Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 477
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
80.
Исследователи отмечают ряд проблем, которые сдерживают процессы импортозамещения. Среди них выделяется проблема, которая сопровождает импортозамещение в России, - это недостаток квалифицированных кадров в ряде производств. В 1990 годы многие граждане РФ, выбирая профессию, ориентировались на гуманитарную отрасль, на сервисы. Инженерное дело, рабочие специальности были не слишком популярны. В результате во многих сегментах сейчас дефицит кадров. Решать эту проблему можно разными способами. Самый доступный - переобучение. К счастью, в российских учебных заведениях в целом сохранилась развитая научно-производственная база, которая может быть задействована для подготовки специалистов самых разных отраслей. Другой вариант - привлечение людей из-за рубежа, который, однако, может быть осложнен в силу низкого курса рубля: далеко не во всех случаях в России для человека будет выгоднее работать.
Однако, несмотря на большое количество публикаций отечественных и зарубежных ученых по проблемам политики импортозамещения, мирового опыта ее реализации, в них освещены, по большей части, только отдельные аспекты этой проблемы. В результате отсутствия цельности взглядов проблема ее успешной реализации и эффективности в условиях санкций не получила должного освещения. Не выработаны конкретные подходы к реализации политики импортозамещения в условиях так называемых «контрсанкций», не устранены разногласия в трактовке продовольственной безопасности, не выработаны инструменты обоснования селективного экспортоориентированного импортозамещения и инструменты измерения экономической доступности продовольствия, а также мониторинга хода реализации импортозамещения. Доработки требуют Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации и пакет государственных программ развития агропродовольственного сектора.
Еще один возможный барьер к успешному импортозамещению – обязательства РФ в рамках членства в ВТО. Дело в том, что по причине подписания международных договоров с другими государствами данной структуры Россия имеет не слишком много вариантов с вмешательством в экономические процессы правительственных структур, которое может быть задействовано, к примеру, с целью защиты национального рынка в аспекте торговли с участием зарубежных поставщиков.
По мнению экспертов, основными пре
пятствиями для развития экспорта, решения проблемы импортозамещения и повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий являются:
– отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта, в результате чего производство экспортной и импортозамещающей продукции не стимулируется должным образом, носит некоординированный характер и, следовательно, малоэффективно;
– слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к её получению;
– неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции как в России, так и за рубежом (предпродажная подготовка, сервис, поддержка торгпредств и т. д.);
– трудности с кредитованием производства и экспорта, противоречивый характер госполитики кредитования реального сектора экономики России;
– отсутствие достаточного опыта для успешной внешней экономической деятельности у большинства предприятий машиностроения, особенно малых и средних, на фоне чрезмерной забюрократизированности разрешительных и таможенных процедур, трудностей с информационным обеспечением (о рыночной конъюнктуре, о потенциальных импортёрах, об ограничениях в стране импорта и т.п.);
– слабое стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности, недостаточное осознание роли патентования и обеспечения защиты авторских прав при экспорте продукции;
– инертность в работе по расширению российского присутствия на рынках развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, опасность дисбаланса машиностроительного экспорта-импорта в торговле с КНР;
– нехватка высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров, на подготовку которых требуется порядка 10 лет (с учётом получения специализированного образования и «врастания» в высокотехнологичный научно-производственный процесс).
Для успешного решения проблем развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности конкретных отраслей отечественного машиностроения можно предложить следующие рекомендации по их государственной поддержке:
– принятие экспертно проработанного федерального закона о промышленной политике РФ;
– разработка приоритетной федеральной целевой программы (на период
до 2030 г.) развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения с учетом скоординированных региональных программ формирования кластеров на базе свободных мощностей и высоких технологий предприятий ОПК, включающей соответствующие отраслевые подпрограммы, при координирующей роли ГК «Ростехнологии», под эгидой Минпромторга РФ;
– формирование централизованной государственной организации (агентства) под эгидой ТПП РФ с участием Российско-Зарубежных Деловых советов, торговых представительств МИД России и иных заинтересованных государственных структур по содействию продвижения экспортной продукции предприятий с широким спектром услуг (информационная поддержка, лицензирование экспорта, оформление разрешительных и таможенных документов, сертификация продукции по международным стандартам, маркетинговые услуги, поиск импортёров, связь с торгпредствами и т. д. вплоть до полного пакета профессиональных посреднических услуг (по принципу «единого окна») и др.
