереди брать микрофон и давать интервью, то есть скажите как вас зовут и кто вы! (мальчик или девочка, становятся в круг)
Маша и Ваня: Молодцы, ребята! Мы очень рад встрече и знакомству с вами!
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть своя семья! Что значит семья?
У каждого из них есть свои обязанности по дому. Папа выполняет мужскую работу, мама- женскую.
Какую работу выполняет папа? (ремонтирует двери, мебель, краны и т.д)
Какую работу выполняет мама? (стирает, убирает, готовит еду и т.д)
Проводится игра «Наша семья»
Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, у меня есть вот такой чудесный мешочек, в котором лежат предметы труда, которыми пользуются мамы и папы. Давайте с вами определим, кому что нужно?
Проводится игра «Кому что нужно для работы?»
Воспитатель: Какие молодцы!
Заключительная часть:
Звонит телефон
Маша и Ваня: Ребята, это наша мама звонит, она говорит, что нам пора идти домой. Мы сегодня многому у вас научились! Спасибо вам, ребята, за интересные игры.
До свидания!
Воспитатель:
-Слева друг и справа друг,
Становись скорее в круг.
Проводится игра «Пожелания». Дети передают друг другу игрушечное сердечко и говорят друг другу пожелания.
-Вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось? Я очень рада, что у нас в группе есть и мальчики, и девочки. И хотя вы все разные, но все вы очень дружные, заботливые, добрые, хорошие ребята.
Заключение
Проблема поло-ролевой социализации - одна из важнейших и актуальных для современной педагогики. её решение имеет не только педагогическую, но и социальную значимость.
Проблема дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам 4-5 лет до сих пор не являлась предметом специального изучения, несмотря на то, что её обозначали и педагоги и психологи. недостаточное внимание к этой проблеме в теории и практике ведёт к нарушению формирования у девочек и мальчиков качеств женственности (мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте) и мужественности (смелость, твёрдость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола). если основы перечисленных качеств не заложены у детей с дошкольного возраста, это может привести к тому, что во взрослой жизни они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Сегодня необходима реализация одного из аспектов принципа природосообразности - воспитание согласно полу ребёнка и обращенность всех воспитательных воздействий и влияний на личность воспитанника с учётом поло-ролевой социализации.
осознание детьми 4-5 лет собственной половой принадлежности, проявляется не только на уровне внешних различий (имя, причёска, одежда, любимые игрушки и пр.), но и на уровне осознания ролевого поведения, своеобразия деятельности людей разного пола, социальных ролей, проявляются интересы и предпочтения в собственной деятельности. доказано, что половая дифференциация детей дошкольного возраста - существенный фактор, требующий соответствующего отбора содержания и способов педагогического воздействия воспитателя в процессе руководства деятельностью детей. экспериментально доказано, что девочки в большей степени проявляют интерес к преимущественно "женским" видам труда (приготовление пищи, шитье и т.д.), мальчики - отдают предпочтение преимущественно "мужскому" труду (работа с деревом, конструирование и т.д.).
у дошкольников ярко проявляются интересы и склонности, связанные с полом ребёнка. однако проблема дифференцированного воспитания девочек и мальчиков в условиях детского сада является одной из сложнейших проблем. В значительном большинстве случаев в детском саду осуществляется бесполое воспитание.
Список использованных источников
Санюкевич Л.И. Половое воспитание детей и подростков. – Мн.: Народная асвета, 1979. – 48 с. – (Родителям о детях.
Цель: Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе.
Задачи:
-Расширять представление о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек.
-Расширять знание детей об основных качествах мужественной и женственной личности, дать детям возможность оценивать свои качества как будущих мужчин и женщин, повысить самооценку.
-Воспитывать эмоционально-положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.
Оборудование: кукла-мальчик, кукла-девочка, презентация
Ход занятия:
-
Вводная часть.
Ребята входят, звучит песня о дружбе. Поставлены стулья только для девочек. Воспитатель: Дети, посмотрите, как мало стульчиков. Как же нам быть, кому предложить присесть на них?
Выслушиваются предложения детей, после чего мальчики предлагают присесть девочкам и сами приносят для себя стульчики. Ведущий оценивает поступок мальчиков.
2. Основная часть.
Воспитатель: Итак, всем удобно?
Ребята, вы узнали мелодию, которая звучала? Давайте эту песню послушаем еще раз и подумаем, о чем она? (повторяет первые строки песни)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит -
Вот, что значит настоящий, верный друг.
Воспитатель: Да, эта песня о дружбе. Кто такой настоящий друг?
