Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 485

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Безусловно, прекрасные достижения земледельцев – это резуль- тат практического воплощения программы биологизации земледелия. За годы её реализации сельхозтоваропроизводители окончательно убе-дились в высокой эффективности новой земледельческой системы, ко- торая реально работает на восстановление плодородия, повышает и стабилизирует урожаи, снижает затраты и увеличивает доходность растениеводства. И что очень важно, обеспечивает производство эко- логически чистой и качественной продукции. Без сомнения, дальней- шую судьбу аграрного сектора Белгородской области мы будем стро- ить на прочном инновационном фундаменте биологизации. В этом за- лог производственного успеха и конкурентоспособности сельского хо- зяйства области.

Энергичными темпами развивается овощеводство защищённого грунта. В 2017 году область вновь закрепила свой статус лидера в Цен- тральном федеральном округе по валовому производству тепличных овощей. В запланированных темпах реализуется региональная про- грамма развития садоводства. За минувший год к уже существующей площади молодых садов и питомников, которая составляет свыше 2 тысяч гектаров, прибавились ещё почти 600 га новых садовых насаж- дений.

Отличных производственных высот удалось достичь основопо- лагающей отрасли нашего аграрного сектора – животноводству. По предварительной оценке, в 2017 году мясным кластером области про- изведено не менее 1 млн 700 тысяч тонн мяса, что на 3,5% выше про- шлогоднего показателя. В сельскохозяйственных предприятиях произ- водство молока выросло не менее чем на 50 тысяч тонн, или на 12%. А продуктивность впервые превысила 7000 кг от одной коровы. Основ- ными производителями молока являются "Зелёная долина", "Авида", "Томмолоко", "Грайворонская молочная компания", колхоз имени В.Я. Горина, предприятие "Самаринское" и "АПК "Бирюченский". Наи- высшие удои - почти 10 тысяч кг на одну корову получает коллектив предприятия "Самаринское".

Из года в год увеличивается производство яйца. В текущем году их объём превысит полтора миллиарда штук.

Несомненных успехов добились в развитии малого сельского предпринимательства, в первую очередь за счёт реализации уникаль- ной белгородской программы "Семейные фермы Белогорья", которая в текущем году отметила своё 10-летие и сыграла важнейшую роль в ус- тойчивом развитии сельских территорий, повышении качества жизни селян. Программа дала занятость и достойные доходы трети трудоспо- собного сельского населения области – это 55 тысяч человек. Сегодня она объединяет более 5000 семейных предприятий со средним доходом одного хозяйства в объеме 2,8 млн рублей в год. Данная программа сформировала крепкий класс самодостаточного белгородского кресть- янства, создала
прекрасные условия для закрепления трудолюбивых, талантливых, предприимчивых людей в сельской местности.

В текущем году в области стартовала новая целевая программа "Я – сельский предприниматель", которая содействует развитию как сельскохозяйственного, так и инфраструктурного малого бизнеса на селе. В программу уже включились десятки субъектов, которые получили гранты на общую сумму более 300 млн рублей.

В Белгородской области для обеспечения альтернативной эко-номики в сельских территориях был инициирован проект под названи- ем условным «500/10000», который предусматривает создание на селе небольших промышленных предприятий с общей численностью около 10 тысяч человек. Данная инициатива принадлежит крупным и сред- ним промышленным предприятиям. А крупные агрохолдинги, в свою очередь, взяли на себя роль интеграторов в создании сельских коопе- ративов. В настоящее время в портфель программы отобрано уже 313 бизнес-проектов сельских территорий. Данный подход можно легко распространить и по всей России, приняв соответствующие норматив- ные документы.

Огромную роль в сельской занятости сыграет решение проблемы цифровой доступности за счет создания рабочих мест отдаленного доступа. Здесь можно подумать о льготном подключении к широкопо- лосному доступу к Интернету для тех, кто желает стать сельскими фрилансерами.

Учитывая экономическую целесообразность и социальную зна- чимость программ и проектов по развитию малого сельского предпри- нимательства, муниципальным органам власти необходимо обеспечить всемерное содействие их успешному воплощению. Необходимая ре- сурсная и организационная база для этого в области имеется91.

Таким образом, благодаря инициативам губернатора Е.С. Савченко и целеустремленной рабте его администрации, самоотверженному труду белгородских аграриев АПК области занимает ведущее место среди регионов Российской Федерации. Об этом свидетельствуют рекордные показатели, опубликованные в СМИ в 2023 году.

По данным Минсельхоза Белгородской области, стоимость валовой продукции сельского хозяйства за 2022 год составила 364,8 млрд рублей. Белгородцам удалось намолотить рекордные 4 млн тонн зерновых и зернобобовых культур.

