Файл: Совершенствование полученных теоретических знаний по различным областям психологических знаний, специальным дисциплинам и междисциплинарным отраслям.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………………...…………2 1. Организационная структура организации ООО «ЭВРО» ……………………4 2. Описание должностной инструкции педагога – психолога
……….…….7 3. Разработка социально-психолого-педагогической диагностики навыков взаимодействия детей, совместно с педагогом-психологом ……………...……11 4. Характеристика ребенка, отражающая особенности его характера, интересы и склонности, особенности взаимодействия с окружающими, особенности воспитания в семье, определение их профессиональной направленности………………………………………………………………..……15 5. Экспериментальное исследование трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников……………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….…… 38
Список литературы……………………………………………………………
40
Приложения…………………………………………………………………………41
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью производственной практики (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) является получение и совершенствование профессиональных навыков, необходимых практическому психологу при реализации образовательной, организационной, управленческой деятельности в учреждениях различного типа.
Задачами производственной практики (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) являются:
— совершенствование полученных теоретических знаний по различным областям психологических знаний, специальным дисциплинам и междисциплинарным отраслям;
— применение теории на практике в условиях решения конкретных психологических задач;
— развитие профессиональных навыков наблюдательности для диагностики индивидуально-личностных особенностей и групповой динамики в структуре организации;
— обучение навыкам постановки профессиональных задач и их решению;
— развитие навыков сбора и обработки эмпирических данных, их анализ и интерпретация;
— обучение навыкам решения проблем индивидуальной и групповой совместимости, межличностной кооперации и созданию условий адекватного взаимодействия;
— совершенствование знаний по психологии, педагогике, физиологии, организационной и управленческой психологии с целью развития навыков проведения просветительской и образовательной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей;
— подготовка к работе в области образовательной и педагогической деятельности;
3
— разработка учебных занятий, семинаров, практикумов и тренингов, активизирующих познавательную и социальную активность;
— развитие профессиональных навыков, основанных на ключевых принципах и стандартах профессиональной этики;
— воспитание у студентов любви и уважения к профессии психолога, стимулирование стремления к изучению специальных дисциплин, поощрение совершенствования своих психолого-педагогических способностей и личностных качеств с целью подготовки к творческому решению организационных и учебных задач на современном этапе развития психологического знания;
— подготовка к самостоятельной работе с нормативной документацией в различных организационных структурах.
Практика проходила в ООО «ЭВРО».
4
ГЛАВА 1. Организационная структура организации ООО
«ЭВРО»
ООО «ЭВРО», основным видом деятельности является «Образование дошкольное», частное образовательное учреждение.
На рынке образовательных услуг с 2015 года.
Направленность дополнительных общеобразовательных программ:
-Техническая;
-Физкультурно-спортивная;
-Художественная;
-Социально-педагогическая;
-Естественнонаучной;
-Туристско-краеведческой.
Основные цели и задачи «ЭВРО» при реализации основного вида деятельности:
— формирование и развитие творческих способностей учащихся;
— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в развитии;
— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, общей культуры учащихся;
— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического и трудового воспитания учащихся;
— выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также учащихся, проявляющих выдающиеся способности;
— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда учащихся;
— социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;
— формирование общей культуры учащихся;
— организация содержательного досуга;
— оказание методической помощи образовательным организациям;
-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а
5 также в занятиях физической культурой и спортом.
— удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Дополнительные виды деятельности, направленные на достижение основной цели организации:
— распространение книжной и иной печатной продукции;
— проведение семинаров, тренингов, совещаний, конференций, лекций, курсов, консультаций;
— сдача в аренду имущества Учреждения;
— реализация программ дополнительного профессионального образования направленных на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней.
Управление ООО «ЭВРО» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Основные задачи Общего собрания работников являются
— общее собрание работников содействует осуществлению управленческих начал, развитию инициативы трудового коллектива.
— общее собрание работников реализует право на самостоятельность учреждения в решении вопросов, способствующих оптимальной организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности.
— общее собрание работников содействует расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно- общественных принципов.
Главными задачами Педагогического совета являются:
6
— Реализация государственной политики по вопросам образования;
—
Ориентация педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса;
— Разработка общей методической темы и её содержания в деятельности;
— Ознакомление с достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом и внедрение их в практическую деятельность;
— Решение вопросов по организации образовательного процесса;
— Принимать решения об изменении образовательных программ (отдельных разделов, тем и т.д.) о коррективе сроков освоения образовательных программ, об изучении дополнительных разделов из других образовательных программ.
7
ГЛАВА 2. Описание должностной инструкции педагога –
психолога
Осуществления психологической работы в организации ООО «ЭВРО» осуществляется педагогом-психологом Симаковой Т.Е.
Должностной инструкции педагога – психолога в приложении 1.
В основу разработки рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удовлетворения как возрастных потребностей ребенка, так и потребностей, связанных с индивидуальной траекторией развития дошкольника, что позволяет реализовывать права и свободы подрастающей личности. ФГОС ДО создают основу для реализации той глобальной задачи дошкольного образования, которую А.В.Запорожец определил так: дошкольное воспитание призвано заложить основы всего последующего формирования личности ребенка. Также глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования.
В работе Л.А.Венгера психологизация рассматривается как участие психолога в воспитательном процессе, направленном:
— на психологическое просвещение персонала;
— гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;
— адаптацию ребенка к детскому саду;
— организацию разновозрастного общения.