На базе импортозамещения надо создавать производство отечественных оригинальных, патентованных продуктов — как собственных, разработанных российскими компаниями, так и приобретенных по лицензии у зарубежных разработчиков.
Особое внимание следует уделить проблеме отсутствия в стране производства современного оборудования для создания компонентов в радиоэлектронной промышленности.
Реальной экономики в проводимой в нашей стране программе импортозамещения пока мало, а вот политики много. Сегодня проблема импортозамещения стала особенно актуальной в связи с событиями на Украине и с учетом международной политической реакции на данные события. Президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросу импортозамещения в связи с угрозой прекращения поставок с Украины продукции для ряда отраслей российской промышленности. Президент убежден, что российский ОПК сможет компенсировать недопоставки продукции с Украины: вопрос только в сроках и стоимости.
Таким образом, импортонезависимость представляет собой особый тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства.
Глава 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ИМПОРТА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ
3.1. Дефицит российских продовольственных товаров как результат ошибочной аграрной политики государства
Как известно, Государственная дума при В. Путине принимала годовые бюджеты с профицитом в сотни миллиардов рублей, а финансирование сельского хозяйства не превышало и одного процента (!) расходов госбюджета. В результате от двадцати восьми тысяч хозяйств, работавших в 1990 г., к 2008 г. (концу первых президентских сроков В.В.Путина) осталось только около трёх тысяч коллективных хозяйств. Такая аграрная политика не могла не привести к резкому сокращению собственного производства мяса, молока, масла, хлеба, других важнейших продуктов питания. Между тем в современных условиях возросшего мирового потребления без серьезного наращивания собственного производства продовольственную безопасность страны обеспечить невозможно. Это как нельзя убедительно показывает сегодняшняя реальность.
К сожалению, у руководителей финансово-экономического блока в правительстве принципиально иное мнение. Министр финансов А. Кудрин, который имел и имеет большое влияние на главу правительства, заявляет, например, что мы живем в северных широтах, и отрасль всегда будет потреблять больше ресурсов на единицу конечной продукции, а потому России вообще не следует заниматься сельским хозяйством. По его мнению, выгоднее покупать продовольствие за рубежом, чем производить самим.
Такой подход Минфина к инвестициям в сельское хозяйство страны привел к системному кризису в отрасли. Посевные площади в обновленной России сократились на 41 млн га. В настоящее время фактически используется всего 40% земель сельхозназначения. Россия стала собирать урожаи зерна не более 75-80 тонн. Для сравнения: Советская Россия засыпала в закрома примерно 106 миллионов тонн хлеба ежегодно, то есть на треть больше.
Агропромышленный комплекс (АПК) является важной составной частью экономики страны, включающей отрасли по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства. В структуре АПК выделяют три основные сферы, или группы отраслей и производств:
1. Сельское хозяйство (земледелие и животноводство), лесное и рыбное хозяйство.
2. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, хлопка, шерсти, кож и др.).
3. Отрасли промышленности, выпускающие средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию отраслей (сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, машиностроение, выпускающее оборудование для пищевой и легкой промышленности, мелиоративную технику, минеральные удобрения и др.). В эту сферу входят обслуживающие производства, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.
Структура агропромышленного комплекса России далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции комплекса, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере агропромышленного комплекса (например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%).
Актуальная задача современного развития АПК - сбалансированность всех его звеньев. Отставание в развитии перерабатывающих производств приводит к большим потерям сельскохозяйственной продукции, достигающим 30% от собранного зерна, 40% собранных картофеля и овощей.
Острая проблема развития, возникшая в условиях экономических реформ и длительного кризисного развития АПК - неразвитость рынка средств производства. Это способствовало прогрессирующему износу оборудования (в перерабатывающих отраслях он достигает 75%), снижению использования минеральных удобрений (за 1990-е годы на один гектар пашни их внесение сократилось более чем в 10 раз), сокращению парка автомобильной, тракторной техники и сельскохозяйственного оборудования (за указанный период - почти в три раза).
