Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 484

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В начале 2000-х годов ещё мож­но было спасти от разорения боль­шинство хозяйств: в стране появились финансовые возможности. Надо было списать долги, начать выплачивать дота­ции на произведённую продук­цию, компенсировать часть зат­рат на возросшие в цене горючее, удобрения и но­вую технику. Эти затраты государства составили бы не более 10-15 процентов от неистраченных средств (профицита) госбюджета.

Из-за недостатка финансирования за годы реформ поголовье крупного скота уменьшилось на 36 млн голов. Если в 1988 г. было 59,8 млн., то сегодня российское стадо составляет, примерно, 23 млн. голов. Страна потеряла больше крупного рогатого скота, чем сохранила. Откуда будет свое мясо, если нет в достаточном количестве своего скота? Особенно печально, что Россия сократила на 11,2 млн численность коров, которые давали не только мясо, но и молоко. Из 39,2 млн. свиней, насчитывавшихся в 1988 г., «невосполнимые потери» составили 23,1 млн. За период реформ с 1990 по 2010 г., поголовье крупного рогатого скота уменьшилось почти в три раза. Такого разора не было даже в годы Великой Отечествен­ной войны.

Из-за почти трехкратного сокращения поголовья скота Россия вынуждена покупать за границей 40% мяса, 25% молока и большое количество другого продовольствия . На закупку продовольствия за рубежом ежегодно расходуется по 800 млрд. рублей бюджетных денег. Сегодня уже ясно, что мировые цены на продовольствие будут расти. Но поче­му Россия с ее огромными пашнями, пастбищами, многовековыми сельскохозяйственными традициями должна так сильно зависеть от мировых цен? Развитой современный аграрный бизнес мог бы во много раз смягчить для россиян ценовой удар. Почему же этого не происходит?

Интенсивность российского растениеводства уже сейчас более чем в 5 раз ниже среднемирового уровня. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукции привел не только к сокращению посевных площадей, но и сокращению техники для их обработки. Так, в 1990 году трактор К-700 стоил 84 тонны зерна, в 2000 году – 470 тонн, на начало 2005 года – 1330 тонн. Таким образом, за годы реформ диспаритет цен по сельхозтехнике и зерну возрос в 15 раз! Как результат - техники на селе стало меньше в 2 ра­за.

Ученые подсчита­ли, что только за счет диспаритета цен из Агропрома ежегодно изымалось 80 млрд. рублей. Значит, селу давали меньше, чем черпали из него. По данным академика В.Милосердова, прямые инвестиции государства в развитие сельскохозяйственной отрасли, сократились по сравнению с 1990 г. в 30 раз.


Из-за спада в промышленности производство тракторов сократилось с 1990 по 2007 г. в 21 раз, тракторных плугов - в 77,9 раза, доильных устано­вок - в 51,2 раза. Всё это привело к тому, что тракторный парк уменьшился в 2,9 раза, количество зерноуборочных комбайнов - в 3,2, кормоуборочных - в 3,7 раза. Из-за уменьшения машинотракторного парка резко возросла степень износа техники: на конец 2007 г. он достигал 75-80 про­центов. Сейчас 1000 гектаров поля обрабатывается в среднем 2-3 зерноуборочными комбайнами. Это в два раза меньше, чем нужно. То же самое с тракторами: на 1000 гекта­ров пашни приходится 5-6 машин, что составляет 65% от норматива. Энерговооруженность российского крестьянина ни­же в 2,8 раза, чем рабочего в промышленности, и в 10 раз - чем работника агропрома в Евросоюзе. Кроме того, коэффициент обновления основных фондов в сельском хозяйстве сегодня составляет лишь 3 процента от потребности. Из-за того, что уборка производится на старой техни­ке, только прямые потери зерна составляют 10 млн. тонн в год. При нынешних ценах - это порядка 50-60 млрд. рублей.

Изношенная техника привела не только к потерям урожая, но и повлияла на сокращение посевных площадей, производство кормов для животноводства, а это в свою очередь потянуло вниз все результаты хозяйственной деятельности. Согласно госстатистике, в России 35% хозяйств стали убыточными. Суммарная кредиторская задолженность сельскохозяйственной отрасли сегодня превышает 400 млрд. рублей. Потеря финансовой самостоятельности явилась одной из основных причин негативного процесса, приведшего к тому, что в России в соответствии с новым законодательством было обанкрочено около 10000 колхозов и совхозов.

С развалом материально-технической базы, резким сокращением поголовья скота, выбыти­ем пашни из хозяйственного оборота, разруше­нием социальной сферы резко сократилось чис­ло рабочих мест, миллионы селян оказались не у дел. «Безработица на селе выше, чем в городе, социальная сфера в упадке, - заявил депутат Госдумы Геннадий Кулик. - А ведь здесь живет свыше сорока миллионов чело­век».

У российской деревни нет хороших автомобильных дорог, таких, как в Белоруссии, Прибалтике, других европейских странах. Около сорока тысяч населенных пунктов не имеют связи с федеральной и региональ­ной дорожной сетью. «Ни в город, райцентр за покупками, в больницу ли, ни продукцию отправить, горючее завезти. Единственным транспортом остается трактор. Теряем время, топливо, рвем технику», - с горечью констатировал Г.Кулик.



