Файл: Совершенствование полученных теоретических знаний по различным областям психологических знаний, специальным дисциплинам и междисциплинарным отраслям.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31
Упражнение «недосказанное слова»
Цель: дать участникам возможность изложить невысказанные на предыдущем этапе мысли.
Время: 1:00.
Процедура:
Пусть каждый напишет 5-10 вопросов, на которые он сам хотел бы дать ответ.
Тот из участников, кто хочет дать интервью, сам выберет себе интервьюера, даст ему список своих вопросов. Интервьюер вправе задавать вопросы в любом порядке, а также дополнять их своими. При этом респондент не обязан на них отвечать. Обсуждения.
Вступительное слово
Разминка
Цель: Формирование навыков психомоторной взаимодействия, уменьшение коммуникативной дистанции между членами группы, повышение уровня доверия друг к другу.
Время: 10 минут.
Процедура:
Разбейтесь случайным образом на пары. Пусть один из партнеров станет к другому спиной и отступит на один шаг. Теперь вам предстоит полностью расслабиться и просто упасть назад. За вами стоит ваш товарищ
, он подхватит вас. Теперь поменяйтесь местами. Обсуждения. У кого какие впечатления? Что вы чувствовали, когда падали? А когда ловили?
Упражнение «Биографическая разминка»
Цель: Изучение участниками себя, своих ресурсов в прошлом, настоящем и будущем.
Время: 30 минут.
Процедура:
Представьте весь свой жизненный путь от рождения и до смерти. С помощью трех кругов попробуйте изобразить свои представления о времени. Круги
32 обозначают прошлое, настоящее и будущее. Разместите их так, чтобы они выражали ваше переживание взаимосвязи вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Это могут быть круги разной величины. Укажите, какой круг котором времени отвечает. Объясните, почему вы разместили ваши круга именно так?
Психогимнастика
Цель: повысить настроение, снизить усталость. Способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
Время: 30 минут.
Процедура:
Участники садятся в круг. Тренер раздает карточки, на которых написаны названия животных. Названия повторяются на двух карточках. «Прочитайте, пожалуйста, написанное на вашей карте. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карту можно забрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось. После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?». После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Упражнение «Выявление конструктов и ценностей» (репертуарные и ранговые решетки Дж. Келли)
Цель: осознание личной ценностно-смысловой сферы.
Время: 90 минут.
Процедура:
33
Самое важное в нашей следующей работе – помнить, что элементами решеток обязательно должны быть значимые в профессиональной сфере люди (а их мы обнаружили с помощью каузометрии).
1. В поле «Значимые люди» впишите 10 человек, соответствуют событиям с максимальной значимостью. Для этого нужно использовать предыдущую таблицу значимостей.
2. Сравните этих людей в группах по три человека. В каждой строке таблицы – по одной тройке людей. Посмотрите внимательно на первую тройку и подумайте, два человека из этой тройки является наиболее похожими между собой и вместе с тем отличаются от третьего? Отметьте в закрашенных клетках двух похожих людей, а в поле «Сходство» напишите риса, по которой эти два человека могут быть объединены. В поле «Отличие» напишите черту, отличающую третьего человека от двух других.
3. Перенесите в следующую таблицу значимых людей из предыдущей анкеты.
Те качества, которые вы считаете важными для вас лично и для людей вообще, перенесите в другую анкету в поле
«Качества».
4. Оцените всех значимых лиц по каждому качеству (шкала может быть 10- балльной).
После работы с оценочными решетками участники могут проанализировать систему собственных конструктов.
Наиболее значимые конструкты будут иметь наибольший балл.
Упражнение «Создание очерка самохарактеристики»
Процедура:
Запишите очерк самохарактеристики в профессиональной деятельности.
Очерки пишутся о себе в свободной форме, причем в третьем лице.
Сделайте анализ ценностей и качеств личности
, которые проявляются в работе и т.п.
Время на выполнение этой задачи – 30-50 минут, объем – 2-3 страницы.
Обсуждения.
