Файл: Совершенствование полученных теоретических знаний по различным областям психологических знаний, специальным дисциплинам и междисциплинарным отраслям.pdf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 количеству набранных баллов необходимо выделить стремление к власти
(мотив власти).
С помощью методики «Барьеры педагогической деятельности» определялись причины, препятствующие педагогу осуществлять свои замыслы.
Для расширения взглядов на психологические барьеры, с которыми сталкиваются педагоги, можно применить такие анкеты:
Анкета «Факторы, способствующие / препятствующие обучению, развитию, саморазвитию учителей в школе»
Педагогам необходимо оценить по 5-балльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие их учебе и развитию: 5 – препятствуют
(или стимулируют), 4 – скорее да, чем нет, третьи да, и нет, 2 – скорее нет, 1 – нет.
Факторы, препятствующие:
1. Собственная инерция.
2. Разочарование из-за неудач, которые были раньше.
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих
(зависть, ревность), плохо воспринимают в вас изменения и стремление к новому.
5. Неадекватный обратная связь с членами коллектива и руководителями, то есть отсутствие объективной информации о себе.
6. Состояние здоровья.
7. Нехватка времени.
8. Ограниченные ресурсы, сложные жизненные обстоятельства.
Факторы, стимулирующие:
1. Школьная методическая работа.
2. Обучение на курсах.
22 3. Пример и влияние коллег.
4. Пример и влияние руководителей.
5. Организация труда в школе.
6. Внимание к этой проблеме руководителей.
7. Доверие.
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментировать.
9. Занятия самообразованием.
10. Интерес к работе.
11. Растущая ответственность.
12. Возможность получения признания в коллективе.
При обработке результатов выделяют три категории педагогов по признакам: «активное саморазвитие», «саморазвитие, не сложилось, зависящее от условий» и «остановлено саморазвитие».
Анализируя факторы, препятствующие обучению и развитию педагогов, можно представить их в такой последовательности: весомым фактором, препятствующим, является отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей, не менее весомым фактором, на который ссылаются педагоги, является нехватка времени и ограниченные ресурсы, сложные жизненные обстоятельства. Также высокий средний балл набрал такой фактор
, как враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимают в вас изменения и стремление к новому. Поэтому можно сделать вывод, что руководителям учебных заведений необходимо уделять больше внимания обучению и развитию педагогов, то есть способствовать активному саморазвитию педагогов путем обеспечения педагогов необходимыми ресурсами, а также поощрение участия в различных городских, областных, районных конкурсах для педагогов, где можно продемонстрировать свои знания. Если руководитель будет поддерживать и помогать педагогам, в коллективе создастся благоприятная атмосферу для перемен, не будет зависти и
23 ревности. И вообще, если коллектив будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном процессе и в управлении, то учебное заведение будет развиваться. Содержание поисковой деятельности должно быть актуальным как для каждого педагога, так и коллектива в целом. Именно поисковый характер деятельности педагога формирует потребность в самообразовании, стремление к контактам с коллегами, изучение передового опыта
, обеспечивает возможность реализовать себя как профессионала и личность. если коллектив будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном процессе и в управлении, то учебное заведение будет развиваться.
Сейчас нередко обучение и развитие учащихся проводится по нетрадиционным дидактическими системам. Это требует от педагога определенной перестройки.
В зависимости от дидактической системы отличается отношение педагога к различным субъектам образовательного процесса: к ученикам, к взаимодействию с их родителями, меняются взаимоотношения педагога с администрацией, с педагогической общественностью, отличается, наконец, отношение педагога к основаниям своей деятельности. Важным становится вопрос, как педагог осознает основу своей работы в конкретной, новой для него дидактической системе. Актуальным является развитие личностных и профессионально значимых качеств педагогов, отвечающих требованиям конкретной дидактической системы.
Особое значение приобретает проблема мотивационной готовности, является одной из центральных в подготовке педагога, поскольку только адекватная целям профессиональной деятельности мотивация обеспечит гармоничное осуществления этой деятельности и самораскрытия педагога.
