Файл: Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


службы. Таким образом, в истории развития кадетских корпусов к концу ХVIII столетия завершился

важный этап, заключающийся в том, что они выполнили свою первоначальную просветительскую

функцию в области военного образования. Со второй половины ХVIII века началось возрождение

российских национальных и исторических военно-педагогических традиций обучения и

воспитания военных кадров, заложенных Петром I, и их дальнейшее развитие в новых условиях.

Произошли прогрессивные изменения в теории и практике военного образования.

Определяющее влияние на его содержание оказали организационные мероприятия по

переустройству кадетских корпусов в привилегированные военно-учебные заведения закрытого

типа, призванные готовить как военных, так и гражданских специалистов, они стали основными

военно-учебными заведениями для армии и флота. В образовательном процессе происходит

переход от рационализма, практической направленности, прикладного характера военного

обучения к усилению общетеоретической подготовки офицеров. Позитивное влияние на

содержание обучения и воспитания в военной школе оказало бурное развитие педагогической

мысли и народного просвещения в России (включая открытие Московского университета).

Прогрессивными тенденциями в развитии военного образования являлись также переход к

планово-организационному началу подготовки будущих офицеров, определяющее влияние

педагогической практики на развитие теоретических идей, преобладание гуманистических

подходов. Дальнейшее развитие получила тенденция активного использования достижений

зарубежной военно-педагогической мысли с учетом национальных особенностей и исторических

традиций подготовки русского воинства, сохранение индивидуального подхода к подготовке

офицеров и др. Негативное влияние на развитие дидактики в военной школе оказывали факторы

преобладающего общекультурного развития офицерских кадров в ущерб их военно-

профессиональной подготовке; увеличение количества и усиление роли иностранных

преподавателей, не воспринимавших национальных особенностей и исторических традиций

русского воинства; низкий уровень методической подготовки преподавателей и др. [1]. Подводя

итог, важно сказать, что в целом, в период с образования Российской империи и до конца ХVIII

века в целом наблюдались позитивные тенденции в сфере военного образования. В том числе


увеличение числа военных учебных заведений, создание и ведение кадетского корпуса в качестве

военно-учебно-образовательных учреждений нового класса и т.д.   2.2. Особенности военного

образования в Российской империи в первой половине XIX века   В первой половине XIX века в

образовании, в том числе военном, произошли перемены, качественно изменившие состояние

теории и практики обучения и воспитания молодых россиян. Вступивший на престол в 1801 г.

Александр I под воздействием вольнодумствующих товарищей юности первоначально стремился

к осуществлению прогрессивных перемен. В то же время во взглядах на военное образование он,

как и его отец, был сторонником палочной дисциплины, муштры и плац-парадов. Как отмечал в

своем историко-педагогическом очерке член-корреспондент  РАО З.И. Равкин: «Искусственная

декорация сопровождала каждое действие нового императора, и каждый его поступок облекался

в ловко продуманную пышную и величественную форму гуманности и свободолюбия» [20]. К

концу 50-х годов ХIХ века Россия охватила глубокий кризис, который затронул все стороны

социального и экономического развития, включая систему военно-образовательной системы.

Основными причинами кризиса были социальные, духовные и культурные сферы жизни

российских обществ. В их числе, прежде всего, следует отметить снижение роли дворянина в

структуре социальной структуры социума. Утрата земельных владений дворянством, увеличение

числа служебных дворян, которые не пользуются сословными льготами, привели к падению основ

государственной системы. А так как дворяне составляли основную касту офицерского корпуса, то

и военная система России оказалась подорванной изнутри. К этому надо добавить и кризис в

духовной сфере: переворот, произошедший в самосознании дворянства, как наследственной

военной элиты, не мог не сказаться на их отношении к службе. Недовольство большинства

офицеров своим положением, особенно на фоне зарождающейся национальной буржуазии,

привело к резкому ухудшению их отношения к исполнению своих служебных обязанностей. Это

незамедлительно сказалось на общем положении в армии: снижалась дисциплина, стало

процветать казнокрадство, использование своего служебного положения в личных целях и



прочее. Такое положение не могло не требовать проведения коренных преобразований в

военной области вообще и в системе подготовки военных кадров, в частности [6]. Суть реформы в

области военно-технического образования заключалась в том, чтобы отделить

общеобразовательный курс в военно-технических учреждениях от военно-специализированных и

создать отдельные учебные заведения для каждой из них: военные гимназии и военно-

прогимназии, военные и юношеские училища, на которых разделились учебные заведения:

военные гимназии и военно-юношеские училища, на которых разделились учебные заведения:

военные гимназии и военно-юношеские училища, на которые разделились прежние кадетские

корпуса. В ряде городов губернии образовались военные училища и училища юношеской

подготовки. В 1863 г. Главный Штаб переименовали в Главное управление военно-учебное

учреждение ГУВУЗ, при этом был создан педагогический комитет, который занимался

непосредственно вопросами организации учебно-воспитательной работы в военно-учебных

заведениях. Выпускники военных гимназий подразделялись на три разряда: к первому

относились те, кто набрал наибольшее количество баллов по успеваемости и имел по всем

предметам обучения не ниже 8 баллов, ко второму и третьему – соответственно не ниже и не

выше 6 баллов за весь период обучения. Окончившие по первому разряду имели право поступать

в военные училища без сдачи экзаменов, по второму разряду – по экзамену, а окончившие по

третьему разряду увольнялись к родителям, либо направлялись в войска с правом дальнейшего

