Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 473
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в 2018 году – 239 415 бизнесменов
в 2019 году – 317 627 бизнесменов
в 2020 году – 289 500 бизнесменов
в 2021 году – 271 200 бизнесменов
Итого за 2010-2021 гг. – более 3 млн бизнесменов!
Для спасения своего бизнеса и полученной прибыли российские бизнесмены стремятся перевести свои деньги за рубеж, в иностранные юрисдикции. Вследствие этих и других причин за период с 2008 по 2021 год из России были выведены сотни миллиардов долларов. Об этом свидетельствует следующая таблица, составленная авторами по данным Центрального банка РФ.
Таблица 3. Вывоз капитала из России в 2008-2021 гг.
(в млрд долларов)
2008 – 133,7
2009 – 56,1
2010 – 33,6
2011 – 84,2
2012 – 53,9
2013 – 59,7
2014 – 151,5
2015 – 57,5
2016 – 15,4
2017 – 31,3
2018 – 66,1
2019 – 26,7
2020 – 50,4
2021 – 72,0
2022 – 251,0
Из таблицы следует, что только за период 2008-2022 гг из России вывезено более 1 трлн долларов США, точнее - 1087 млрд. долларов. В рублях это более 79,122 трлн. рублей по курсу ЦБ РФ на 10 февраля 2023 г. Для сравнения: доходная часть бюджета в 2022 г. составляла 27,77 трлн руб.
По итогам 2022 года был устанговлен новый антирекорд: из России вывезено свыше 250 миллиардов долларов. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2014 году, когда пределы страны покинуло 151,5 миллиарда.
Президент России В. Путин знает о незаконных арестах, мешающих созданию благоприятного инвестиционного климата в стране. Так, 3 декабря 2015 г. В. Путин в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, где присутствовали сенаторы Совета Федерации, депутаты Госдумы, члены правительства, руководители Конституционного и Верховного судов, главы регионов и другая часть элиты, обнародавал следующие факты: «В 2014 году следственные органы возбудили около 200 000 уголовных дел по так называемому экономическому составу. Только 15% дел закончились вынесением вердикта. При этом абсолютное большинство, 83% предпринимателей, по которым были открыты уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили. И это, конечно, не то, что нам нужно с точки зрения делового климата»121.
В начале августа 2018 г. Владимир Путин вновь заявил об избыточном давлении на бизнес со стороны контрольных и правоохранительных органов.
Он, в частности, предложил прекратить затягивать беспричинное содержание предпринимателей в СИЗО, запретить изъятие при обысках серверов и жестких дисков, ограничить внеплановые проверки предпринимателей и формализовать права института уполномоченных по защите прав предпринимателей в судебных процессах.
В России возбуждение уголовного дела против предпринимателя зачастую заканчивается потерей бизнеса или репутационной потерей.
19 марта 2019 г. Президент Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры заявил, что безосновательное продление содержания под стражей представителей бизнеса недопустимо. Обращаясь к прокурорам, он заявил, что их прямая обязанность – не допускать «действий, которые ведут к разрушению компаний, к тому, что люди теряют рабочие места». Он попросил прокуроров реагировать на нарушения в этой сфере, а также оказывать предпринимателям помощь в отстаивании их прав122.
Результат выступления президента: за 2019 год под стражей содержалось более 300 тыс. бизнесменов.
Правительство в очередной раз пытается вести диалог с бизнесом для формирования цивилизованного инвестиционного климата. Теперь «Деловая Россия» и «ОПОРА России» по просьбе исполнительной власти будут вести в регионах мониторинг нарушений прав предпринимателей и докладывать руководству страны. Бизнес-сообщество предлагает решать проблему системно – создавать в субъектах Федерации специальные программы улучшения инвестиционного климата, перекладывая часть административной нагрузки с предпринимателей на чиновников.
Россия на сегодняшний день, по данным регулярных международных обзоров и рейтингов, например Всемирного Банка, находится в группе стран с непривлекательным инвестиционным климатом. Мы не только проигрываем по параметрам, характеризующим инвестиционную привлекательность, развитым государствам, но и значительно уступаем на мировом рынке прямых инвестиций своим ближайшим конкурентам из группы развивающихся стран – Китаю, Индии и Бразилии. На пятки уже наступают друзья-соперники из стран СНГ. Создание Таможенного союза неизбежно приведет к усилению конкуренции за инвестиции с Белоруссией и Казахстаном. Причем на фоне нашего восточного соседа мы выглядим, прямо скажем, бледновато.
По такому ключевому фактору инвестиционного климата, как уровень налоговой нагрузки, Россия явно проигрывает Казахстану. Ставка НДС там составляет 12% (у нас – 18%), НДФЛ – 10% (у нас – 13%), налог на прибыль организаций – 15% (у нас – 20%), социальный налог – 21% (у нас запланировано увеличение до 34%). Кроме того, финансирование, рабочая сила, инфраструктура более доступны для потенциальных инвесторов в Казахстане, здесь же сформирована более благоприятная административная среда.
