Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 480

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В их числе: природные ресурсы и состояние экологии; качество трудовых ресурсов; уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств; макроэкономическая стабильность: состояние бюджета, платежный баланс, государственный долг, в том числе внешний; качество государственного управления, политика центральных и местных властей; законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни, стеᴨȇнь либерализации; уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; защита прав собственности, уровень корпоративного управления; обязанность исполнения партнерами контрактов; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования; открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами; адмиʜᴎϲтративные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок; уровень монополизации экономики111.

Инвестиции (капитальные вложения) представляют собой совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства112. Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "капитальные валовые вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. К основным задачам инвестиционной политики относятся: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобесᴨȇчивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.


Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике113.

Инвестиции в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, необходимых для импортозамещения в условиях нескончаемых санкций, зависит от процессов инвестирования, или капиталообразования.

Инвестиции подразделяются на финансовые, портфельные, реальные (прямые) и интеллектуальные. Финансовые инвестиции - вложения в финансовые институты, то есть вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством. Реальные инвестиции - вложения частной фирмы или государства в производство какой-либо продукции. Интеллектуальными инвестициями являются вложения в подготовку кадров, ᴨȇредача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки.

Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них - это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент - инвестиции в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.

В инвестициях важно также то, что они всегда ориентированы на будущее. Как правило, капитальные блага, приобретённые за счёт инвестиций, окупят себя не сразу.

Особенность большинства капитальных благ состоит в том, что они - блага длительного пользования, с ожидаемым сроком жизни в 10 и более лет. Даже когда стимулы для строительства, связаны с настоящим, расчёты, определяющие целесообразность капитальных вложений, обязательно учитывают будущие доходы фирмы.

Инвестиции можно условно разделить на три категории: прямые, портфельные и прочие.

Под прямыми инвестициями понимается ситуация, при которой иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;



К портфельным относятся инвестиции, при котоҏыҳ иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

И, наконец, к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано, прежде всего, разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;

совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов114.

Без улучшения инвестиционного климата остается реальная опасность того, что научные открытия и создаваемые в России инновации могут стать не ресурсом для развития российских производств, а интеллектуальным сырьем для развития иностранных компаний. Российские инновационные достижения уже сейчас увеличивают зарубежный ВВП вместо того, чтобы способствовать модернизации отечественной промышленности. Дело в том, что при нынешнем минимальном уровне внедрения научных достижений в производство российские бизнесмены чаще продают иностранным партнерам патенты на изобретения, чем сами производят новые конкурентные товары. Причина такого положения дел кроется в неуверенности российских предпринимателей в завтрашнем дне, наличии рисков больше потерять, чем выиграть от долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. Поэтому обеспечение конкурентоспособности российской юрисдикции требует системных мер для принципиального улучшения инвестиционного климата, для повышения инвестиционной привлекательности регионов.


Растущая коррупция снижает инвестиционную привлекательность России в целом и её регионов в отдельности. Бизнесмены сетуют: коррупция в России растет год от года и вместе с этим увеличиваются так называемые "откаты", которые требуют от них российские чиновники. Если в 2000 г. требовалось "откатить" в среднем 5-10% от суммы госзаказа, то спустя пять лет процент возрос до 30. По данным начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД генерал-майора полиции Денис Сугробова "средний размер взятки существенно увеличился и составляет 236 тыс. руб115. Риски для чиновников возросли, и они не хотят размениваться по мелочам".

В России высокая должность стала средством личного обогащения. Так, полковник полиции Дмитрий Захарченко, занимая должность по борьбе с коррупцией в структуре МВД России активно обогащался, используя свое служебное положение. В результате обыска у него была найдена крупная сумма денег – более 8,5 миллиарда рублей (почти 1,5 тонны был их общий вес). Гособвинитель по делу полковника Захарченко представила суду окончательную позицию обвинения. Она попросила назначить подсудимом 15 с половиной лет заключения и штраф почти в 495 миллионов рублей. Однако Пресненский суд Москвы в июне 2019 г. приговорил бывшего полковника полиции Дмитрия Захарченко к 13 годам колонии строгого режима, а также оштрафовал на 117 млн 990 тысяч рублей и лишил его специального звания116.

В апреле 2019 года три сотрудника Федеральной службы безопасности (бывший КГБ), Кирилл Черкалин, Андрей Васильев и Дмитрий Фролов были арестованы за коррупцию. Эти наследники Ф. Дзержинского ограбили государство на 12 миллиардов рублей117.

Эти и другие факты свидетельствуют, что российских коррупционеров не останавливает угроза уголовного преследования. Поэтому ставка только на лишение свободы и кратные штрафы не сработала.

За последние несколько лет многие региональные лидеры Президентом Владимиром Путиным были арестованы и привлечены к ответственности за коррупцию. Среди них: В. Дудка (Тульская область), А. Хорошавин (Сахалинская область), Н. Денин (Брянская область), В. Гайзер (Республика Коми), Н. Белых (Кировская область), П. Коньков (Ивановская область), В. Ишаев (Хабаровский край) и другие. Эти лидеры украли миллиарды рублей у государства и общества. Своё назначение на высокие посты чиновники использовали для незаконного обогащения. А это уже свидетельствует о серьезных ошибках в кадровой политике президента В. Путина.


Усиливая этот акцент, следует подчеркнуть, что нечистые на руку чиновники, назначаемы на должность специальными указами главы государства, ежегодно обкрадывают Россию уже не на миллиарды или сотни миллиардов, а на триллионы рублей. По данным экс-Председателя Счетной палаты Сергея Степашина, которые он лично докладывал в 2015 г. президенту В. Путину, высокопоставленные коррупционеры украли из государственного бюджета астрономическую сумму - 1 000 000 000 000 рублей118. После того, как нужные меры не были приняты президентом, прямой ущерб от коррупции увеличился. Как доложил новый председатель Счетной палаты РФ А. Кудрин, контрольное ведомство выявило нарушения на 1 трлн 865 млрд рублей. «Это почти вдвое больше, чем в 2016 году, в 3,5 раза больше, чем в 2015 году. Но сразу скажу, что 760 млрд руб. из этой суммы – это нарушения по учету в Роскосмосе, по результатам этих проверок открыты уголовные дела119.

Небывалый рост коррупции в капиталистической России стал возможен вследствие многих причин, главная из которых, по нашему мнению, заключается в том, что у российского руководства нет системности в противодействии коррупции. Из-за отсутствия системы в антикоррупционной политике и системности в её практической реализации коррупция ныне достигла невиданных масштабов, проникла не только в региональные и муниципальные органы власти, суд, прокуратуру, таможню, милицию-полицию, но и в верхние эшелоны власти: Администрацию Президента, Правительство, Госдуму, Совет Федерации.

Последние социологические опросы показывают, что среди причин, мешающих развитию бизнеса в России и ее регионах, предприниматели на первое место ставят действия чиновников и несовершенство законодательной базы. О какой защите предпринимателей может идти речь, если количество ежегодных проверок надзорными органами предприятия малого и среднего бизнеса доходило до 20 млн раз120.

Созданию благоприятного климата для ведения бизнеса зачастую препятствуют действия российских правоохранительных органов.

По статьям об экономических преступлениях в России арестовано:

в 2010 году – 281 300 бизнесменов

в 2011 году – 240 200 бизнесменов

в 2012 году – 235 000 бизнесменов

в 2013 году – 225 200 бизнесменов

в 2014 году – 212 300 бизнесменов

в 2015 году – 255 250 бизнесменов

в 2016 году – 240 000 бизнесменов

в 2017 году – 241 397 бизнесменов