Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 489

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но есть в этом и положительная сторона, для отечественных производителей могут открыться некоторые перспективы. Но только в том случае, если банки решат кредитовать их на хороших условиях. И лучше бы они все-таки это сделали, потому что больше такого шанса может не представиться. Особенно на фоне грядущей дружбы с Китаем, который с удовольствием заменит всю нашу возможную картошку на свою вполне реальную лапшу.

Возможны два пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции – экстенсивный (т.е. в результате расширения посевных площадей, роста поголовья скота и т.п. без обновления материально-технической основы) и интенсивный, предусматривающий повышение выхода продукции с единицы площади в результате применения более эффективных средств производства, использования достижений научно-технического прогресса.

Возможности экстенсивного развития уже почти исчерпаны, поэтому интенсификация (т.е. увеличение материальных и трудовых затрат на единицу земельной площади в целях повышения выхода сельскохозяйственной продукции с каждого гектара, улучшения ее качества, роста производительности труда, снижения себестоимости единицы продукции) является наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства.

Основными направлениями интенсификации являются: комплексная механизация, химизация сельского хозяйства, мелиорация земель, повышение энерговооруженности труда в сельском хозяйстве, совершенствование используемых технологий производства. Интенсификация осуществляется на базе углубления специализации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития агропромышленной интеграции.

Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим, вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции, поэтому выработан механизм государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.


На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную Продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.

Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.

Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь), т. е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, малонаселенные регионы.

В условиях запрета ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с Указом Президента РФ от 06.08.2014 г. обострились проблемы импортозамещения основных продовольственных товаров (мясо, молоко, овощи, фрукты и др.). Это обстоятельство объективно востребует пересмотра аграрной политики государства, переоценки ранее принятых программ и проектов развития АПК. Нужен объективный анализ состояния и развития агропромышленного производства и реальные меры по работе отечественного АПК в условиях импортозамещения.



Развал российского сельского хозяйства в начале 90-х годов стал причиной резко возросшего импорта продовольствия в Российской Федерации. Импорт, естественно, влиял на эффективность производственно-хозяйственной деятельности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Аграрная и земельная реформа, начавшиеся в современной России с 1990 года, вместо ожидаемого прогресса в развитии сельского хозяйства оказали деструктивное воздействие на аграрную экономику.

Неспособность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечить население страны необходимым сырьем и продовольствием, по причине резкого слада объемов производства сельскохозяйственной продукции, отрицательно сказалась на росте импорта продовольственных товаров. Если в 2000 г. совокупный импорт продовольствия в Российской Федерации не превышал 7,4 млрд долларов США, то через 13 лет, в 2013 г. он вырос в 6 раз до 43,5 млрд долларов.

Несмотря на импорт продовольствия в современной России наблюдается серьезное отставание от норм потребления по мясу и мясопродуктам, молоку и молочным продуктам, овощам.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 6 августа 2014 года подписал Указ №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», которым сроком на один год введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского Союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.

Постановлением Правительства Российской Федерации №778 от 7 августа 2014 г. «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации» от 6 августа 20214г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на которую установлен запрет к ввозу в Российской Федерации.

Это мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо домашней птицы, рыба и ракообразные, овощи, фрукты и орехи, колбасы и аналогичные продукты из мяса, сыры, творог, молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров.

Естественно, импорт потребуется заменить отечественными продовольственными товарами и это сегодня главная задача отечественного агропромышленного комплекса.



Глава 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОНЕЗАВИСИМОСТИ В АПК

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Инициативы губернатора по сокращению импорта

в АПК Белгородской области
Прежде чем анализировать инициативы Губернатора Е.С. Савченко по сокращению импорта, необходимо отметить, что благодаря его деятельности на посту руководителя региона агропромышленный комплекс был трансформирован таким образом, что приобрел современные черты и стал конкурентосособным.

11 октября 1993 года президент России Б.Н. Ельцин назначил Е.С. Савченко исполняющим обязанности главы администрации Белгородской области, а 18 декабря того же года утвердил его в этой должности. Наследство ему досталось незавидное. Достаточно сказать, что динамика показателей сельскохозяйственного производства с 1994 г. свидетельствует о снижении ряда показателей более, чем на 30%. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства Белгородской области был отрицательным и лишь к 2001 году достиг положительных значений. Таким образом, в результате 7 лет работы губернатора Евгения Савченко сельское хозяйство области стало прибыльным.

Сельскохозяйственное производство Белгородской области как основа АПК отличается достаточно высокой эффективностью производства. Показатели урожайности на 10-20% превышают не только средние показатели по Российской Федерации, но и показатели соседних областей ЦЧЭР. Также как и в других субъектах Федерации, сельское хозяйство области испытывало влияние экономического кризиса.

В конце 90-х – начале 2000-х руководство области во главе с Е. С. Савченко приступило к комплексному возрождению села. Одним из первых было принято стратегически важное постановление регионального правительства от 14 декабря 1999 г. № 710 «О мерах по экономическому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий области». Оно положило начало экономическому подъему сельскохозяйственного производства региона, формированию новых аграрных предприятий – будущих агрохолдингов – индустриальных вертикально интегрированных структур с замкнутым циклом производства (от поля до прилавка), ставших основными участниками программ развития. Именно с этого документа началось создание современного, высокотехнологичного, устойчивого, динамично развивающегося агропромышленного производства Белгородской области, обеспечивающего продовольственную безопасность и высокое качество жизни населения.


По инициативе губернатора (Лена: найди) в сельском хозяйстве области происходит освоение механизмов рыночной экономики: вместо колхозов и совхозов образуются акционерные общества, невиданные ранее фермерские хозяйства, возникают новые формы хозяйствования, восстанавливаются сложившиеся экономические связи и возникают новые. Совершенствуется система внутрихозяйственного управления и стимулирования хозяйственной деятельности. Внедряются в хозяйственную практику новые формы взаимоотношений в сельхозпредприятиях на основе вычленения хозяйственных подразделений, с предоставлением им экономической самостоятельности. Наблюдаются процессы интеграции предприятий АПК с промышленными предприятиями, которые выступают в роли интеграторов и инвесторов.

Дальнейшим шагом в осуществлении задуманного стала принятая в 2004 году с целью создания конкурентной модели агробизнеса «Стратегия развития сельского хозяйства до 2010 года», ставка в которой сделана на динамичное наращивание объемов производства продукции животноводства, ставшего своеобразным локомотивом развития всего сельского хозяйства.

По основным отраслям – птицеводству, свиноводству, молочному животноводству – были приняты областные целевые программы развития. Белгородцы предвосхитили удачно совпавший по времени и содержанию с принятой в области стратегией Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», действовавший в 2006–2007 гг. и перешедший в 2008 году в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы».

За 2005–2013 гг. в развитие птицеводства было вложено 37,8 млрд рублей, в развитие свиноводства – 75 млрд рублей, созданы мощности по производству более 600 тыс. тонн свинины и 700 тыс. тонн мяса птицы в живой массе в год. В мясном кластере образовано  34,5 тыс. рабочих мест.

Исследуя структуру товарной продукции первых лет руководства областью, можно сделать вывод о том, что губернатор Е.. Савченко избрал главные направления развития сельского хозяйства: АПК Белгородской области специализируется на выращивании зерновых культур, сахарной свеклы и подсолнечника, а также на молочно - мясном скотоводстве. В 2003 г. Белгородская область произвела 17% сахара, 7,6% растительного масла, 2,8% животного масла, 2,4% зерна, 2% мяса, 1,8% молока от общего объема Российской Федерации.