Файл: Монография Белгород 2023 удк 338. 212 Ббк 63. 3(2)я7367. 3(2)я73 М74 Рецензенты.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 479
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3. Финансирование агропромышленного комплекса
на Белгородчине
Реализовывать государственную политику импортозамещения, помогать экономике выбираться из кризиса российские власти собираются, прежде всего, увеличивая бюджетное финансирование принятых программ. В проекте плана восстановления экономики правительство предлагает активно использовать закупки бюджета и госкомпаний.
Закупки иностранной продукции уже ограничены. Государству запрещено покупать некоторые импортные товары (одежду, обувь, мебель, станки, автомобили, локомотивы и проч.). Покупка других иностранных товаров ограничена правилом «третий лишний»: их не допустят до торгов, если в закупке участвует продукция двух российских производителей (канцтовары, удобрения, радиаторы, музыкальные инструменты и проч., так же закупаются лекарства, медизделия). Если товар не входит ни в один из этих списков, то отечественная продукция часто пользуется ценовой преференцией: цена контракта с поставщиком импортного товара будет снижена на 15% по сравнению с предложенной.
С помощью закупок правительство рассчитывает стимулировать не только восстановление экономики, но и импортозамещение – цена этого раздела около 1,1 трлн руб. за два года, или около 15% стоимости всего плана (7,3 трлн, включая стоимость инфраструктурных проектов). Впрочем, почти вся эта сумма – уже запланированные закупки отечественных машин и оборудования по национальным проектам. но теперь чиновники хотят быстрее потратить эти деньги. Только за два последних года на эти цели из госбюджета было выделено более 1 трлн рублей: 489,5 млрд руб. в 2020 г. и 556 млрд в 2021 г.
Кроме того, власти собираются использовать заказ госкомпаний (составил 21 трлн руб. в 2019 г. и 9 трлн руб. с начала 2020 г.). Например, государство и госкомпании должны перенести на 2020 г. закупки отечественных автомобилей (4,5 млрд руб.) и машин скорой помощи (10 млрд). «Почта России» уже закупила более 1100 автомобилей Lada Largus, чтобы расширить автопарк в ответ на взрывной рост спроса на курьерскую доставку, сообщил ее представитель. До конца 2020 г. компания планирует приобрести еще около 5000 автомобилей марок «ГАЗ», «УАЗ», «ВАЗ» и «Камаз», перенеся на этот год закупки 2021 и 2022 гг
106.
Однако из-за коррупции и других причин процессы госзакупок не всегда проходят гладко, в соответствии с утвержденными планами действующим законодательством в этой сфере. Госкомпании не хотят закупать российские товары и с этой целью завышают технические требования, указывают характеристики, которым соответствует только зарубежная продукция. Ни Минфин, ни курировавшее ранее закупки Минэкономразвития не предоставляют данных о том, какая их доля приходится на российскую, а какая – на импортную продукцию.
Даже если государство или компания хочет купить именно российское, это не так просто сделать. Во-первых, поставщику сложно доказать происхождение товара. Сами производители, чтобы доказать российское происхождение товаров, должны подать заявку в Минпромторг, который выдаст разрешение на 18 месяцев. Во-вторых, если госкомпания укажет, что хочет купить именно российскую продукцию, то контролирующие органы могут признать это «заточкой» под конкретного поставщика. По закону госкомпаниям запрещено указывать наименование страны происхождения товара в описании предмета закупки.
Второе направление в финансовом обеспечении реализации госполитики в сфере замещения импорта представляет проектное финансирование конкретных перспективных проектов. Проектное финансирование представляет собой финансирование инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые проектом. Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учётом распределения риска между участниками проекта. К финансовым инструментам государственной поддержки, применяемым в сфере импортозамещения, также относятся:
• субсидии на компенсацию части затрат на проведение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1312);
• субсидии на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014– 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов (постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. № 3);
• программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования (постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1044);
• специальный инвестиционный контракт (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 718).
В Минпромторг России поступило 13 заявлений о заключении специальных инвестиционных контрактов по импортозамещению с суммарным объемом частных инвестиций 265 млрд. рублей
107.
Расходы для реализации программы импортозамещения состояли из:
• средств федерального бюджета;
• субсидий на возмещение затрат на разработку стандартов;
• средств сторонних компаний.
Таким образом, реализация в полном объеме «Программы стандартизации в области импортозамещения» могла бы позволить создать нормативную базу импортозамещения в виде комплекса национальных стандартов, разработанных с учетом передового опыта зарубежного производства, чтобы производить свою отечественную конкурентоспособную продукцию и достичь высокого уровня в развитии экономики России.
