Файл: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновский фармацевтический колледж Министерства здравоохранения Российской Федерации.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты социологических исследований показывают, что в современном российском обществе отношение к наркоманам становится менее жестким. Потребление наркотиков, по данным исследований, уже не рассматривается как опасность, как «из ряда вон выходящее» явление. Так, у значительной части молодежи наркотики вызывают интерес, переходящий границы бытовой любознательности. Заметно сократилось расстояние между нормой и отклонением, стирается грань между допустимым и недозволенным. Быть «обколотым», «обкуренным» стало в некоторых кругах «стильно», модно, престижно. По наблюдениям социологов, жаргонные выражения наркоманов становятся широко употребительными среди подростков и юношей, устойчиво входят в молодежный сленг. На смену алкоголю как атрибута молодежных досуговых мероприятий приходят именно наркотики, которые становятся неотъемлемой особенностью молодежной субкультуры, компонентом общения в подростково-молодежной среде.[6]
За последнее время претерпела значительные изменения социально демографическая структура наркотизации молодежи. Теперь все чаще потребителями наркотиков становятся достаточно социально адаптированные и благополучные люди. По данным исследований, из числа употребляющих наркотические вещества с разной степенью периодичности подростков или тех, кто обнаруживает склонность к их потреблению, около 3/4 данного контингента опрошенных подростков и молодежи живут в полных семьях представителей среднего класса.[3]
Все чаще наблюдаются случаи наркотизации элитарной части российской молодежи – студенческой: из числа респондентов, обнаруживших тенденцию к употреблению наркотиков, более половины составляют студенты высших учебных заведений. Вовлечению подростков в наркотизацию способствуют вызывающие стресс социально-экономические условия постсоветской России. Обстановка политического, экономического и нравственного кризиса в стране порождает у людей (в первую очередь, у молодежи) ощущение стресса, неуверенности, и провоцирует «снятие напряжения» с помощью наркотиков. Потребление наркотиков выступает иллюзорным способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения.[21]
Первые отечественные научные исследования наркомании и наркотизма относятся к концу 19 в. Так, в 1885 по заказу губернатора Туркестанского края С.Моравицким было проведено исследование этого региона, в котором подробно проанализированы способы употребления и виды наркотиков, способы выращивания, а также количество посадок и даже цены на наркотики. В 1920-е продолжалось активное изучение наркомании и наркотизма (А.Рапопорт, М.Н.Гернет). Однако с 1930-х по 1960-е исследования этих проблем практически прекратилось – с одной стороны, поскольку они заметно потеряли актуальность, а с другой стороны, под влиянием идеологических запретов. Первое после долгого перерыва крупное эмпирическое социологическое исследование наркомании и наркотизма было проведено в Грузии в 1967–1972 под руководством А.А.Габиани. С 1980-х основным центром социологических исследований наркомании и наркотизма становится Институт социологии АН СССР (сейчас – Институт социологии РАН).[16]
1.3 Факторы риска развития наркомании среди подростков
Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ. Обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем психоактивных веществ, называются факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления психоактивных веществ. Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп или для определенной общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого психоактивного вещества.[9]
Так, факторами риска употребления психоактивных веществ могут быть:
— проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем;
— употребление родителями психоактивных веществ;
— высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода в семье;
— личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм, ценностей и т.д.);
— ранняя сексуальная активность, подростковая беременность;
— проблемы межличностного общения в семье, в школе, в среде сверстников;
— регулярное общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию;
— невысокое качество медицинской помощи;
— недоступность служб социальной помощи;
— высокий уровень преступности в регионе.