Агропромышленный комплекс, являясь сложной социально-экономической системой должен быть признан важнейшим элементом национальной экономики, основными целями функционирования которого по нашему мнению будут:
- удовлетворение потребностей населения на уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления из сельскохозяйственного сырья;
- производство такого количества сельхозпродукции соответствующего качества для создания резерва продовольствия, который обеспечит продовольственную безопасность страны, т. е. независимости от импорта основных продуктов потребления, особенно зерна, мяса, сахара, растительного масла и др.;
Исследователи отмечают ряд проблем, которые сдерживают процессы импортозамещения. Среди них выделяется проблема, которая сопровождает импортозамещение в России, - это недостаток квалифицированных кадров в ряде производств. В 1990 годы многие граждане РФ, выбирая профессию, ориентировались на гуманитарную отрасль, на сервисы. Инженерное дело, рабочие специальности были не слишком популярны. В результате во многих сегментах сейчас дефицит кадров. Решать эту проблему можно разными способами. Самый доступный - переобучение. К счастью, в российских учебных заведениях в целом сохранилась развитая научно-производственная база, которая может быть задействована для подготовки специалистов самых разных отраслей. Другой вариант - привлечение людей из-за рубежа, который, однако, может быть осложнен в силу низкого курса рубля: далеко не во всех случаях в России для человека будет выгоднее работать.
Однако, несмотря на большое количество публикаций отечественных и зарубежных ученых по проблемам политики импортозамещения, мирового опыта ее реализации, в них освещены, по большей части, только отдельные аспекты этой проблемы. В результате отсутствия цельности взглядов проблема ее успешной реализации и эффективности в условиях санкций не получила должного освещения. Не выработаны конкретные подходы к реализации политики импортозамещения в условиях так называемых «контрсанкций», не устранены разногласия в трактовке продовольственной безопасности, не выработаны инструменты обоснования селективного экспортоориентированного импортозамещения и инструменты измерения экономической доступности продовольствия, а также мониторинга хода реализации импортозамещения. Доработки требуют Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации и пакет государственных программ развития агропродовольственного сектора.
Еще один возможный барьер к успешному импортозамещению – обязательства РФ в рамках членства в ВТО. Дело в том, что по причине подписания международных договоров с другими государствами данной структуры Россия имеет не слишком много вариантов с вмешательством в экономические процессы правительственных структур, которое может быть задействовано, к примеру, с целью защиты национального рынка в аспекте торговли с участием зарубежных поставщиков.
По мнению экспертов, основными пре
пятствиями для развития экспорта, решения проблемы импортозамещения и повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий являются:
– отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта, в результате чего производство экспортной и импортозамещающей продукции не стимулируется должным образом, носит некоординированный характер и, следовательно, малоэффективно;
– слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к её получению;
– неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции как в России, так и за рубежом (предпродажная подготовка, сервис, поддержка торгпредств и т. д.);
– трудности с кредитованием производства и экспорта, противоречивый характер госполитики кредитования реального сектора экономики России;
– отсутствие достаточного опыта для успешной внешней экономической деятельности у большинства предприятий машиностроения, особенно малых и средних, на фоне чрезмерной забюрократизированности разрешительных и таможенных процедур, трудностей с информационным обеспечением (о рыночной конъюнктуре, о потенциальных импортёрах, об ограничениях в стране импорта и т.п.);
– слабое стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности, недостаточное осознание роли патентования и обеспечения защиты авторских прав при экспорте продукции;
– инертность в работе по расширению российского присутствия на рынках развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, опасность дисбаланса машиностроительного экспорта-импорта в торговле с КНР;
– нехватка высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров, на подготовку которых требуется порядка 10 лет (с учётом получения специализированного образования и «врастания» в высокотехнологичный научно-производственный процесс).
Для успешного решения проблем развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности конкретных отраслей отечественного машиностроения можно предложить следующие рекомендации по их государственной поддержке:
– принятие экспертно проработанного федерального закона о промышленной политике РФ;
– разработка приоритетной федеральной целевой программы (на период
до 2030 г.) развития экспорта, импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения с учетом скоординированных региональных программ формирования кластеров на базе свободных мощностей и высоких технологий предприятий ОПК, включающей соответствующие отраслевые подпрограммы, при координирующей роли ГК «Ростехнологии», под эгидой Минпромторга РФ;
– формирование централизованной государственной организации (агентства) под эгидой ТПП РФ с участием Российско-Зарубежных Деловых советов, торговых представительств МИД России и иных заинтересованных государственных структур по содействию продвижения экспортной продукции предприятий с широким спектром услуг (информационная поддержка, лицензирование экспорта, оформление разрешительных и таможенных документов, сертификация продукции по международным стандартам, маркетинговые услуги, поиск импортёров, связь с торгпредствами и т. д. вплоть до полного пакета профессиональных посреднических услуг (по принципу «единого окна») и др.
