Файл: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновский фармацевтический колледж Министерства здравоохранения Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
известнейших представителей той эпохи, в том числе и папы римского. В 1885 г. фармацевт Соединенных штатов Джон Смит Памбертон, памятуя об успехе вина изобрел кока-колу в качестве лекарства от головной боли. Позднее он заменил в этом напитке спирт обычной газированной водой. В 1891 г. право на изготовление кока-колы было куплено Григсом Кардлером, а сама она постепенно превратилось в один из символов американского образа жизни. В 1884 г. в качестве обезболивающего средства при хирургических операциях Зигмунд Фрейд опубликовал статью «о коке», в которой рекомендовал кокаин для снятия нервного напряжения и усталости. Однако надо заметить, что в этой работе автор путает термины кока и кокаин; впрочем, это весьма распространенная ошибка, встречающаяся и в наши дни.[6]

Потребление кокаина как стимулятора получил достаточно заметное распространение лишь в первом десятилетии XX века, когда он появился на рынках Соединенных штатов и Европы (тогда его по продажной стоимости намного опережали опиум и героин, поступавшие из Азии). Одновременно развернулась полемика о вреде кокаина, в результате он оказался во многих странах под запретом. Но и это не остановило своеобразное «триумфальное шествие» коки по миру. Резкому подъему потребления кокаина способствовала вторая мировая война. Трудности с транспортированием героина привели к весьма ощутимому уменьшению его сбыта в Соединенных Штатах. Кроме того, центр героинового бизнеса – Шанхай, оккупированный Японией, на время «вышел из игры». Но сложности международной обстановки не уничтожили порока, как и не заставили торговцев

наркотиками, смириться с потерей крупных барышей. В этой ситуации отличным выходом стали марихуана и кокаин, производящийся на Американском континенте, их было гораздо проще приобретать и перевозить. Но кокаин – это не единственный наркотик, имеющий богатую историю. [1]

При археологических раскопках в Европе в поселениях людей каменного века среди пищевых отходов найдены семена опиумного мака. Как видим, с опием человечество знакомо очень давно; опиумная наркомания началась еще до нашего летоисчисления. У разных народов этот наркотик назывался по-разному. В древнегреческом городе Дельфы был воздвигнут необыкновенной красоты храм в честь бога солнца Аполлона. Со всех концов Греции приходили в него люди, чтобы узнать, что их ждет в будущем. Греки верили, что Аполлон обладает даром предвидения. Свои предсказания бог вкладывал в уста пифии, жрицы-прорицательницы, галлюцинирующей после приема настоя белены. Норвежские викинги перед сражениями пили специально приготовленный напиток из мухоморов. Благодаря нему, они приходили в неистовую ярость, испытывали прилив сил и не чувствовали боли. Таких воинов называли берсеркеры, то есть бешеные. Средневековые знахари, в основном женщины, систематически использовали белену, беладонну, дурман в своих снадобьях. Галлюцинации, вызываемые этими снадобьями,
описаны в многочисленных трактатах инквизиции, как "шабаш ведьм". В одиннадцатом веке опиум попал в Индию и Китай. В Китае опиум придумали курить для получения наркотического эффекта. К середине 19 века несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму. Опиумная наркомания стала в Китае государственной проблемой. Власти пытались ограничить и даже запретить ввоз в страну опиума, который производился в Индии и ввозился в Китай английскими торговцами (Индия тогда была колонией Великобритании). Англичане не желали сокращать опиумную торговлю - она приносила слишком большие прибыли, к тому же наркомания считалась проблемой только китайцев - в самой Британии она не получила еще большого распространения. В 1839 году по приказу китайского правительства был уничтожен большой груз опиума, принадлежащий английским и американским торговцам. Началась первая опиумная война, которую Китай проиграл. Торговля продолжалась и в 1856 году привела ко второй войне, которая закончилась в 1858 году частичной победой Китая. Легальная торговля опиумом стала сокращаться, но полностью она прекратилась только в начале 20 века, когда в так называемом «цивилизованном» мире осознали, наконец, какой вред несут наркотики. «Особая» роль в развитии наркомании принадлежит медицине. В попытках изобретения новых эффективных лекарственных препаратов немецкий фармацевт Сертурнер в 1803 году из опиума выделил морфий - первый «чистый» наркотик. Весь 19 век опиум и морфий использовались при лечении ревматизма, болей, лихорадки, бессонницы, простуды, служили наркозом при хирургических операциях. В истории кокаина был период, когда его использовали для лечения депрессии и снятия болезненных ощущений. Во второй половине 19 века марихуану стали применять для лечения бессонницы и нервных расстройств. То, что наркотики вызывают привыкание, было ясно осознано только в 1870-х годах.[7]

В 1898 году был создан героин, который оказался в 10 раз сильнее морфия из-за того, что очень легко преодолевал защитную оболочку мозга. 20 век характеризуется уже лавинообразным распространением наркотиков, приобретающим характер эпидемии.[18]

Первая вспышка эпидемии наркомании пришлась на первые годы 20-го века и связана с массовым употреблением кокаина и героина как лекарственных и тонизирующих средств, что особенно было распространено среди имущих классов и творческой богемы.[14]

После 1-ой Мировой Войны - новая вспышка: наркотики "снимали стресс" у воевавших и страдавших от потерь и послевоенной разрухи, да и раненые, пережившие боль под морфийным наркозом, внесли свой весомый вклад в ряды наркозависимых.[8]



В 20-х годах в США вводится сначала ограничение, а затем и запрет на продажу алкоголя. Почти сразу же резко возрастает употребление марихуаны. Отмена "сухого закона" и введение жестоких мер наказания за употребление марихуаны и торговлю ею привели к тому, что в последующие тридцать лет уровень ее потребления заметно [13]

снизился. Самый сильный всплеск наркомании в 20 столетии пришелся на 60-е 70-е годы. Это время отмечено массовыми молодежными протестными движениями на Западе и возникновением большого количества различных сект. Наиболее известным молодежным движением тех лет было движение хиппи. Получила стремительное развитие молодежная массовая поп культура. Все эти явления были тесно связаны с наркотиками.[2]

К уже привычным наркотикам добавились вновь созданные лекарства против депрессии, тревожности и бессонницы.[5]

Опыты 50-х годов, проводимые в США, с необычным веществом-галлюциногеном, сокращенно именуемым ЛСД, вскоре после начала исследований были прекращены, препарат был запрещен для использования в любых целях, однако успел превратиться в новый очень мощный наркотик.[17]

На фоне резкого роста доходов от нелегальной продажи наркотиков стала складываться международная наркомафия.[14]

Практически во всех странах были приняты и стали реализовываться программы борьбы с распространением наркотиков, которые включали профилактическую работу с молодежью и подростками, оказание помощи наркозависимым и борьбу с наркомафией.

Все эти усилия принесли свои плоды, и в развитых странах удалось предотвратить дальнейшее распространение наркотиков, а в некоторых случаях даже снизить количество наркоманов.[3]

1.2 Развитие наркомании в России

Что касается России, о пристрастии к наркотикам в Российском государстве нет каких-либо важных свидетельств ни в летописях, ни в сказаниях. Но это вовсе не означает, что наши предки наркосодержащих растений не знали. Известны традиционные направления русского экспорта. Наряду с медом, пушниной, льном и прочим шла торговля пенькой, конопляным маслом, джутом, канатами - продуктами весьма наркогенной культуры из семейства Cannabis, т.е. конопли. Наиболее яркой оказалась судьба мака. То, что сказано

русским народом о маке, никогда не являлось наркоманским жаргоном. Дурманными свойствами этих привычных растений русское население не очень-то интересовалось. Гашиш и кальян почему-то не оказались предметом влияния и подражания в русском народе. Конечно, бывали отдельные случаи самодурства помещиков, дегустировавших эти вещества. Но каких-либо конкретных свидетельств зависимости или пристрастий история нам не оставила.[15]