По итогам 2022 года объём производства основных видов продукции составил:

- зерна (в весе после доработки) – 4 млн тонн (130,6% к 2021 году);

- сахарной свёклы – 2,9 млн тонн (126,2% к 2021 году);

- подсолнечника – 423,2 тыс. тонн (86,6% к 2021 году);



- сои – 540 тыс. тонн (104,4% к 2021 году);

- картофеля – 350 тыс. тонн (101,6% к 2021 году);

- овощей – 269,7 тыс. тонн (102,4% к 2021 году);

- скота и птицы на убой (в живом весе) – более 1,7 млн тонн (99,1% к 2021 году);

- молока – 717 тыс. тонн (102,7% к 2021 году);

- яиц – более 1,6 млрд штук (100,9% к 2021 году).

В 2022 году объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по подразделу «Производство пищевых продуктов» составил 589,2 млрд рублей.

В 2022 году в регионе произведено:

- мяса и птицы, включая субпродукты – 1,3 млн тонн (100% к 2021 году);

- масла растительного – 622,0 тыс. тонн (103,3% к 2021 году);

- муки – 160 тыс. тонн (100% к 2021 году);

- сахара-песка из сахарной свеклы – 396 тыс. тонн (76,6% к 2021 году);

- плодоовощных консервов – 400 миллионов условных банок92.

Источник таких весомых показателей в АПК Белгородской области следует искать, по нашему убеждению, в работе губернатора Евгения Степановича Савченко и его администрации с 11 октября 1993 до 22 сентября 2020 года по руководству агропромышленным комплексом региона.

Важное значение в этот период придавалось правовому регулированию импортозамещения и импортонезависимости в Белгородской области.



3.2. Правовое регулирование импортозамещения и импортонезависимости в Белгородской области

Импортозамещение в настоящее время стало и актуальным элементом экономической политики России, и предметом правового регулирования. Для этого имеются современные глобальные политические предпосылки, основными из которых являются антироссийские экономические санкции, предпринятые США и их союзниками.

Основная цель импортозамещения — обеспечение производства всех необходимых внутреннему потребителю товаров и услуг силами национального производителя, работающего на территории этой страны. Для замены импорта национальным продуктом государство имеет возможность использовать такие инструменты, как:

- таможенные меры регулирования;

- запрет или ограничение ввоза некоторых товаров из заграницы;

- субсидирование производств внутри страны;

- инвестирование технических отраслей;

- создание новых производств в регионах;

- проектное финансирование;

- смягчение кредитной политики; - заключение долгосрочных договоров с национальным производителем;

- госзаказ на продукцию.

Таможенное регулирование – это симбиоз тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, предпринимаемых в целях защиты национальных производителей на внутреннем рынке, контроль экспорта и импорта товаров, пополнения федерального бюджета.

Запрет или ограничение ввоза некоторых товаров из заграницы дает дополнительное пространство сбыта на рынке для национального производителя, а, следовательно, стимулирует национальное производство.

Субсидирование производств внутри страны помогает развитию малого бизнеса, созданию новых предприятий и производств, их расширение и модернизацию.

Инвестирование технических и инженерных отраслей позволяет развивать науку, модернизировать производство, делать его более производительным, а выпускаемые товары и услуги более качественными и дешевыми.

Создание новых производств в регионах способствует развитию этих регионов, созданию новых рабочих мест.

Проектное финансирование способствует развитию малого бизнеса, созданию новых предприятий и производств.

Смягчение кредитной политики дает возможность предприятиям привлекать дополнительные средства в производство на выгодных условиях, что позволяет предприятиям
, расти и развиваться.

Заключение долгосрочных договоров обеспечивает стабильными заказами национальных производителей, позволяя планировать свой бизнес на продолжительное время.

Госзаказ на продукцию для производителя означает гарантированный сбыт определенной части продукции, а значит получение прибыли, и, следовательно, расширение производства предприятия. Если товары – импортозаменители выпускаются дабы не допустить зарубежный продукт на рынки – это упреждающая мера. Если же товары–импортозаменители выпускаются с целью вытеснить иностранный продукт с национального рынка – это реактивная мера.

Для применения этих инструментов и механизмов регулирования необходимо правильно выстроить приоритеты, определиться с наиболее важными отраслями для импортозамещения и подобрать подходы осуществления намеченной цели. Реализация программы импортозамещения на предприятии должна начинаться с разработки стратегии. Выработка стратегии происходит в управленческой части предприятия. Для создания эффективной стратегии необходимо учитывать тенденции действующей экономической ситуации, репутацию компании, ресурсы производства93.

Перед органами государственной власти России еще в 2014–2015 годах была поставлена задача, требовавшая быстрого решения, поиска ответов на комплекс вопросов, связанных, в том числе, с проблемами планирования и прогнозирования импортозамещающих процессов.

Основополагающими нормативными правовыми актами в сфере импортозамещения являются следующие:

1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г.

2. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р).

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»».

В развитии вышеуказанных нормативных правовых актов были подготовлены ведомственные приказы, в частности, приказы Минпромторга РФ об утверждении планов мероприятий по импортозамещению в отраслях промышленности:

1. Приказ № 663 от 31 марта 2015 года «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации».

2. Приказ № 662 от 31 марта 2015 года «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности».