Файл: Совершенствование полученных теоретических знаний по различным областям психологических знаний, специальным дисциплинам и междисциплинарным отраслям.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41
СПб:СПбГУ, 2017. — 124 с. – Режим доступа: http://znanium.com
9. Караванова, Л. Ж. Психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров / Л. Ж. Караванова. – М.: Дашков и К, 2014. – 264 с. – Режим доступа : http://znanium.com
10. Крылова М. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования : основы теории и практики : учеб. пособие / М.А. Крылова. — М.
: РИОР : ИНФРА-М, 2018. — 96 с. –Режим доступа: http://znanium.com
11. Левченко И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании: Учебник / Левченко И.Ю., Волковская Т.Н., Ковалева Г.А. — М.:
НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 314 с. – Режим доступа: http://znanium.com
12. Николаева, Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников: конспекты занятий / Е. П. Николаева. – СПб. : ООО
«Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 90 с.
13. Овчарова Р. В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя : учеб. пособие / Р.В. Овчарова. — 2-е изд. — М. : РИОР : ИНФРА-М,
2017. — 275 с. – Режим доступа: http://znanium.com
14. Пашкевич А. В. Основы проектирования педагогической технологии.
Взаимосвязь теории и практики: Уч.мет.пос. / Пашкевич А.В. — 3 изд., испр. и доп. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 194 с.
15. Подымова Л. С. Тьютор в образовательном пространстве : учеб. пособие / В.П. Сергеева, И.С. Сергеева, Г.В. Сороковых [и др.] ; под ред. В.П.
Сергеевой. — М. : ИНФРА-М, 2018. – Режим доступа: http://znanium.com
16. Психология и педагогика высшей школы: учеб. пособ. / Л. Д.
Столяренко [ и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 620с.
17. Соколкова Н. Е. Психолого-педагогические основы сотрудничества в высшей школе: Монография / Н.Е.Соколкова — М.: Вузовский учебник, НИЦ
ИНФРА-М, 2017. — 216 с. – Режим доступа: http://znanium.com.
42
ПРИЛОЖЕНИЕ
Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ (детском саду) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного
Приказом
Минздравсоцразвития №761н от 26 августа 2010г в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской
Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года, Трудовым кодексом Российской
Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.3. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
1.4. В процессе работы педагог-психолог руководствуется законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, требованиями ФГОС ДО и рекомендациями по их применению, инструментарием.
43
Также, педагог-психолог руководствуется данной должностной инструкцией педагога-психолога ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, Уставом детского сада, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка,
Трудовым договором, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, приказами заведующего и другими локальными нормативными актами дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Педагог-психолог ДОУ при выполнении обязанностей должен знать: важнейшие направления развития образовательной системы Российской
Федерации; законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения;
Декларацию прав и свобод человека;
Конвенцию о правах ребенка;
Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ в редакции от 29.06.2013г «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, занятости детей и их соцзащиты; общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, психодиагностики, психогигиены, психологической консультации и психологической профилактики; новейшие методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы, приемы и способы занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья; методы и приемы применения образовательных технологий, в том числе дистанционных;
44 актуальные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, осуществление компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, принтером, электронной почтой и браузерами, текстовым редактором и презентациями, мультимедийным оборудованием; методику убеждения, обоснования своей позиции, установления контакта с детьми разных возрастов, их родителями (законными представителями), коллегами по работе; методы выявления причин конфликтных ситуаций, их предупреждения и решения; правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, порядок эвакуации при чрезвычайной ситуации в учреждении.
Также, психолог должен знать свою должностную инструкцию педагога- психолога в детском саду, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара и эвакуации.
1.6. Педагог-психолог работает по графику, утвержденному руководителем
ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 36 ч в неделю. Из них 18 ч в неделю отводится на диагностическую, а также коррекционную и развивающую педагогическую работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в детском саду, на участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии
ДОУ; оставшиеся 18 ч в неделю проводит подготовку к работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, готовится к экспертно-консультативной работе с педагогическими работниками и родителями детей, осуществляет организационно-методическую деятельность, участвует в методических объединениях, ведёт документацию.
2. Функции
К главным направлениям деятельности педагога-психолога ДОУ относятся:
2.1.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного и
45 образовательного процессов в дошкольном образовательном учреждении;
2.2. Контроль психического развития детей и своевременном предоставлении психологической, консультационной, коррекционной помощи детям, родителям
(лицам, их замещающим) и педагогическим работникам ДОУ в связи с требованиями ФГОС ДО;
2.3. Защита прав и свобод несовершеннолетних;
2.4. Психологическая диагностика, психологическая профилактика.
3. Должностные обязанности педагога-психолога ДОУ
Педагог-психолог должен выполнять ниже перечисленные должностные обязанности:
3.1. Осуществлять свою профессиональную деятельность, направленную на сохранение психологического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в детском саду, на создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка в ходе воспитания, образования, социализации в условиях реализации ФГОС ДО.
3.2. Принимать участие при приеме детей в образовательные учреждения с целью своевременного выявления психологических проблем, вместе с воспитателем разрабатывает программу.
3.3. Согласно годовому плану работы детского образовательного учреждения самостоятельно планировать свою работу на год, полугодие и помесячно (по согласованию с руководством психологической службы и последующим утверждением руководителем ДОУ).
3.4. Оказывать содействие охране прав личности согласно Конвенции о правах ребенка.
3.5. Помогать гармонизировать социальную сферу детского сада и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дизадаптации.
3.6. Выявлять факторы, препятствующие развитию личности детей и принимать меры по оказанию им разных видов психологической помощи
(психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).
46 3.7. Предоставлять консультативную помощь воспитанникам, их родителям
(законным представителям), педагогическому коллективу в решении определенных проблем.
3.8. Осуществлять психологическую диагностику, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
3.9. Выполнять диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, учитывая достижения в сфере педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также новейших информационных технологий.
3.10. Составлять психолого-педагогические заключения в целях ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
3.11. Принимать участие в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС ДО, развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности учитывая индивидуальные и половозрастные особенности воспитанников, в обеспечении соответствующего уровня подготовки детей, согласно федеральным государственным образовательным требованиям.
3.12. Проводить психологическую поддержку творчески талантливых воспитанников, оказывать содействие их развитию и организации развивающей среды.
3.13. Выявлять у детей степень нарушений (умственного, физиологического, эмоционального характера) в развитии, а также разного вида отклонений социального развития и осуществлять их психолого-педагогическую коррекцию.
3.14. Разрабатывать рекомендации для педагогов и родителей по вопросам психического развития, воспитания и обучения детей, в том числе с проблемами умственного, эмоционального и социального развития.
3.15. Формировать психологическую культуру детей, педагогических
47 работников и родителей, способствовать повышению социально- психологической грамотности педагогов, родителей
(законных представителей).
3.16. Проводить консультации работников детского образовательного учреждения по вопросам развития воспитанников, практического использования психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей).
3.17. Давать оценку эффективности образовательной деятельности педагогов, учитывая развитие детей, применяя в своей работе компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.
3.18. Осуществлять психологическую диагностику различного профиля и предназначения, динамику и анализ данных согласно плану работы, запросам администрации, педагогов и родителей и в рамках консультативного процесса: определять уровень психического развития воспитанников и готовности их к обучению в учебном заведении; наблюдать и проводить индивидуальную работу с детьми в течение периода их адаптации к детскому саду; выявлять у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также разного рода отклонений социального развития и проводить их психолого-педагогическую коррекцию; проводить дифференциальную диагностику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей с задержкой психического развития (по запросу специалистов соответствующего профиля); индивидуально обследовать детей по запросам родителей (законных представителей) и педагогических работников.
3.19.
Разрабатывать и использовать: коррекционно-развивающие
(апробированные и авторские) программы и технологии.
3.20. Проводить специальные развивающие и коррекционные занятия с воспитанниками по познавательному и эмоционально – личностному развитию
48 на основании диагностических показаний, в т.ч. в группах компенсирующего вида; тренинги для педагогов и родителей (законных представителей).
3.21. Вести требуемую отчетно-учетную документацию по специальной форме и использовать ее по назначению: карты психологического обследования детей; годовой план работы; заключения по результатам проведенных психологических обследований; журнал консультаций с родителями (лицами, их замещающих); журнал консультаций с педагогическими работниками; карты психолого-медико-социальной помощи воспитанникам; журнал коррекционной работы (отражает ход коррекционного обучения); программу коррекционно-развивающих мероприятий; аналитические справки (анализ работы за год).
3.22. Участвовать в заседаниях педсовета, психолого-медико-педагогической комиссии детского дошкольного учреждения, иных формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий, участвовать в семинарах, круглых столах и конференциях по внедрению ФГОС ДО.
3.23. Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей во время воспитательно- образовательного процесса.
3.24. В случаях, не входящих в профкомпетенцию, направлять детей на консультацию в медицинские, психолого – медико – педагогические центры.
3.25. Педагог-психолог, реализующий образовательную программу ДОУ, должен уверенно обладать основными знаниями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в ФГОС ДО.
3.26. Соблюдать профессиональную этику, сохранять профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространять сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними не требуется для решения определенных проблем и может причинить вред ребенку или его окружающим.
49 3.27. Соблюдать этические нормы психолога и этические нормы поведения в
ОУ, в быту и в общественных местах;
1 2 3 4