Последствия такой разницы в условиях ведения бизнеса предвидеть нетрудно. Финансовые ресурсы и проекты создания новых, в первую очередь не связанных с добычей сырья производств направятся в юрисдикции с наилучшими инвестиционными условиями. Зачем владельцам капитала рисковать своими деньгами и даже, как показывает история с гибелью юриста Сергея Магнитского, жизнью, если можно вложить свои средства в более спокойных краях.
Каждый, кто пытался организовать собственный бизнес внутри России, очень скоро сталкивался с огромной бюрократической машиной, которая по традиции никуда не торопится и попросту не даёт оперативно и гибко руководить собственным предприятием. Если же организованный на свой страх и риск бизнес начинал приносить хороший доход, то на пороге директора моментально вырастал прокурор или следователь, который под страхом возбуждения уголовного дела (с дальнейшей посадкой разумеется) прибирал предприятие к своим рукам. Не думайте, что я сгущаю краски или преувеличиваю. В России каждый коммерсант, который владел доходным бизнесом с этим хотя бы раз сталкивался.
Правительство пытается улучшить инвестиционный климат, привлекая к этой работе ведущие бизнес-объединения. В специальном распоряжении премьер предложил «Деловой России» и «ОПОРЕ России» осуществлять мониторинг поступления обращений предпринимателей и изменений ситуации, связанной с нарушениями прав бизнесменов. Они также будут готовить предложения по устранению причин и условий нарушения прав предпринимателей и представлять их в кабинет министров. Курировать работу органов власти по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров, оперативному и эффективному рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов поручено вице-премьеру Игорю Шувалову, ныне руководителю Внешэкономбанка. По его оценке, основная цель распоряжения, подписанного председателем правительства, – улучшить инвестиционный климат в России.
Необходимо оперативно реагировать на жалобы предпринимателей. Теперь создан единый канал получения обращений иностранных и российских граждан с жалобами на действия должностных лиц в регионах и те сложности, с которыми сталкиваются предприниматели. «Это шаг в правильном направлении, – комментирует распоряжение кабинета министров председатель экспертного совета „Деловой России“ Антон Данилов-Данильян. – Сейчас формируется новый диалог между властью и предпринимателями. Правительство должно реагировать на запросы бизнеса. Ведь чтобы проводить модернизацию, нужен благоприятный климат. А пока над каждым бизнесменом висит дамоклов меч – возможность попасть в тюрьму, сложно ожидать инициативы».
Видные бизнесмены, экономисты и политики предлагают подойти более системно к решению проблемы инвестиционного климата в нашей стране. Международный опыт и российская практика формирования благоприятного инвестиционного климата показывают, что значительная часть его условий создается на региональном уровне. Эффективность усилий региональных властей и местных руководителей зачастую имеют решающее значение при выборе инвесторами места приложения своих средств.
Для решения, пожалуй, самой больной проблемы – создания благоприятной административной среды – в субъектах Федерации предлагается создавать постоянно действующие советы по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами. Их должны возглавлять губернаторы, а состав – формироваться из руководителей профильных органов исполнительной власти, инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества. Чтобы обеспечить оперативную связь и эффективное взаимодействие инвесторов с руководством региона, они должны знать все координаты местного властного истеблишмента, включая номера мобильных телефонов. Еще лучше, если региональные власти идут на создание специального агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Его основными функциями являются повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта Федерации, регулярный поиск и привлечение инвесторов, разработка перспективных направлений инвестиций, создание проектных команд по поддержке конкретных проектов. Работа подобной государственной структуры эффективна, если ее наблюдательный совет возглавляет губернатор.
Очень важно принять инвестиционную декларацию и регламент по работе с инвесторами, обеспечивающий реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта. Эксперты «Деловой России» считают необходимым разработать и принять специальные законы субъектов Федерации «О государственных услугах», обеспечивающие формирование системы стандартов предоставления государственных услуг, информатизацию процедур их предоставления, контроль качества и ответственность за несоблюдение стандартов качества предоставления государственных услуг.
Для формирования благоприятной инфраструктуры для инвестиций в проекты по импортозамещению региональные власти вполне способны создавать подготовленные промышленные площадки: проводить комплекс землеустроительных работ
, ставить сформированные земельные участки на государственный кадастровый учет, регистрировать права на земельный участок, подводить к нему необходимую инфраструктуру.
Политическое руководство страны поставило перед региональными властями задачу – принять все меры для улучшения инвестиционного климата, создания условий для инвестиций в экономику и социальную сферу республик, краев и областей. С этой целью потребуется обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров. Одновременно необходимо разработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. В то же время поддержка инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа должна соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата. Одновременно необходимо разработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий.
Президент России Владимир Путин поддержал идею создания системы оценки качества инвестиционного климата в муниципальных образованиях. С таким предложением выступил глава "Опоры России" Александр Калинин в ходе заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, состоявшегося летом 2020 г123.
Как показала практика, было мало реализовано из того, что было запланировано в ходе этого мероприятия. Практически такой же эффект был и от других подобных совещаний и заседаний. Отсюда и многие нерешенные проблемы с импортозамещением.
Далее примеры из АПК Белгор. Обл.
Динамика импорта в Россию графически изображена на следующем рисунке. Из него следует, что наибольшие объемы ввозимой продукции приходились в 2012-2021 гг. на страны дальнего зарубежья, в основном на США и государства Евросоюза.