Воспитатель: Настоящий друг — тот, кто с тобой дружит, с кем вам хорошо и интересно. Он всегда готов помочь, уступить, поделиться. Все хотят иметь верного друга. Верный друг разделит с вами и радость и беду. Но важно помнить, что и вы сами должны поступать с другом также. И если вдруг ваш друг совершит плохой поступок, помогите ему стать хорошим.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли дружить мальчики и девочки… Мы сегодня постараемся найти ответ на этот вопрос.
Воспитатель берет в руки мягкую игрушку куклу-мальчика
, предлагает рассмотреть его.
-Это у нас кто? (мальчик). Как вы определили, что это мальчик?
Воспитатель: А каким должен быть мальчик? Я думаю, что таким. Послушайте отрывок из песенки «Из чего же сделаны наши мальчишки» (или отрывок из стихотворения «Мальчики и девочки»)
Из чего только сделаны мальчики? Из колючек, ракушек, Из зеленых лягушек — Вот из этого сделаны мальчики!
Воспитатель: Вы согласны? Каким должен быть настоящий мальчик, с которым бы хотелось дружить?
Воспитатель обобщает ответы детей: мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, они должны защищать, помогать, уступать девочкам игрушки или место и прощать им их девчоночьи слабости. Мальчик не может быть слабым, неловким, трусливым, ленивым.
Воспитатель обращает внимание на куклу-девочку, предлагает рассмотреть ее.
Воспитатель: А это у нас кто? (девочка) Как вы определили, что это девочка?
Воспитатель: А какой должна быть девочка? Я думаю, что такой. Послушайте отрывок из песенки «Из чего же сделаны наши девчонки» (или отрывок из стихотворения «Мальчики и девочки»)
Из чего только сделаны девочки? Из конфет и пирожных, Из сластей всевозможных — Вот из этого сделаны девочки!
Воспитатель: Вы согласны? Какой должна быть настоящая девочка
Воспитатель обобщает ответы детей: девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой. Мальчики не хотят дружить со злой, ленивой, болтливой, неряшливой девочкой, а также плаксой.
Воспитатель: Сегодня мы будем много играть и говорить о тех, кто живет на планете Земля, то есть о нас с вами. Каждый человек на Земле либо мужчина, либо женщина, а дети- мальчики и девочки.
-Ребят, так кто к нам в гости сегодня пришел? Это кукла Маша и Ваня, они брат и сестра. Они пришли к нам не просто так, а за помощью. Они обычно играют дружно, но иногда ссорятся. Вот и сегодня они не смогли договориться, поэтому пришли к вам за помощью.
-Ну что, ребята, поможем Маше и Мише?
-Ребята, вчера вечером мы собрали все игрушки в одну коробку и теперь не знаем, как разделить игрушки для мальчика и игрушки для девочки. Помогите нам, пожалуйста.
Проводится игра «Разложи игрушки» (на слайдах)
Молодцы, ребята! Теперь игрушки разложены правильно.
-А еще наша мама купила в магазине нам одежду и попросила разложить ее в шкаф на полки. Но вся одежда перепуталась и теперь мы не знаем, где чья. Помогите, пожалуйста, нам разобраться.
Проводится игра «Разложи одежду» (на слайдах)
Молодцы, ребята, опять вы отлично справились с заданием!
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «я люблю». Слушайте внимательно мои предложения - если согласны, отвечайте- Да, да, да! Если же не согласны - Нет, нет, нет!
1. Девочки любят играть в куклы!
2. Мальчики любят играть в машины
3. Девочки любят забивать гвозди
4. Мальчики любят носить бусы
5. Девочки любят играть футбол
6. Мальчики любят завязывать бантики
7. Девочки любят обижаться
8. Мальчики любят жаловаться
9. Девочки и мальчики любят есть конфеты
10. Девочки и мальчики любят получать подарки
Воспитатель: Молодцы! Девочки врастут умными, добрыми, заботливыми, ласковыми как их мамы, поэтому они играют в куклы, мягкие игрушки, кухонную посуду. Мальчики врастут умными, сильными, храбрыми, смелыми как солдаты и их папы, поэтому они играют в солдатики, ездят на машине, они будущие защитники нашей Родины.
Воспитатель: Вы правы, ребята, мальчики и девочки отличаются друг от друга и с этим надо всегда считаться и помнить об этом.
Девочка-это будущая женщина, мама. Мальчик- будущий мужчина, защитник, он никогда не обидит женщину, а всегда готов прийти ей на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности. Совершает благородные поступки.
Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Настроение упало, Дело валится из рук… Но ещё не всё пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоём, С облегчением вздохнём – Настроение поднимем И от пыли отряхнём! | Стоят лицом друг к другу, руки вверх. “Бросают” вниз руки… Грозят указательным пальчиком. Хлопают в ладоши. Берутся за руки. Вздыхают. Поднимают сцепленные руки вверх. Отряхиваются от пыли, улыбаются друг другу. |
| |
Воспитатель: Ребят, а чем еще отличаются мальчики от девочек? Мальчики от девочек отличаются не только одеждой, прическами, еще и именами. Давайте мы сейчас вспомним мужские и женские имена. Предлагаю поиграть в игру «интервью». Вы будете по очереди брать микрофон и давать интервью, то есть скажите как вас зовут и кто вы! (мальчик или девочка, становятся в круг)
Маша и Ваня: Молодцы, ребята! Мы очень рад встрече и знакомству с вами!
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть своя семья! Что значит семья?
У каждого из них есть свои обязанности по дому. Папа выполняет мужскую работу, мама- женскую.
Какую работу выполняет папа? (ремонтирует двери, мебель, краны и т.д)
Какую работу выполняет мама? (стирает, убирает, готовит еду и т.д)
Проводится игра «Наша семья»
Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, у меня есть вот такой чудесный мешочек, в котором лежат предметы труда, которыми пользуются мамы и папы. Давайте с вами определим, кому что нужно?
Проводится игра «Кому что нужно для работы?»
Воспитатель: Какие молодцы!
Заключительная часть:
Звонит телефон
Маша и Ваня: Ребята, это наша мама звонит, она говорит, что нам пора идти домой. Мы сегодня многому у вас научились! Спасибо вам, ребята, за интересные игры.
До свидания!
Воспитатель:
-Слева друг и справа друг,
Становись скорее в круг.
Проводится игра «Пожелания». Дети передают друг другу игрушечное сердечко и говорят друг другу пожелания.
-Вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось? Я очень рада, что у нас в группе есть и мальчики, и девочки. И хотя вы все разные, но все вы очень дружные, заботливые, добрые, хорошие ребята.
Заключение
Проблема поло-ролевой социализации - одна из важнейших и актуальных для современной педагогики. её решение имеет не только педагогическую, но и социальную значимость.
Проблема дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам 4-5 лет до сих пор не являлась предметом специального изучения, несмотря на то, что её обозначали и педагоги и психологи. недостаточное внимание к этой проблеме в теории и практике ведёт к нарушению формирования у девочек и мальчиков качеств женственности (мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте) и мужественности (смелость, твёрдость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола). если основы перечисленных качеств не заложены у детей с дошкольного возраста, это может привести к тому, что во взрослой жизни они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Сегодня необходима реализация одного из аспектов принципа природосообразности - воспитание согласно полу ребёнка и обращенность всех воспитательных воздействий и влияний на личность воспитанника с учётом поло-ролевой социализации.
осознание детьми 4-5 лет собственной половой принадлежности, проявляется не только на уровне внешних различий (имя, причёска, одежда, любимые игрушки и пр.), но и на уровне осознания ролевого поведения, своеобразия деятельности людей разного пола, социальных ролей, проявляются интересы и предпочтения в собственной деятельности. доказано, что половая дифференциация детей дошкольного возраста - существенный фактор, требующий соответствующего отбора содержания и способов педагогического воздействия воспитателя в процессе руководства деятельностью детей. экспериментально доказано, что девочки в большей степени проявляют интерес к преимущественно "женским" видам труда (приготовление пищи, шитье и т.д.), мальчики - отдают предпочтение преимущественно "мужскому" труду (работа с деревом, конструирование и т.д.).
у дошкольников ярко проявляются интересы и склонности, связанные с полом ребёнка. однако проблема дифференцированного воспитания девочек и мальчиков в условиях детского сада является одной из сложнейших проблем. В значительном большинстве случаев в детском саду осуществляется бесполое воспитание.
Список использованных источников
-
«Детей и подростков». – Мн.: Народная асвема, 1990. – 160 с. – (Семейная Горбатенкова Л.М. Отец и семья. – Мн.: Полымя, 1993. – 127 с. -
Дошкольная педагогика: Вучэбны дапаможнiк для студэнтоу факультэта дашкольнага выхавання:/ по ред. Н.У.Лiцвiной, В.I.Мiтраш. – Мн.: БДПУ, 1994 – 168 с. -
Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагигика, 1991. – 256 с. -
Каган В.Е. Половое воспитание девочки в семье. – М.: Советский спорт, 1990. – 48 с. -
Как воспитать гражданина: Сб. статей / Ред. – сост. И.Д.Чернышенко. – Мн.: Нар.асвема, 1980. – 96 с. – (Родителям о детях). -
Никонова Л.Я. Воспитание мальчиков и девочек в дошкольном возрасте. – Мн.: Просвещение, 1994 – 93 с. -
Островская Л.Ф. Беседы о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с. -
Петрище И.П. О половом воспитании педагогика).
Санюкевич Л.И. Половое воспитание детей и подростков. – Мн.: Народная асвета, 1979. – 48 с. – (Родителям о детях.