Анализируя факторы, способствующие обучению и развитию педагогов, заметим, что организация труда стоит на первом месте. Далее следуют такие факторы, как: интерес к работе, внимание к этой проблеме руководителей
, возможность получения признания в коллективе, пример и влияние коллег. По
24 анализу факторов, препятствующих или стимулируют, можно сделать единственный вывод – саморазвитие педагогов в первую очередь зависит от действий руководителя, то есть от организации работы, от его внимания к обучению педагогов, заинтересованности в этом, а также от того, может ли он создать благоприятную атмосферу в коллективе.
Влияние мотивации на поведение педагогов зависит от множества факторов, он очень индивидуальным и может меняться под влиянием мотивов и обратной связи с деятельностью человека. Как личность, мотивационный процесс имеет личностный характер, и то, что один может побудить к труду, другой оставит равнодушным к ее выполнению. Поэтому для общего повышения мотивации педагогической деятельности, необходимо принимать мотивационных мероприятий на основе полученных данных, не оставляя без внимания, конечно, личностный подход.
Тренинг развития профессиональной мотивации и самосознания
1-й день
Вступительное слово.
Приветствие «Рукопожатие».
Каждый из участников группы поочередно подходит ко всем остальным, скрестив свои руки, принимает в них составлены накрест руки партнера и во время рукопожатия говорит ему что-то приятное (комплимент, пожелания и т.п.).
Правила поведения в группе
1. Я говорю «я», а не «мы» или «все».
2. Я не использую общие фразы и штампы.
3. Я говорю о том, что мешает мне участвовать в работе группы.
4. Я не говорю о других в третьем лице (он, она), а обращаюсь непосредственно к ним.
5. Я всегда могу сказать «нет».
6. Все, что я здесь говорю и слышу, не выносимо за пределы группы.
25 7. Я стараюсь придерживаться принципа «здесь и теперь».
Знакомство «Наши имена», «Взаимные презентации»
Цель: Предоставить участникам возможность познакомиться, повысить уровень удобства общения, создать атмосферу невынужденных взаимодействия членов группы.
Время: 1:00.
Процедура:
1. Участники становятся в круг и берутся за руки. Каждый по очереди делает шаг в центр и говорит свое имя в той форме, в которой оно ему больше нравится. После этого по сигналу все участники делают шаг вперед и вместе повторяют это имя.
2. Участники становятся в круг. Одна половина круга будет под номером 1, а вторая – под номером 2; каждый номер 2 должен схватить кого-то из команды
1. Таким образом участники разбиваются на пары, удобно размещаются, каждому участнику дается 2 минуты, в течение которых они молча смотрят друг на друга. В течение 5 минут нужно рассказать о себе своему партнеру. По окончании 5 минут участники меняются ролями. Участники возвращаются в круг. Каждый рассказывает о своем партнере от его имени. Обсуждение: какие впечатления, узнали что-то новое о себе, о других. Что вы чувствовали, когда говорили от вашего имени? А когда вы говорили от имени партнера?
Упражнение «Анализ жизни».
Цель: проанализировать прошлое, чтобы сформировать или осознать новые цели в жизни.
Время: 30 минут.
Процедура:
Возьмите альбомы и составьте список того, что в вашей жизни отмирает, становится слабым, теряет значимость, отходит на второй план. Возможно, заканчивается дружба или работа. Или постепенно становятся другими внутренняя позиция, жизненная философия, политические взгляды.
Сосредоточьтесь на том, что меняется, но еще не исчезло до конца. Составьте
26 еще один список – перечень того, что находится в стадии развития, того, что еще не стало полноценной частью вашей жизни. Это может быть то, что вот-вот появляется, становится все более важной частью вашей жизни. Возможно, это новая дружба, новый интерес, какое-то желание.
Выберите теперь со второго списка тот пункт, что вам особенно интересным и важным. Попробуйте дать ему небольшое пояснение: Какова предыстория появления? Что помогает становлению? Что мешает? Может ли это стать важной жизненной целью?
Какой будет ваша жизнь
, если это будет развиваться дальше?
Психогимнастика
Цель: Улучшить настроение, повысить непринужденность поведения членов группы, сократить дистанцию в общении.
Время: 15 минут.
Процедура:
Участники группы стоят в двух шеренгах, повернувшись лицом в одну сторону.
Тренер встает у одного из концов шеренги. «Все задачи нужно выполнять молча. Надо стремиться выполнить каждое задание как можно быстрее и в то же время как можно точнее. Задача первая: надо расположиться в шеренге так, чтобы в начале шеренги стоял высокий из участников, а на противоположном конце шеренги – тот, у кого самый рост». После того как задание выполнено, можно предложить участникам взаимно проверить точность выполнения задания.
«Задача вторая: в начале шеренги поставить человека с темным волосами, на противоположном конце шеренги – с самым светлым волосам; в начале шеренги поставить человека с наиболее темными глазами, в конце – с самыми светлыми; начало шеренги – этом 1 января, конец – тридцать первого декабря.
Надо расположиться за датами
(без учета года) рождения.
Упражнение
«Сила моих желаний»
(«Волшебный магазин»)
Цель: Вдохновить участников подумать об истинных целях и смысле жизни.
27
Время: 30 минут.
Процедура:
Представьте, что вы идете по узкой тропинке через лес. Посмотрите вокруг себя. Что это за лес? Светлый или темный? Что вы слышите? Вдруг тропа возвращает и выводит вас к старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите в него. Вы видите перед собой различные стеллажи, ящики, стаканы.
Этот дом оказался старым магазином. Причем волшебным. Я – продавец.
Милости прошу! Здесь вы можете получить все, что только захотите от жизни.
Но есть правило: за выполнение любого желания вы от чего-то отказаться или что-то отдать.
Тот, кто хочет воспользоваться услугами магазина, может подойти ко мне и сказать, что он желает приобрести. Я задам только один вопрос: «Что ты отдашь за это?» Покупатель должен решить, готов ли он сделать обмен, и если да, то чем именно он готов заплатить. Больше я ничего говорить не буду. Через некоторое время ко мне может подойти кто-то еще. Теперь, если кто-то хочет, может сам попробовать себя в роли хозяина магазина.
Упражнение «Запрещенные желания»
Цель: дать участникам возможность понять для себя, как работать с запрещенными желаниями.
Время: 30 минут.
Процедура. Представьте, что в конце аудитории на стуле находится ваше запрещено желания. Подойдите к нему и сделайте с ним все, что захотите.
Обсуждение: что вы чувствовали, когда были один на один со своим желанием?
Прощание
Участники становятся в тесный круг
, кладут руки на плечи друг другу, закрывают на минуту глаза и мысленно передают друг другу все возможные положительные эмоции, чувства и пожелания.
2-й день
Поздравление
28
Упражнение «непроизнесенные слова»
Каждый участник рассказывает, о чем он думал вчера, какие сны ему снились, что он хотел сказать, но не сказал.
Вступительное слово
Упражнение «Ощущение потока»
Цель: анализ чувств.
Время: 30 минут.
Процедура:
Вспомните моменты, когда вы делали то, что вам очень нравилось, от чего вы получали удовольствие. Попробуйте мысленно перенестись в то время.
Проживите это событие так, как будто вы сейчас находитесь в ней. А теперь запишите напротив этого события те чувства, которые у вас тогда возникали.
Описывайте их так, как они приходят вам на ум, особо не задумываясь.
Ведущий записывает на доске чувства, которые называют участники. Сравните два списка – те состояния, о которых вы упоминали, и были собственно состояниями внутренней мотивации.
Теоретические вопросы: понятие и сущность внешней и внутренней мотивации; понятие «базовые потребности» и их классификации; пути удовлетворения потребностей; роль обратной связи; ценности.
Упражнение «Каузометрия»
Цель: Исследование жизненного пути и психологического времени членов группы, поиск элементов для репертуарных решеток
Дж. Келли.
Время: 90 минут.
Процедура:
1. Создание списка событий. В каждом из 15 строк напишите по одному событию из вашей жизни, связанной с профессиональной деятельностью.
Событием мы будем называть любое изменение в вашей жизни. Это может быть изменение непосредственно в вас или в обществе, природе. Причем это всегда какая-то определенная конкретная перемена, произошедшая в течение определенного промежутка времени. Вы можете называть как события
29 прошлого и настоящего, так и те, наступления которых вы ожидаете в будущем. Записывать события надо в том порядке, в котором они приходят вам на ум.
2. Напротив каждого события проставьте ее приблизительную дату. При этом не должно быть двух одинаковых дат.
3. Перепишите еще раз названия событий вашей жизни, но уже в хронологическом порядке. На первое место поставьте самое раннее событие
, на последнее – позднее.
4. Причинно-следственный анализ. Отметьте событие № 15. Теперь посмотрите на событие № 14 и ответьте на вопрос: «Могла ли она быть одной из причин произошедшего № 15?». Если да, в ячейке на пересечении последствия № 15 и причины № 14 поставьте цифру «1»; если это не так – «0».
Проанализируйте относительно события №15 событие № 13, и так далее. После того как анализ причин происшествия № 15 будет закончен, переходите к анализу события № 14. Аналогично проанализируйте события №№ 13, 12, 11.
5. Целевой анализ. После заполнения части матрицы над диагональю можно переходить к целевому анализу. Работаем дальше в поле «Средство-Цель».
Сейчас вы должны будете рассмотреть каждую пару событий и ответить на вопрос: является одно из событий целью, а другая – средством достижения этой цели.
Начнем с события 1. Отметьте событие-средство № 1 Подумайте, для чего это событие произошло в вашей жизни. Конечно, иногда этот вопрос не имеет смысла, однако в большинстве случаев он вполне оправдан. Можете ли вы, например, согласиться с утверждением: «одной из целей события 1 было событие 2» или, иначе говоря, «первое событие произошло для того, чтобы могла произойти друга?». Отвечать можно только «да» или «нет». Если ваш ответ «да», то на пересечении столбика № 1 ряда «События-Средства» и строки
№ 2 ряда «События-Цели» поставьте «1»; если «нет» – поставьте «0».
6. Подсчет значимости событий. «Вычислить значимость каждой отдельной события. Например, для вычисления значимости события № 12 надо сложить
30 показатели в строке № 12 и добавить к ним сумму показателей столбика № 12.
7. Обсуждение наиболее важных событий в жизни участников.
8. Поиск среди членов группы близких людей – необходим для запуска группового процесса. Упражнение поможет установить более реалистичный и доверительный контакт между участниками, а также глубже проанализировать влияние близких людей.
Подумайте течение 3 минут, или среди членов группы кто-то, кто напоминает вам значимых для вас людей: родителей, братьев, сестер, друзей. Теперь запишите в таблице, кто кого напоминает, а также отметьте причину такого сходства.
9. Поиск значимых людей. Вернитесь в список значимых событий своей жизни.
Расположите их в таблице в порядке убывания значимости. Напишите напротив каждого из них имена людей, принимавших участие в этом событии или, повлияли на него (прямо или косвенно).
Психогимнастика
Цель: улучшить эмоциональное состояние, снизить напряженность участников.
Время: 15 минут.
Процедура:
Участники группы садятся в круг. «Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, то есть, если вам, например, досталась карточка, на которой написано «красный», то вы знаете, что еще у кого-то есть такая же карта. Я буду называть овощи и фрукты, и каждый раз должны вставать те члены группы, имеющие карточки, которые соответствуют названным. Иногда я буду называть предметы, которые не являются овощами или фруктами. В этом случае все остаются сидеть. За ходом упражнения внимательно следите за действиями других участников группы. Постарайтесь понять, у кого какие цвета.
Прощание
3-й день
Поздравление