Прощание
34 4-й день
Поздравление
Разминка «Внутреннее состояние»
Цель: осознание особенностей внутренних состояний.
Время: 10 минут.
Процедура:
Бросая мяч друг другу, необходимо назвать имя того, кому бросили мяч. Тот, кто получил мяч, принимает позу, отражает его внутреннее состояние.
Остальные участники повторяют эту же позу и пытаются почувствовать и понять состояние своего коллеги. Обсуждения.
Вступительное слово
Психогимнастика
Цель: мобилизовать внимание участников группы, улучшить настроение; оптимизация работоспособности группы.
Время: 15 минут.
Процедура: Участники становятся в круг. «Будем по очереди выполнять любые действия. Делать это надо будет не вербально, но постараться, чтобы все мы поняли, какое действие вы совершаете. Кто-то из нас первым начнет выполнять свое действие, а мы все вместе за ним будем выполнять это действие к моему сигналу. После сигнала начнет выполнять следующий по кругу (по часовой стрелке)». После того как упражнение будет завершено, тренер спрашивает, обращаясь к группе, действие выполнял первый участник, которую – второй и т.д. При этом каждый раз тренер уточняет в «авторов», правильно их поняли.
Упражнение «Создание очерка фиксированной роли»
Цель: осознание и анализ собственных социально-ролевых позиций и позиций других людей.
Время: 2:00.
Процедура:
Тренер отмечает: «Сегодня вы будете создавать новые роли для своих коллег.
При написании этих очерков необходимо пользоваться системой определенных
35 правил: необходимо развивать основную тему, а не исправлять незначительные недостатки; роль должна носить гипотетический характер (принимать во внимание события из повседневной жизни); роль должна быть близкой человеку».
Идентификация ценностных групп. «Обменяйтесь своими рабочими альбомами. Для этого необходимо передавать их по кругу друг другу. Когда я скажу «Стоп», вы остановитесь и у каждого в руках окажется чей-то альбом».
Группа делится на тройки так, чтобы к тройке не попали участники, альбом которых имеет тройка, а также чтобы альбомы участников каждой тройки находились в трех разных группах.
«Теперь я прошу вас посмотреть на ценности, изображенные на плакате, и на конструкты в оценочных решетках в альбомах. На плакате вы видите три группы ценностей, которые характеризуют внутренне мотивированный человека,
– самодетерминованность, компетентность, значимые межличностные отношения. Ваша задача – распределить конструкты людей, альбомы которых вы держите в руках. Посмотрите внимательно на каждый из конструктов и поставьте у него название группы
, в которую его можно отнести. Начинайте, только помните: у вас в руках чужую жизнь, так же как и ваша жизнь сейчас в руках кого-то другого». Обсуждения. Согласны все с такими систематизации?
Трансформация системы конструктов. «А теперь нам следует предложить каждому человеку новую систему конструктов!
Наделите человека, ценностную сферу которой вы анализируете, новой системой конструктов, такой, которая, по вашему мнению, была бы для нее полезной и отвечала идеалу внутренней мотивации. Обязательно учитывайте жизненный путь человека, его качества, ваши впечатления о ней, чтобы и система конструктов, вы предложите, не была слишком далека для нее.
Работайте сначала с ценностями самодетерминации, потом
– с компетентностью, далее – по значимым отношениям.
Новую систему конструктов сначала записывайте на чистые листы бумаги.
36
После ознакомления с ней других участников тренинга и обсуждения вам будет необходимо переписать ее в рабочий альбом того человека, с которым вы работали.
Готово? Теперь проведем презентацию.
Для этого мы будем расформировывать по одной тройке. Каждый участник расформированной тройки идет в ту тройку, которая работала с его альбомом, становится якобы клиентом трех психологов и рассматривает предложенную ему систему ценностей. Тройка обосновывает выбор конструктов, а клиент выражает свое согласие или несогласие с ними. В случае несогласия с каким-то конструктом все анализируют причину этой несогласия. Если все разногласия согласованы, новая система конструктов заносится в рабочий альбом клиента.