Во врачебной практике, особенно во время военных действий, конечно же, не обходились без наркотиков (опиума и его производных). Но способы их применения всецело зависели от условий, а также талантов врачей и аптекарей. Приготовлялись все виды настоя: опий с водкою и отвары из стенок коробочек мака, опий высушенный, мази и капли. При этом аромат конопляных полей и мак не оставили в нашей истории следов наркотизма. Даже в мучениях или болезнях врачебное применение наркотиков имело меру и границы полезного смысла и осознанное отношение. И сегодня об этом необходимо помнить. Тысячу лет в сознании народа не появлялось и тени намека на увлечение отравой. В самом сознании православного человека содержался вполне сформированный иммунитет. Сегодня, как никогда ранее, очень многим необходимы вместо поиска наслаждений и комфорта эти знания и мудрость, эта "прививка от наркомании".[4]

Употребление наркотиков (как и когда-то алкоголя) стало фактически повсеместной проблемой. Видимо, кто-то, как и прежде, заинтересован изъять из истории следы того мира, в котором столетиями охранялась и строилась жизнь православного человека. Однако накануне крушения Российской империи в сознании русского общества наркомания воспринималась как что-то скандальное, экзотическое. В "высшем свете" полушепотом обсуждалось пристрастие к наркотикам князя Ф.Ф. Юсупова. В большей степени наклонность к наркотикам проявлялась в бандитских притонах. Свидетельства о наркоманах-одиночках или маленьких группах можно найти в литературе тех лет: повести "Молох" Куприна, "Роман с кокаином" Агеева, рассказ Булгакова "Морфий". Кокаин и морфий появились в богемно-эзотерических салонах авангардистов - как атрибутика эпатажной революционности новых искусств. Традиционное православное мировоззрение русского народа не позволяло наркомании в России превратиться в общественно значимую проблему.


После 1917 г., когда государство Российское, а точнее - тысячелетний, глубинный, казавшийся нерушимым фундамент православного государства, дал страшную трещину, влияние этого единственного сдерживающего фактора было сведено к нулю. Без православного понимания в России проблема наркотиков неразрешима - это необходимо признать очевидным. Именно в Церкви, в православных традициях и в нашей истории хранится спасительный компас, путеводитель, а лучше сказать - свеча надежды в мире ожесточившемся, падшем, где наркомания лишь знаменует физическое и духовное разложение, дегенерацию и распад.[9]

Наша страна пережила две большие «волны» наркомании: первая прошла в 1920-е, вторая началась в 1980-е. годы. В начале 1920-х годов широкое распространение наркомании стало естественной реакцией на общее состояние социальной неустроенности после Гражданской войны. Самым популярным наркотиком был «марафет», (т.е. кокаин), который нюхали не только беспризорники, но и студенты, рабочие. Когда во второй половине 1920-х усилилась борьба с контрабандой и одновременно был отменен «сухой закон», наркомания быстро пошла на спад.[8]

Повышение открытости советской экономики и обострение ее социально-экономических проблем послужили основой нового взлета наркомании в последние годы существования СССР. Наркомания 1990-х приобрела размеры, серьезно тревожащие общественность России и других постсоветских государств. Уровень потребления наркотиков считают угрожающим генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики. Между тем социологические исследования конца 1990-х показали, что 10–15% населения так или иначе знакомы с наркотиками, причем 70% наркоманов составляет молодежь. В начале 21 в. количество лиц, злоупотребляющих наркотиками, достигло в России нескольких миллионов человек. По оценкам специалистов, в ближайшие несколько лет их количество может увеличиться в 2 раза.[20]

Наркотизация российского общества сопровождается формированием групп или сообществ наркоманов. С одной стороны, наркоманы испытывают затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических веществ, а потому вынуждены поддерживать связи с теми, кто первоначально приобщил их к потреблению наркотиков. С другой стороны, для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение – не только для того, чтобы создать атмосферу одобрения, но и для перепродажи наркотиков, чтобы добыть хронически не хватающих денег.[1]