В ходе прохождения производственной практики были изучены должностные инструкции специалиста педагога-психолога:
Педагог-психолог работает по графику, утвержденному руководителем
ООО «ЭВРО», с нагрузкой на одну ставку 36 ч в неделю. Из них 18 ч в неделю отводится на диагностическую, а также коррекционную и развивающую
8 педагогическую работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в детском саду, на участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии; оставшиеся 18 ч в неделю проводит подготовку к работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, готовится к экспертно-консультативной работе с педагогическими работниками и родителями детей, осуществляет организационно-методическую деятельность, участвует в методических объединениях, ведёт документацию.
К главным направлениям деятельности педагога-психолога ДОУ относятся:
—
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного и образовательного процессов в дошкольном образовательном учреждении;
— Контроль психического развития детей и своевременном предоставлении психологической, консультационной, коррекционной помощи детям, родителям
(лицам, их замещающим) и педагогическим работникам ООО «ЭВРО» в связи с требованиями ФГОС ДО;
— Защита прав и свобод несовершеннолетних;
— Психологическая диагностика, психологическая профилактика.
Педагог-психолог должен выполнять нижеперечисленные должностные обязанности:
— Осуществлять свою профессиональную деятельность, направленную на сохранение психологического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в детском саду, на создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка в ходе воспитания, образования, социализации в условиях реализации ФГОС.
— Принимать участие при приеме детей в образовательные учреждения с целью своевременного выявления психологических проблем, вместе с воспитателем разрабатывает программу.
— Согласно годовому плану работы детского образовательного учреждения
9 самостоятельно планировать свою работу на год, полугодие и помесячно.
— Оказывать содействие охране прав личности согласно Конвенции о правах ребенка.
— Помогать гармонизировать социальную сферу детского сада и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дизадаптации.
— Выявлять факторы, препятствующие развитию личности детей и принимать меры по оказанию им разных видов психологической помощи
(психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).
— Предоставлять консультативную помощь воспитанникам, их родителям
(законным представителям), педагогическому коллективу в решении определенных проблем.
— Осуществлять психологическую диагностику, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
— Выполнять диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, учитывая достижения в сфере педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также новейших информационных технологий.
— Составлять психолого-педагогические заключения в целях ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
— Принимать участие в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС, развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности учитывая индивидуальные и половозрастные особенности воспитанников, в обеспечении соответствующего уровня подготовки детей, согласно федеральным государственным образовательным требованиям.
—
Проводить психологическую поддержку творчески талантливых воспитанников, оказывать содействие их развитию и организации развивающей среды.
10
— Выявлять у детей степень нарушений (умственного, физиологического, эмоционального характера) в развитии, а также разного вида отклонений социального развития и осуществлять их психолого-педагогическую коррекцию.
— Разрабатывать рекомендации для педагогов и родителей по вопросам психического развития, воспитания и обучения детей, в том числе с проблемами умственного, эмоционального и социального развития.
— Формировать психологическую культуру детей, педагогических работников и родителей, способствовать повышению социально-психологической грамотности педагогов, родителей (законных представителей).
— Проводить консультации работников детского образовательного учреждения по вопросам развития воспитанников, практического использования психологии для решения педагогических задач, повышения социально- психологической компетентности педагогов, родителей
(законных представителей).
— Давать оценку эффективности образовательной деятельности педагогов, учитывая развитие детей, применяя в своей работе компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.
— Осуществлять психологическую диагностику различного профиля и предназначения, динамику и анализ данных согласно плану работы, запросам администрации, педагогов и родителей и в рамках консультативного процесса.
Деятельность педагога-психолога строится в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом цели и задач, определённых планом воспитательной работы.
В процессе прохождения производственной практики образовательного учреждения, анализируя должностные инструкции педагога-психолога я ознакомилась с теоретическими основами профессиональной деятельности.
Данные знания нацелили меня на осознание большого значения своей будущей профессии, что в свою очередь посодействовало формированию психологической готовности к профессиональной деятельности.
11
ГЛАВА 3. Разработка социально-психолого-педагогической
диагностики навыков взаимодействия детей, совместно с
педагогом-психологом
Вместе с педагогом-психологом ООО «ЭВРО» была разработана и проведена социально-психолого- педагогическая диагностика навыков сотрудничества со сверстниками у детей.
Психологическое обследование детей в ООО «ЭВРО» проводится в двух направлениях:
1) экспресс диагностика, проводится с целью изучения особенностей психического развития всех детей, посещающих дошкольное учреждение;
2) углубленная диагностика проводится для уточнения психологического диагноза для детей, включенных в группу «риска» и детей, с которыми ведется работа по запросу родителей или воспитателей (в последнем случае диагностика включается в процесс консультирования).
Основные методы, используемые педагогом-психологом — наблюдение, тестирование, беседа, кроме того, изучаются продукты деятельности ребенка.
Законом РФ «Об образовании» определяется свобода выбора специалистами и педагогами методов и средств в работе с участниками образовательно- воспитательного процесса. Таким образом, педагог-психолог имеет право выбора конкретных методик психологического обследования детей в ДОУ.
Для проведения работы были выбраны дети 5-ти лет ООО «ЭВРО».
Методики диагностического исследования разрабатывались с учетом совместной и индивидуальной деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития.
За основу диагностического исследования были взяты следующие методики:
— Методика «10 слов», автор: А.Р. Лурия;
— Методика «Рыбка», Автор: В.В.Холмовская.
Первая методика «10 слов», автора: А.Р. Лурия.
Инструкция: Ребёнку предлагается запомнить и повторить простые, не