Файл: Пропед экз расскажите о задачах, которые решает пропедевтическая стоматология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОПЕД ЭКЗ
1. Расскажите о задачах, которые решает пропедевтическая стоматология

Пропедевтическая стоматология формирует у студентов начальные профессиональные навыки врача-стоматолога, знакомит с общими принципами обследования, диагностики, врачебной деонтологии. На фантомах в условиях, близких к клинике, студенты осуществляют практические основы препарирования, пломбирования различными пломбировочными материалами, лечения кариеса и его осложнений, а также технике удаления зубов и корней, восстановления дефектов твердых тканей зубов, зубных рядов различными конструкциями протезов

2. Расскажите структуру стоматологической поликлиники Стоматологические поликлиники – лечебные учреждения, приспособленные для оказания всех видов стоматологической помощи, кроме стационарной хирургической.

Структура стомат.поликлиники:

Основные отделения – терапевтическое, хирургическое, ортопедическое, детское Вспомогательные отделения – регистратура, рентгеновский кабинет, физиотерапевтический кабинет, зуботехническая лаборатория, диагностическая лаборатория, административно-хозяйственная часть

3.Перечислите основные санитарно-гигиенические нормативы и требования к организации стоматологического кабинета

Площадь кабинета – не менее 14 кв.м. на 1 стомат.установку и на дополнительную установку 7 кв.м. Между креслами 1,5 м., установка кресел в 1 ряд Высота потолка – не менее 3 м. На 1 человека 12 кв.м. воздуха Глубина – не превышает 6 м. Стены, потолок – гладкие, без трещин, окрашенные масляной краской в белый цвет, отштукатуренные с добавлением 5% порошка серы, керамическая плитка Пол – линолеум, керамическая плитка, не имеет щелей, заходит на стену на высоту 10 см Двери, окна – окраска эмалями, масляными красками, белый цвет, Освещение естественное – окна на север, отношение площади окон к полу 1:4–1:5, угол падения световых лучей не менее 28 градусов Освещение искусственное – общее: люминесцентные лампы; местное: бестеневые рефлекторы стомат.установки Микроклимат – центральное водяное отопление, кондиционирование(оптимальная температура в помещении не выше 22 градусов), приточно-вытяжная вентиляция(воздухообмен по протоку 2 раза в час, по вытяжке – 3 раза)

4.Укомплектуйте кабинет на 1 стомат.установку


1. Оборудование и оснащение, необходимое для непосредственного выполнения врачебных манипуляций:

Основное оборудование — стоматологическая установка, стоматологическое кресло, стул врача, стул ассистента, стоматологический стол врача.

Вспомогательное оборудование — оборудование, предназначенное для выполнения конкретных лечебных или диагностических манипуляций. Пример: аппарат для электроодонтодиагностики, диатермокоагулятор, апекслокатор, лампа для фотополимеризации полимеров, амальгамосмеситель и др.

Оснащение для стерилизации и обеззараживания — сухожаровой шкаф для стерилизации инструментария, гласперленовый стерилизатор для стерилизации мелкого инструмента, стол для стерильного инструмента, кварцевая лампа для обеззараживания воздуха помещения, вытяжной шкаф при работе с амальгамой. 3. Оборудование для работы, медицинской сестры — стол для ведения документации, компьютер (при использовании электронной документации), стул, сейф для хранения документов и электронных резервных копий.
4. Оснащение для обработки рук и предстерилизационной обработки — раковина для мытья рук, раковина для мытья инструментов (использование одной раковины и для мытья рук и для мытья инструмента недопустимо!), емкости с дезинфици-рующим и моющим растворами.
5. Медицинская мебель — шкаф многоярусный для хранения медикаментов,
инструментария, пломбировочных, перевязочных материалов, шкаф для ядовитых (А) и сильнодействующих (Б) веществ (обязательно запирающийся!), аптечка неотложной помощи, кушетка, стулья для пациентов, шкаф для санитарного инвентаря.

5.Расскажите об оснащении основных блоков стомат.установки

В комплект оборудования установки могут входить несколько блоков: блок врача, блок ассистента, гидроблок В блоке врача могут использоваться: шланги(рукава) с верхней или нижней подачей; пустер(пистолет вода-воздух); наконечник с микромотором; турбинный наконечник; ультразвуковой наконечник; полимеризационная лампа; сенсорный пульт управления перемещениями кресла, гидроблоком В блоке ассистента могут использоваться: слюноотсос с вакуумной системой для удаления жидкости из полости рта в процессе работы врача; пылесос с вакуумной системой для удаления водяного тумана, возникающего при работе наконечников с охлаждением; пустер, спрей для обработки операционной зоны; лампа для полимеризации гелиоматериалов; пульт управления креслом, гидроблоком, светильником В гидроблок входят: плевательница;

система наполнения стакана

6.Расскажите об основах эргономики врача-стоматолога

Эргономика – комплексная научная дисциплина, базирующаяся на знаниях физиологии, психологии человека Роль эргономики – организация рабочего места врача и вспомогательного персонала с учетом достижений науки и требований гигиены труда

7.Обязанности медсестры, ассистента врача-стоматолога, санитарки Обязанности санитарки : 1. Содержит помещение, инвентарь, оборудование кабинета в должном порядке, проводит ежедневную влажную уборку помещения 2. Моет грязные медицинские инструменты, готовит их для стерилизации. 3. В необходимых случаях сопровождает больных после лечения в отделения. 4. В необходимых случаях выполняет функции курьера. 5. Сдает в стирку халаты, белье и получает их. 6. Соблюдает правила техники безопасности, охраны труда и внутреннего трудового распорядка больницы.