При этом импортозамещение может быть эффективно, только если производители товаров (услуг) будут ориентированы на экспорт, то есть качественные и ценовые характеристики производимых товаров (услуг) будут конкурентоспособны в мировом сообществе.
ЦБ РФ установил ключевую ставку с 1 марта 2022 г. в размере 20% годовых. Под такие проценты развивать производство с рентабельностью, которая позволит закрывать кредитные платежи на таких условиях, а тем более заниматься импортозамещением, будет проблематично. В связи с этим Центральному банку Российской Федерации следует в условиях ужесточения санкций и сокращения импорта товаров и технологий, запрещенных для ввоза в Россию рядом западных государств, ввести пониженные проценты по ссудам и кредитам, выданным на реализацию проектов модернизации производства и замещения импорта. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации следует рассмотреть возможность предоставления из федерального бюджета дополнительной субсидии Фонду развития промышленности (ФРП) в целях расширения финансирования программ импортозамещения, в том числе государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной восемь лет назад Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328.
В настоящее время государство реализует ряд мер по созданию новых условий финансирования импортозамещения, а именно:
• проведена докапитализация Внешэкономбанка за счет средств ФНБ, что позволит расширить финансирование программ и инвестиционных проектов, направляемых на импортозамещение;
• разрабатывается механизм кредитования приоритетных секторов российской экономики на взаимовыгодных для предпринимателей и банков условиях;
• решается вопрос о выделении льготных кредитов сельхозпроизводителям, деятельность которых связана с импортозамещением.
Однако для того чтобы сделать доступными инвестиционные ресурсы для организаций, участвующих в импортозамещении, требуется, по мнению специалистов, реализация новых мер государственной поддержки, направленных на создание условий финансирования бизнеса, а именно:
• изменение денежно-кредитной политики Банка России в части увеличения возможностей кредитования реального сектора, создания стабильных условий кредитования;
• разработка мероприятий, предотвращающих перелив денежных средств, эмитируемых для реального сектора, в том числе решение проблем импортозамещения на рынке ценных бумаг и валютном рынке;
• предоставление на льготных условиях кредитов стратегическим предприятиям и организациям, участвующим в импортозамещении;
• регулирование ставок по кредитам, предоставляемым банками с государственным участием в капитале или имеющих в обороте значительную долю средств региональных и местных бюджетов;
• введение запрета на изменение коммерческими банками условий кредитных договоров без согласования с заемщиком;
• пересмотр стандартов оценки стоимости залогов;
• создание условий для снижения процентных ставок кредитования, достижения их приемлемого значения для предпринимателей с учетом рентабельности их бизнеса;
• пересмотр политики ограничения объема инвестиционных ресурсов;
• поддержка организаций микрофинансирования на основе бюджетных средств с использованием гарантий по кредитам и компенсаций процентных ставок;
• создание механизмов субсидирования процентных ставок за счет средств специализированных институтов развития для стимулирования роста производства и инвестиций в организациях с низкой рентабельностью, участвующих в программах и проектах импортозамещениия108.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует включить задачи поддержки импортозамещения, включая финансовое обеспечение, в утвержденные Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в качестве приоритетных.
4.4. Создание благоприятного инвестиционного климата как основы импортонезависимости в АПК Белгородской области
Значение инвестиционного климата для социально-экономического развития страны трудно переоценить. Достаточно сказать, что при благоприятном климате в страну, ее экономику поступают дополнительные финансовые ресурсы как отечественного, так и иностранного происхождения. И чем больше денег приходит в экономику, тем больше возможностей для комплексного развития на основе модернизации, инновации и импортозамещения. «И если мы хотим не говорить и рассуждать о модернизации, а к ней приступить, отмечал экс-президент Д.А.Медведев, – то центральное звено успешной модернизации – это кардинальное улучшение инвестиционного климата (выделено авт.). Модернизация практически требует сотен миллиардов долларов прямых инвестиций. И чтобы эти миллиарды долларов пришли, нужен не такой инвестиционный климат, который у нас есть»109. Государство будет добиваться создания условий для роста инвестиций минимум до уровня 25 процентов к ВВП к середине десятилетия против сегодняшних 20 процентов. Это обещание содержалось и в предвыборной программе В.В.Путина 2012 года, кандидата в Президенты РФ110.
Значение инвестиционного климата понимают и региональные власти. Так, в Рязанской области разработана и реализуется Концепция «Механизм создания условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс». В Курской области разработана «Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года», в которой вопросы улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций получили всестороннее освещение. В Липецкой области для организации работы по привлечению потенциальных инвесторов в экономику муниципальных образований подготовлен перечень из 100 объектов муниципальной собственности для привлечения инвестиций через механизм государственно-частного партнерства.
Понятие «инвестиционный климат» характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).
При оценке инвестиционного климата обычно применяются выходные параметры - приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП, а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.