Механизм возникновения наркотической зависимости сложен и до конца не изучен. Но можно отметить генетические, медицинские, психологические и социальные факторы риска, прямо влияющие на формирование зависимого поведения.[22]
Начнём с генетических факторов риска. Зависимости, в том числе наркотическая, прямо по наследству не передаются. Передаётся лишь предрасположенность к ним, как результат нарушения биохимии головного мозга. На настоящий момент известно до семи генов, которые отвечают за зависимое поведение. Наибольший вклад вносят те, которые определяют обмен дофамина и серотонина, химических молекул, посредством которых нервные клетки головного мозга передают сигналы друг другу. Дофамин, кроме всего прочего, определяет у человека степень «стремления к новизне», а серотонин участвует в регуляции настроения и уровня тревоги.[6]
Бывает генетически определённые сочетания нарушений обмена дофамина и серотонина. Тогда риск развития наркомании очень высок, но не фатален. Если у ребёнка есть подобная генетическая предрасположенность, ему нужно специальное воспитание и образование, уменьшающие этот вид риска.[23]
Следующая группа факторов риска наркомании, медицинские, связана с беременностью и родами. Если беременная женщина употребляет психоактивные вещества, тем самым она может сильно изменить биохимию мозга ребёнка. Повышают риск курение и стрессы, а также практика регулируемых родов, когда роженицам вводили вещества с психоактивным действием, например, транквилизаторы. Такие препараты могут изменить количество специальных рецепторов в нервных клетках. Это меняет восприимчивость нейронов к передатчикам сигналов, тем же дофамину и серотонину, что в последующем является биологической основой для формирования наркомании.[3]
Психологические факторы риска – это особенности семейного воспитания. Заброшенность, недостаток внимания ребёнку со стороны родителей и других взрослых многократно повышают риск развития наркомании. В среде беспризорных подростков опыт употребления наркотиков имеют 100%.[24]
С другой стороны, воспитание в условиях гиперопеки и вседозволенности, неумение поставить границы ребёнку тоже является фактором риска. В таких случаях подросток, соприкоснувшись с реальным миром, может просто не выдержать реальности и впадает в депрессию. Кто-то находит суррогатный выход через наркотики.[9]
Социальные факторы риска – это доступность наркотиков, а также существующий в обществе акцент на потребление всего, в том числе постоянное поглощение удовольствий. Перепотребление удовольствий формирует у определённой части людей зависимое поведение, как например наркомании, алкоголизм, пристрастие к азартным играм, еде и другие его виды.[1]
1.4. Профилактика наркомании
Общественность в профилактике наркомании
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.
На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями.[15]
В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак). Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономической оценке.[25]
Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов — медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом: ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде; снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов; распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.[5]
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно — колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.[3]
Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи.[14]
В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической
работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку
, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ. Представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики злоупотребления ПАВ.[7]
Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.[26]
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление
лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.
На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией.[13]
Следует признать, что до настоящего времени не выработано единой стратегии по данной проблеме. Для примера можно сравнить существующие точки зрения на антинаркоманическую пропаганду.[4]
Некоторые специалисты считают, что все пагубные последствия употребления наркотиков обусловлены их запретом, и предлагают легализовать продажу очищенных и дозированных опиатов, амфетамина, препаратов каннабиса, что уменьшит смертность от передозировок, снизит патологические реакции, облегчит контроль за распространением наркотиков и вместе с тем не приведет к увеличению числа лиц, употребляющих наркотики.
В рамках первичной профилактики важное значение имеет пресечение распространения наркотических веществ и сырья, из которого они могут быть изготовлены, контроль за распространением психоактивных веществ медицинского назначения. К этой же группе относятся все мероприятия, направленные на психосоциальное оздоровление популяции в целом, поскольку известно, что частота наркотизма тем выше, чем больше проявлений социальной дезадаптации и деградации в семье и микрогруппах, где воспитываются подростки. Тесная взаимосвязь нарушений социальных норм поведения в семье и риска развития наркомании подчеркивалась неоднократно многими авторами. Около 75% подростков, поступающих на обследование и лечение в связи с наркотизмом и наркоманией, воспитывались в неблагополучных семьях. С другой стороны, раннее приобщение к наркотикам и другим психоактивным веществам ведет к тому, что подростки проявляют склонность к делинквентному поведению и легко становятся на путь преступлений.