чинопроизводства после успешной сдачи вторичного экзамена. Военные гимназии и прогимназии

просуществовали до 1882 года и по решению правительственной комиссии были вновь

преобразованы в кадетские корпуса. С целью усиления кастовости офицерского корпуса, был

значительно сокращен прием в кадетские корпуса детей разночинцев. Большой вклад в

проведение реформы системы военного образования внес Григорий Григорьевич Данилович –

генерал-адъютант, генерал от инфантерии, кавалер многих орденов и медалей Российской

Империи и зарубежных государств, один из видных деятелей эпохи реформ, он был

основоположником реформирования системы военного образования России во второй половине

девятнадцатого века. Г.Г. Данилович, будучи директором второй военной гимназии, привлек в нее

целую плеяду даровитых личностей России того времени. Среди них воспитатели: М.С. Лалаев,


П.А. Алексеев, А.Н. Острогорский, А.Н. Макаров, И.И. Борткевич, К.П. Слепнев, Ф.М. Самоцвет;

преподаватели: Н.А. Астафьев, В.А. Евтушевский, А.О. Пуликовский, Н.Ф. Рашевский, Д.Д. Семенов,

К.К. Сент-Илер и многие другие. Всех этих людей отличала беззаветная преданность своему делу,

полная вера в его успех и энергичная деятельность по его претворению в жизнь. В основу

реформаторской деятельности Даниловича легли идеи общественно-политических деятелей и

широко известных педагогов России XIX века: Н.И. Пирогова и особенно К.Д. Ушинского по

гуманизации образования. В дальнейшем система военно-учебных заведений продолжала

наращиваться и совершенствоваться. Подготовку офицеров осуществляли также в специальных

классах Пажеского корпуса (Приложение 1) и Финляндского кадетского корпуса (Приложение 2). А

унтер-офицерские кадры готовились в специальных военных школах, школах для солдатских

детей при полках гвардии и различных училищах военного ведомства. К концу ХIХ века в России

была создана многоуровневая, широко разветвленная система военно-учебных заведений,

охватывающая подготовку всех категорий офицерского состава. Все военно-учебные заведения

того времени делились на четыре разряда. К первому относились: Николаевская Академия

Генерального Штаба, Михайловская артиллерийская, Николаевская морская, Николаевская

инженерная и Военно-юридическая академии. Ко второму разряду относились: Пажеский Его

Императорского Величества корпус, все военные и юнкерские училища. К третьему разряду

относились военные гимназии и прогимназии (с 1882 года - кадетские корпуса). И к четвертому

разряду относились: специальные школы артиллерийского ведомства, - техническая,

пиротехническая и оружейная, а также военно-фельдшерские школы. Кроме них, в ведении

Военного Министерства состояли: Императорская медико-хирургическая академия, Гвардейская

берейторская школа, Финляндский кадетский корпус, а также Педагогические курсы при второй

военной гимназии и Учительская семинария военного ведомства (упразднены с 1882 года) [6]. По

состоянию на август 1863 года, до реформы военно-учебных заведений: Пажеский Его

Императорского Величества (ЕИВ) корпус, 15 кадетских корпусов, Николаевское училище

гвардейских юнкеров, Константиновское военное училище, 18 училищ военного ведомства,

Аудиторское училище (в 1864 году подчинено генерал-аудитору Военного министерства) [21]. По


состоянию на 1868 год в Российской Империи было: 4 пехотных военных училища, 1

кавалерийское военное училище, 11 юнкерских училищ, 12 военных гимназий, 8 военных

прогимназий, а также Пажеский ЕИВ корпус, Финляндский кадетский корпус, 13 военных

начальных школ, Военночертежная школа, Педагогические курсы при 2-й Петербургской военной

гимназии, Учительская семинария военного ведомства. По состоянию на 1881 год в ведомстве

ГУВУЗа были: Пажеский Его Императорского Величества корпус с общими и специальными

классами, Приготовительные классы Пажеского корпуса, Финляндский кадетский корпус с

общими и специальными классами, 3 военных пехотных училища, Николаевское кавалерийское

училище и его приготовительный пансион, 16 военных гимназий, 2 военные гимназии для

приходящих учеников, 8 военных прогимназий, Учительская семинария военного ведомства, 16

юнкерских училищ, Педагогические курсы при 2-й Петербургской военной гимназии; По

состоянию на 1890 год в Российской Империи были следующие военно-учебные заведения:

Пажеский Его Императорского Величества корпус, Николаевское кавалерийское училище, 4

военных училища, 28 кадетских корпусов, 8 юнкерских училищ, Школа императора Александра II

и 3 пансиона-приюта. В ведении ГУВУЗа по инспекторской и учебной частям были еще

Елисаветградское кавалерийское, Санкт-Петербургское и Казанское военные училища, а по

учебной части – еще и 22 школы для солдатских детей при гвардейских полках и бесплатная

рождественская школа в г. Ревель. В этих военно-учебных заведениях обучалось 17670

воспитанников [21]. Большую роль в становлении и функционировании системы военного

образования в России сыграл введенный в 1866 году «Устав Шляхетского сухопутного кадетского

корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества». Главная заслуга и

значение введенного в действие в Сухопутном кадетском корпусе Устава состояла в том, что он

дал положительный результат в деле подготовки юношей как к военной, так и к гражданской

службе. В начале ХIХ века, в связи с наполеоновскими войнами, назрела необходимость

увеличения численности вооруженных сил России, а значит и расширения сети военно-учебных

заведений. В 1805 году в соответствии с утвержденным «Планом военного воспитания», в