Из-за неправильной аграрной политики, ошибок в социальной сфере брошенными оказались 13 тысяч сел и поселков. Всего за время реформ с карты страны исчезло 50 малых городов и более 1500 деревень. Если эту негативную тенденцию не остановить, то кто же тогда будет обрабатывать 16% мировых посевных площадей, кормить страну? В 47000 сельских населенных пунктах проживает сегодня от 1 до 10 семей. Например, в Вяземском районе Смоленщины сельское население за последние 25 лет сократилось в 10 раз. И подобное положение в других сельских районах России. «В нашей маленькой Калужской области в аграрном секторе сложилась такая же удручающая картина, как и по всей сред­ней полосе России: кругом развал и нище­та. Из числящихся 360 хозяйств на плаву в лучшем случае - несколько десятков, остальных хоть сейчас можно банкротить… Пора начинать делать что-то конкретное для вымирающей деревни, господа чиновники и депутаты!», - пишет в газету «Крестьянская Русь» житель Калужской области Б. Афонин.

Государство просто обязано поднять из руин разрушенную им же деревню, которая, окрепнув, сможет накор­мить Россию без заграничной помощи. Не следует забывать, что Россия планирует вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). А принципы ВТО предусматривают максимальное открытие границ для импорта, снижение государственных преференций и дотаций производителям, что может привести к почти полной потере конкурентоспособности российских сельхозтоваропроизводителей.

По мнению вице-президента РАСХН И. Г. Ушачева, АПК России после вступления в ВТО ожидает резкое увеличение импорта, подавление собственного производства и рост безработицы на селе. Однако ни федеральной, ни региональной программы адаптации российского АПК и его функционирования в условиях предстоящего вступления России в ВТО никто и не думает разрабатывать.

Развитые страны понимают, что в силу спе­цифических условий производства сельское хо­зяйство неконкурентоспособно по сравнению с другими отраслями, а потому является одной из немногих, получающих солидную поддержку. Она рассматривается ими как обязательный и безусловный элемент государственной поли­тики. ЕС выделяет на эти цели 60 млрд. евро в год, а с учетом национальных бюджетов - 90 млрд. евро.

По утверждению экс-министра сельского хозяйства А. Гордеева, у нас все виды бюджетной поддержки со­ставляют примерно 2 млрд. евро, а в расчете на 1 га пашни они в 60 раз меньше, чем в Европе. При таких инвестициях сельское хозяйство РФ при вступлении в ВТО не сможет конкурировать с европейскими производителями. Не вкладывая значительные средства в АПК сегодня, нельзя наполнить прилавки магазинов отечественными продуктами питания и обеспечить продовольственную безопасность государства.


Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности.

Агропромышленный комплекс Российской Федерации включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства86.

Сельское хозяйство современной России обладает значительным потенциалом: свыше 40% черноземов мира, 20% пресной питьевой воды, ведущее место в мире занимает производство минеральных удобрений, свыше 100 млн. га пашни и другие факторы.

Органами государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ за последние 3-5 лет приняты меры экономико-правового характера, направленные на стратегическое развитие сельского хозяйства, технологическую модернизацию пищевой и перерабатывающей промышленности, социального обустройства сельских территорий.

На решение этих задач направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №717 от 14 июля 2012г.) и другие правовые акты аграрного законодательства.

За эти годы уже сделано многое. Так, по всей стране возводятся новые животноводческие комплексы или модернизируются действующие, во многих регионах приступили к строительству овоще и картофелехранилищ с холодильным и иным технологическим оборудованием, строятся зернохранилища и другие объекты инфраструктуры для качественного хранения зерна, муки.

Реализуются и другие инновационные проекты по техническому и технологическому обеспечению АПК.

Вместе с тем, необходимо отметить, что все запланированное будет иметь логическое завершение лишь через 5-10 лет. Именно на эти сроки заключены договоры на кредитование с банками РФ и субсидирования процентных ставок по коммерческим кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.


По этой причине, чтобы решить возникшую проблему импортозамещения в новых политических и социально-экономических условиях возникает необходимость кардинального пересмотра аграрной политики российского государства.

Нужны экстраординарные меры для организации сельскохозяйственной деятельности направленной на восполнение объёмов сельскохозяйственной продукции на душу населения.

Для того чтобы увеличить объемы производимого продовольствия органам управления АПК и аграрным предпринимателям экстренно потребуется выработать адекватную программу действий. При этом надо учесть большую зависимость от импортных закупок племенного молодняка КРС, свиней, яйца, а также семян, овощей, картофеля, кукурузы, сои, рапса и других сельскохозяйственных культур.

Необходимо увеличить финансирование на научные разработки для последующего внедрения их в растениеводстве и животноводстве.

В связи с этим, целесообразно внести в федеральный закон №264-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства» норму, определяющую вуз как сельскохозяйственный товаропроизводитель или самостоятельную статью, разрешающую высшим учебным учреждениям аграрного профиля участвовать в конкурсах на получение грантов, кредитов и субсидирования процентных ставок по кредитам на производство сельскохозяйственной продукции, в том числе на селекцию, семеноводство и племенное животноводство.

Аграрным вузам необходимо передать существовавшие ранее учебно-опытные хозяйства, где так же, на научной основе, должно быть организованно производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Это будет заметный вклад в продовольственный фонд регионов и страны в целом, с учетом привлечения в производство большого количества студентов в условиях дефицита кадров в существующих сельскохозяйственных организациях.

В настоящее время учебно-опытные хозяйства приватизированы, то есть стали субъектами агробизнесса, а проблема подготовки квалифицированных кадров специалистов для АПК лишь обострились. Думается, что в связи открывшимися новыми обстоятельствами в сфере агропродовольственного рынка, связанными с импортозамещением логично было бы по-новому подойти и к решению задач подготовки кадров специалистов, обладающих действительно профессиональными компетенциями и востребованных на рынке труда в АПК.