Клиент возвращается к своей тройки, а его альбом остается в тройку психологов. После этого обсуждается следующая тройка и т.д.
Создание очерка фиксированной роли. «Итак, новые системы конструктов созданы. Однако для того чтобы ими можно было пользоваться в жизни, следует включить эти конструкты в жизненные ситуации личности, конкретизировать их в виде единиц поведения.
Поэтому сейчас мы будем писать фиксированные роли. Вы все читали пьесы.
Мы будем делать нечто подобное. Вам предстоит на основе новой системы конструктов создать новые способы поведения клиента в различных жизненных ситуациях (на работе, дома, при общении с друзьями и коллегами).
Акцентируйте свое внимание на профессиональной деятельности, поскольку именно это является целью наших занятий.
Давайте теперь представим очерки фиксированных ролей для всех участников тренинга. Обсудим каждый из очерков, потому что это очень важно.
Итак, все ознакомились со своими очерками. Теперь пусть каждый возьмет свой очерк и прочитает его еще раз. Нет возражений? Принимаете? Если нет, обсуждение продолжается.
Психогимнастика
37
Цель: снизить напряжение, усталость, улучшить настроение участников.
Время: 15 минут.
Подведение итогов тренинга. Прощание.
38
1 2 3 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Согласно содержанию индивидуального задания, выполняемого в период производственной практики
(практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) мною были выполнены следующие виды работ, направленные на увеличение своих знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
В результате прохождения практики я приобрела следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
− способность самостоятельно анализировать документы, необходимые для организации образовательной деятельности;
− способность анализировать специфику деятельности педагога-психолога;
− умение анализировать и осуществлять интерпретацию результатов по диагностическим методикам;
− умение разрабатывать и проводить занятия, тренинги с обучающимися;
− готовность организовывать и проводить различные виды психолого- педагогической деятельности с обучающимися;
− способность самостоятельно организовывать поиск и аналитическую обработку информации, разработка рекомендаций по приемам оказания первой помощи и методам защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
− умение проводить рефлексивный анализ проведенных мероприятий на основе взаимодействия с участниками образовательных отношений и педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
− готовность развивать творческий потенциал обучающихся в процессе руководства учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, стимулирование активности, инициативности и
39 самостоятельности.
За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится. В данной работе были достигнуты все поставленные задачи. В этом вижу положительное значение прохождения практики.
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Коротаева,
Е.В.
Основы педагогических взаимодействий
[Электронный ресурс] : учеб.пособие / Е.В. Коротаева. — М. ; Берлин : Директ-
Медиа, 2014. — 160 с. — Режим доступа: https://biblioclub.ru/
2. Пономарева, И.М. Работа психолога в кризисных службах
[Электронный ресурс] : учеб.пособие / И.М. Пономарева. — СПб : Санкт-
Петербургский государственный институт психологии и социальной работы,
2014. — 198 с. — Режим доступа: https://biblioclub.ru/
3. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учебник и практикум для академ. бакалавриата / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова ;
Тюменский государственный университет .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. :
Изд-во Юрайт, 2017 .— 230с.
4. Колдаев В. Д. Методология и практика научно-педагогической деятельности: Учебное пособие / Колдаев В.Д. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ
ИНФРА-М, 2017. — 400 с.
5. Боровкова Т.И. Боровкова, Т.И. Педагогическая инноватика как источник продуктивной творческой деятельности педагога-практика
[Электронный ресурс] / Т.И. Боровкова. — М.: Инфра-М; Znanium.com, 2015.
— 12 с.
6. Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании / Киселев Г.М., Бочкова Р.В., — 2-е изд., перераб. и доп. —
М.:Дашков и К, 2018. — 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com
7. Гончарова С. И. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования / Гончарова В.Г., Подопригора В.Г.,
Гончарова С.И. — Краснояр.: СФУ, 2014. — 248 с. –Режим доступа: http://znanium.com
8. Даринская Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Даринская Л.А. —