На базе импортозамещения надо создавать производство отечественных оригинальных, патентованных продуктов — как собственных, разработанных российскими компаниями, так и приобретенных по лицензии у зарубежных разработчиков.
Особое внимание следует уделить проблеме отсутствия в стране производства современного оборудования для создания компонентов в радиоэлектронной промышленности.
Реальной экономики в проводимой в нашей стране программе импортозамещения пока мало, а вот политики много. Сегодня проблема импортозамещения стала особенно актуальной в связи с событиями на Украине и с учетом международной политической реакции на данные события. Президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросу импортозамещения в связи с угрозой прекращения поставок с Украины продукции для ряда отраслей российской промышленности. Президент убежден, что российский ОПК сможет компенсировать недопоставки продукции с Украины: вопрос только в сроках и стоимости.
Таким образом, импортонезависимость представляет собой особый тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства.
Глава 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ИМПОРТА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ
3.1. Дефицит российских продовольственных товаров как результат ошибочной аграрной политики государства
Как известно, Государственная дума при В. Путине принимала годовые бюджеты с профицитом в сотни миллиардов рублей, а финансирование сельского хозяйства не превышало и одного процента (!) расходов госбюджета. В результате от двадцати восьми тысяч хозяйств, работавших в 1990 г., к 2008 г. (концу первых президентских сроков В.В.Путина) осталось только около трёх тысяч коллективных хозяйств. Такая аграрная политика не могла не привести к резкому сокращению собственного производства мяса, молока, масла, хлеба, других важнейших продуктов питания. Между тем в современных условиях возросшего мирового потребления без серьезного наращивания собственного производства продовольственную безопасность страны обеспечить невозможно. Это как нельзя убедительно показывает сегодняшняя реальность.
К сожалению, у руководителей финансово-экономического блока в правительстве принципиально иное мнение. Министр финансов А. Кудрин, который имел и имеет большое влияние на главу правительства, заявляет, например, что мы живем в северных широтах, и отрасль всегда будет потреблять больше ресурсов на единицу конечной продукции, а потому России вообще не следует заниматься сельским хозяйством. По его мнению, выгоднее покупать продовольствие за рубежом, чем производить самим.
Такой подход Минфина к инвестициям в сельское хозяйство страны привел к системному кризису в отрасли. Посевные площади в обновленной России сократились на 41 млн га. В настоящее время фактически используется всего 40% земель сельхозназначения. Россия стала собирать урожаи зерна не более 75-80 тонн. Для сравнения: Советская Россия засыпала в закрома примерно 106 миллионов тонн хлеба ежегодно, то есть на треть больше.
Агропромышленный комплекс (АПК) является важной составной частью экономики страны, включающей отрасли по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства. В структуре АПК выделяют три основные сферы, или группы отраслей и производств:
1. Сельское хозяйство (земледелие и животноводство), лесное и рыбное хозяйство.
2. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, хлопка, шерсти, кож и др.).
3. Отрасли промышленности, выпускающие средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию отраслей (сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, машиностроение, выпускающее оборудование для пищевой и легкой промышленности, мелиоративную технику, минеральные удобрения и др.). В эту сферу входят обслуживающие производства, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.
Структура агропромышленного комплекса России далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции комплекса, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере агропромышленного комплекса (например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%).
Актуальная задача современного развития АПК - сбалансированность всех его звеньев. Отставание в развитии перерабатывающих производств приводит к большим потерям сельскохозяйственной продукции, достигающим 30% от собранного зерна, 40% собранных картофеля и овощей.
Острая проблема развития, возникшая в условиях экономических реформ и длительного кризисного развития АПК - неразвитость рынка средств производства. Это способствовало прогрессирующему износу оборудования (в перерабатывающих отраслях он достигает 75%), снижению использования минеральных удобрений (за 1990-е годы на один гектар пашни их внесение сократилось более чем в 10 раз), сокращению парка автомобильной, тракторной техники и сельскохозяйственного оборудования (за указанный период - почти в три раза).
Агропромышленный комплекс, являясь сложной социально-экономической системой должен быть признан важнейшим элементом национальной экономики, основными целями функционирования которого по нашему мнению будут:
- удовлетворение потребностей населения на уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления из сельскохозяйственного сырья;
- производство такого количества сельхозпродукции соответствующего качества для создания резерва продовольствия, который обеспечит продовольственную безопасность страны, т. е. независимости от импорта основных продуктов потребления, особенно зерна, мяса, сахара, растительного масла и др.;