Обязанности медсестры : Уход за оборудованием, инструментами и медикаментами; хранение медикаментов; подготовка стоматологического кабинета к приему пациента; подготовка необходимых инструментов; ведение документации, запись зубной формулы; стерилизация и дезинфекция; обработка рентгеновских пленок; ассистирование врачу стоматологу; также медсестра может давать пациентам рекомендации по уходу за полостью рта

Ассистент: подготовка стомат.оборудования к работе, контроль за его исправностью; обеспечение пациенту максимального удобства и комфорта в процессе его пребывания в стомат.кабинете; обследование тканей ЧЛО, зубов, пародонта, подвижности зубов, оценка воспаления слизистой оболочки полости рта; проведение забора биоматериала для исследования; обучение индивидуальной гигиене полости рта; подготовка пациента к физиотерапевтическим процедурам, проведение простейших физиотерапевтических процедур; ведение медицинской документации; систематическое повышение собственной квалификации

Медсестра: подготовка рабочего места врача-стоматолога к приему, проверка наличия медицинского инструментария, лекарственных препаратов, документации; проверка исправности стоматологической установки, оборудования; стерилизация и подготовка стерильного стола; помощь врачу на приеме в подготовке пломбировочного материала при проведении различных манипуляций; выписывание требований на расходные материалы, получение их у старшей медсестры; систематическое повышение собственной квалификации


8. Расскажите о положении врача, пациента при лечении зубов на нижней челюсти

В положении «10 часов» врач выполняет работу в основном на зубах нижней челюсти слева, но может работать и на всем нижнем ряду.

В положении «11 часов» врач работает с зубами на нижней челюсти справа

В положении «12 часов» врач лечит все зубы как верхней, так и нижней челюстей.

Положение пациента: глаза и пальцы ног приблизительно на одном уровне

Подбородок опущен к груди

9.Расскажите о положении врача, пациента при лечении зубов на верхней челюсти

В положении «9 часов» лечится область верхней челюсти. Зеркало должно находиться в левой руке, которая опирается на лоб пациента. Ели врач проводит работу на вестибулярной или оральной поверхности моляров и премоляров, то голову пациента следует поворачивать так, чтобы видеть эти поверхности напрямую.

В положении «11 часов» с зеркалом справа на верхней челюсти

В положении «12 часов» врач лечит все зубы как верхней, так и нижней челюстей.

Положение пациента: под шею положена подушка для максимального комфорта, с запрокидыванинием головы, положение лёжа, меньше 45 градусов

10.Расскажите об обязанностях ассистента врача-стоматолога

Ассистент: подготовка стомат.оборудования к работе, контроль за его исправностью; обеспечение пациенту максимального удобства и комфорта в процессе его пребывания в стомат.кабинете; обследование тканей ЧЛО, зубов, пародонта, подвижности зубов, оценка воспаления слизистой оболочки полости рта; проведение забора биоматериала для исследлвания; обучение индивидуальной гигиене полости рта; подготовка пациента к физиотерапевтическим процедурам, проведение простейших физиотерапевтических процедур; ведение медицинской документации; систематическое повышение собственной квалификации

11. Особенности работы «в четыре руки», «в шесть рук»

1)Особенности работы «в четыре руки»,

· При организации работы по принципу «в четыре руки» пациент располагается в кресле «в положении лежа». При лечении жевательных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла составляет 20-25°. При лечении зубов верхней челюсти или фронтальных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла не превышает 5-10°, а иногда пациента располагают горизонтально (чтобы нос и колени пациента находились примерно на одном уровне).


· Врач сидит непосредственно за головой пациента в положении «8 -12 часов» на абстрактном циферблате, перемещаясь в пределах этой зоны для обеспечения хорошего обзора и максимального удобства работы. Стул врача должен быть отрегулирован таким образом, чтобы стопы врача стояли на полу, ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90°, а туловище врача располагалось верти-кально, опираясь поясницей на спинку стула. Бедро врача находится чуть ниже подголовника кресла, поэтому голова пациента как бы воз лежит на коленях врача.

· В процессе работы стоматолог должен следовать «правилу параллели»: фронтальная поверхность лица врача должна располагаться параллельно поверхности препарируемого зуба.



Рис. 3. Эргономичное расположение ассистента при работе «в четыре руки» (Садовский В.В., 1999).

· Ассистент располагается в позиции «2-5 часов». Рабочий стол ассистента располагается справа от него. Для лучшего обзора и удобства работы ассистент должен сидеть на 10-12 см выше врача. Чтобы обеспечить эргономичную позу ассистенту (сгибание ног в коленных суставах под углом 90°), на ножке стула для ассистента делается круговая подставка для ног. Вместо традиционной спинки на стуле для ассистента делается «абдоминальный упор, который устанавливается у основания грудины на уровне мечевидного отростка и обеспечивает дополнительную опору для туловища.

· Зона передачи инструментов находится «между 5 и 8 часами»

· Для обеспечения наилучшего обзора операционного поля следует регулировать высоту кресла, степень наклона его спинки, менять положение врача по отношению к пациенту, просить пациента повернуть или запрокинуть голову, открыть пошире рот и т.д.

2) Особенности работы в шесть рук:

· Необходимость в дополнительном ассистенте возникает при работе врача с микроскопом.

· В данном случае врач располагается на 12-ти часах абстрактного циферблата, первый ассистент с 2-5-ти часов, второй ассистент с 9-12.

12. Что такое деонтология?

o Деонтология – это (учение о должном; от греч. dеоп, dеопtоs - долг, должное; 1оgоs -учение) - это учение о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике врача, совокупность морально-этических и нравственных норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, способствующее созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного.