Файл: Совершенствование полученных теоретических знаний по различным областям психологических знаний, специальным дисциплинам и междисциплинарным отраслям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 связанные по смыслу слова (стул, весна, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля, кот). Слова надо зачитывать громко, чётко, делая небольшие паузы.
Важно, чтобы в комнате было тихо и ничто не отвлекало внимание ребёнка.
После каждой пробы нужно отмечать слова, правильно названные ребёнком.
После того как ребёнок назовёт слова, которые он запомнил, весь список зачитывается снова. Ребёнок повторяет те слова, которые он уже назвал, и те которые запомнил ещё. Всего проводиться 5 проб. Если в третьей или четвёртой пробе правильно названы все 10 слов, испытание можно прекратить.
Шестую пробу провести через 30 минут. Список при этом вновь зачитывать не надо. Если после перерыва ребёнок не может вспомнит ни одного слова, можно напомнить первое слово из списка (при подсчёте результатов в шестой пробе это слово не учитывается).
Ответы ребёнка отмечаются в таблице, а затем изображаются в виде графика.
Оценка результатов:
3 балла — после первого прослушивания называет 3-4 слова, с каждой последующей пробой количество слов постепенно возрастает. После пятой пробы называет все слова. Через 30 минут (проба №6) забывает 2-3 слова.
2 балла — после первого прослушивания называет 2-3 слова, с каждой последующей пробой количество слов постепенно возрастает. После пятой пробы называет 8-9 слов. Через 30 минут называет 7 и более слов.
1 балл — после первого прослушивания запоминает не более двух слов, и/или при последующих повторениях количество названных слов оказывается меньше, чем в предыдущих пробах (например, проба №2 — 4 слова, проба №3
— 2 слова и т.д.), после пятого повторения называет не все слова, а после 30 минут — меньше 7 слов.
0 баллов — не понимает, что от него требуется, называет другие слова.
Сравнивая полученные результаты, можно прийти к выводу, что большинство детей (8 человек) после первого прослушивания называет 2-3 слова, с каждой последующей пробой количество слов постепенно возрастает.
После пятой пробы называет 8-9 слов. Через 30 минут называет 7 и более слов,

13
Всего лишь 2 ребенка оценены как дети, которые не понимает, что от него требуется, называет другие слова.
Вторая методика
«Рыбка», автора:
В.В.Холмовская
Направлена: на определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности. При конструировании предмета дети проявляют умение ориентироваться по схеме, планировать свои действия анализа схемы и воспроизведения ее в конструкции.
Краткое описание:
В качестве материала предлагают набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку, изображенную на цветной расчлененной схеме. В начале обследования взрослый спрашивает ребенка:
«Как ты думаешь, что здесь нарисовано?» Взрослый помогает ребенку, если тот затрудняется ответить: «Может, это рыбка? Это похоже на рыбку?» После того, как выяснилось, что на схеме изображена рыбка, взрослый говорит: «Построй из кубиков такую же рыбку».
Цель: выявить умение у ребенка выполнять задание по данному образцу, зрительный анализ.
Материал и оборудование: наборы кубиков по количеству детей, игрушка рыбка из кубиков.
Оценка результатов:
1. Если ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе этого анализа без затруднений воспроизводит конструкцию, то это соответствует высокому уровню выполнения задания. При высоком для данного возраста уровне допустимы лишь затруднения в развороте строительных деталей (например, разворот призм при построении хвоста или плавников), с которыми ребенок справился, обратившись (по указанию взрослого) к схематическому изображению.
2. Средний уровень определяется недостаточно полным и точным анализом схематического изображения. В этом случае взрослый организует последовательное конструирование рыбки, поэтапно обращая внимание


14 ребенка на схему. При этом построение может осуществляться путем проб и с помощью взрослого, без прямого показа образца действия. Так, если ребенок затрудняется продолжать построение после того, как воспроизвел среднюю часть – туловище, то взрослый обращает его внимание на схему: «Что ты построил?.. А что дальше будешь строить?.. Хвост?., (с показом на схеме этих частей рыбки). Посмотри внимательно, что следует взять, чтобы построить хвост?» Если после такой помощи ребенок затрудняется продолжать выполнять задание, взрослый может предложить снова обратиться к схеме, но уже к изображению той части, которую ребенок решил строить: «Какую деталь надо взять?.. Как ее поставить, чтобы было как на схеме?..»
3. Выполнение на низком уровне – это построение конструкции путем проб и ошибок, которые исправлялись только при прямом показе взрослым образца действия. Взрослый устанавливает одну из пары деталей и говорит: «Я поставлю тебе одну фигурку, как нарисовано, а ты сам поставь другую» (это возможно благодаря симметричности конструкции).
Сравнивая полученные результаты, можно отметить, что у детей 5 лет высокий уровень сформированности навыков группового взаимодействия учащихся. Они отлично справились с заданием и продемонстрировали прекрасное владение навыками. 14 детей показали средний уровень сформированности навыков группового взаимодействия, что свидетельствует о том, что у них хорошо развито умение работать в группе, но они испытали некоторые затруднения при нахождении общего решения задачи. 5 детей в ходе выполнения работы не смогли договориться, найти общее решение задачи.

15

ГЛАВА
4.
Характеристика
ребенка,
отражающая
особенности его характера, интересы и склонности, особенности
взаимодействия с окружающими, особенности воспитания в
семье, определение их профессиональной направленности
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника:
1.Общая характеристика. В ООО «ЭВРО» Петрова Елена. поступила в
2016 году. В настоящее время обучается в средней группе по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Характеристика семьи. Ребенок родился в полной семье. Воспитанием в семье в большей мере занимается мама. Родители Е. заинтересованы в развитии и воспитании ребенка. Следуют советам педагогов.
3. Соматическое здоровье: болеет простудными заболеваниями, аппетит средний, засыпает не сразу, сон спокойный.
4. Знания, умения и навыки по программному материалу:
4.1. Характеристика учебных умений, связанных с обучением математике:
Количество и счёт: дифференцирует понятия «один-много», владеет количественным счётом в пределах 5, знает цифры от 1 до 5.
Восприятие цвета: узнает и называет основные цвета;
Восприятие формы: различает и называет основные геометрические фигуры
(круг, квадрат, треугольник, овал), соотносит форму предмета с геометрической формой.
Восприятие величины: представление о величине сформировано недостаточно, дифференцирует предметы, контрастные по величине.
Временные представления: временные представления не сформированы, плохо ориентируется во времени суток, не называет дни недели, не знает названия месяцев года, путает названия времен года.
Пространственные представления: пространственные представления

16 сформированы недостаточно, плохо выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, в недостаточной мере определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади).
4.2. Характеристика речи ребенка.
Речевое развитие: уровень ниже среднего – Е. затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Может пропускать структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятельна.
Словарь в пределах обихода. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью доказательством. Допускает грамматические ошибки. Звуковая сторона речи. Фонетический строй речи сформирован недостаточно. Нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков.
Связная речь сформирована, в речи чаще использует простые неполные предложения, отвечает на вопросы взрослых, как односложно, так и полной фразой. Причинно-следственные связи недостаточно сформированы. Работа с серией сюжетных картинок вызывает затруднения. Не может разложить в нужной последовательности, не выделяет начало и конец рассказа. Испытывает трудности в классификации, обобщении, объяснении.
5.Особенности моторной сферы: Е. присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется недостаточной хорошей координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения, быстрой утомляемостью. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Затруднения проявляются при удержании равновесия. Наблюдается низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества.
У Е. недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у ребенка проявляется в слабом развитии навыков


17 самообслуживания, вырезания ножницами, раскрашивании, не выходя за границы изображения, невыполнении заданий, связанных с рисованием линий, кругов и др. То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
6. Характеристика деятельности.
6.1 Навыки самообслуживания соответствуют возрасту: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, одеться, раздеться, обуться; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умеет убирать постель.
6.2 Игровая деятельность. Е. к лидерству не стремится, в общении со сверстниками избирательна, играет обычно в паре; не старается довести начатое дело до конца, критичность к своей работе не проявляет. Может сама организовать игру, при этом главную роль себе не отводит. Шумным, подвижным играм предпочитает тихие, спокойные, предметно-процессуальные с сюжетной наполняемостью, особенно Е. увлекается героями из мультфильма
«Щенячий патруль», поэтому большая часть ее игровой деятельность так или иначе связана с героями мультфильма.
6.3 Отношение к занятиям. Е. испытывает трудности в усвоении программного материала; по разделам программы «От рождения до школы» имеет уровень ниже среднего. Достаточно низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем мире, испытывает трудности установления причинно-следственных связей. В целом у ребенка в недостаточной мере сформированы внимание, память, восприятие.
На занятия идет неохотно, после убеждений педагога. В процессе работы малоактивна, если не спросить, сама инициативу не проявляет, отмечается слабость волевого напряжения. Работоспособность и концентрация внимания недостаточная, характер деятельности неустойчивый, требует постоянного контроля со стороны педагога, наблюдается быстрая утомляемость, часто характеризующаяся словами «я устала». Не всегда способна контролировать

18 свою деятельность, часто отвлекается, быстро теряет интерес, не доводит дело до конца, темп деятельности ниже среднего.
Е. проявляет интерес к художественно-изобразительному искусству и творчеству; любит рисовать, раскрашивать, лепить, но из-за недостаточной сформированности мелкой моторики и волевого напряжения продукты творческой деятельности получаются непонятными, бессюжетными, невнятными («каляки-маляки»).
7. Личностные особенности:
Нередко проявляет нежелание подчиняться требованиям взрослых, наблюдается некоторая пассивность в различных видах деятельности, отсутствует инициатива; на уступки идет, но после уговоров; наблюдается капризность. Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно. Хотя Е. имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, не всегда самостоятельно следует им (садится на пол переодеваться, играет на коленках на улице, отказывается одеваться), часто поведение определяется непосредственными побуждениями. К детям в группе относится в целом доброжелательно, может прийти не помощь, склонности вредить, обижать других не имеет, склонности к трудовой деятельности не проявляет.
8. Особенности эмоционально-волевой сферы: В целом наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоционально-волевая регуляция и самоконтроль не сформированы в достаточной мере. Е. присущ негативизм
(«не хочу», «не буду», или наоборот, «я хочу»), характер в целом спокойный, внушаема, настойчива, может проявлять склонность к гневу, когда происходит не так, как она того хочет, может в игровой деятельности занять себя самостоятельно.


19
ГЛАВА 5. Экспериментальное исследование трудовой мотивации
и адаптационного потенциала сотрудников
Главной целью исследования являлось определение мотивов выбора профессии педагога, направленности деятельности педагогов и факторов, влияющих на мотивацию их труда.
Для исследования мотивации педагогических работников, в соответствии с логикой научного поиска, осуществлялась разработка методики исследования.
Она представляла собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дало возможность с наибольшей вероятностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, которым является образовательный процесс. Применение ряда методов позволило всесторонне изучить исследуемую проблему, ее аспекты и параметры.
Чтобы понять, какие именно мотивы побуждают ныне педагогов к педагогической деятельности, мы провели исследование. Для этого воспользовались такими методиками: «Мотивы выбора деятельности преподавателя»
(Е. Ильин),
«Анкета
«Факторы, способствующие
/ препятствующие обучению, развитию, саморазвитию учителей в школе».
Методика Е. Ильина «Мотивы выбора деятельности преподавателя» предназначена для анализа педагогом мотивационной структуры своей деятельности, выявление наиболее значимых причин, обусловивших выбор профессии преподавателя.
В ходе опроса педагогам необходимо было оценить предложенные в списке мотивы педагогической деятельности по 10-балльной шкале.
Осознание полезности своей деятельности, важность обучения и воспитания молодежи.
1. Интерес к педагогической деятельности.
2. Стремление к общению с молодежью
, быть всегда с молодежью.
3. Желание передать свои знания, опыт, накопленные во время производственной или научной деятельности.

20 4. Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса
, престижа.
5. Стремление к самовыражению, к творческой работе.
6. Желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей.
7. Возможность заниматься научной работой, получить ученую степень, звание.
8. Возможность удовлетворить свое стремление к власти.
9. Заставили обстоятельства.
10. Наличие длительного отпуска.
11. Не надо находиться на работе от звонка до звонка.
По степени значимости каждого мотива, которая отражается в баллах, делается вывод о том, насколько выраженным у педагога является педагогическое призвание (по 1-4, 6) и сопутствующие и второстепенные интересы (по 5, 7-12).
Если рассматривать мотивы выбора деятельности педагога, то можно сделать вывод, что интерес к педагогической деятельности, осознание ее полезности
, важность обучения и воспитания молодежи, желание передать свои знания, опыт, накопленные во время производственной или научной деятельности, занимают весомые места в сознании педагогов. Но нельзя обойти тот факт, что многие педагоги, в частности молодые, работают, потому что их заставили обстоятельства. На сегодня является большой проблемой, что молодежь не хочет работать педагогами из-за низкой заработной платы, и то, что профессия педагога – сейчас не престижная, и когда нет другого выбора, молодые люди все же идут работать и, словно оправдываясь, говорят: «Если бы не обстоятельства, я никогда не работал бы педагогом» Поэтому неудивительно, что такие второстепенные интересы, как стремление к самоутверждению, повышению своего статуса, престижа, желание находиться в среде интеллектуалов, образованных людей, наличие длительного отпуска, не надо находиться на работе от звонка до звонка почти никак не повлияли на выбор педагогической деятельности. Из второстепенных интересов по