Файл: Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
службы. Таким образом, в истории развития кадетских корпусов к концу ХVIII столетия завершился
важный этап, заключающийся в том, что они выполнили свою первоначальную просветительскую
функцию в области военного образования. Со второй половины ХVIII века началось возрождение
российских национальных и исторических военно-педагогических традиций обучения и
воспитания военных кадров, заложенных Петром I, и их дальнейшее развитие в новых условиях.
Произошли прогрессивные изменения в теории и практике военного образования.
Определяющее влияние на его содержание оказали организационные мероприятия по
переустройству кадетских корпусов в привилегированные военно-учебные заведения закрытого
типа, призванные готовить как военных, так и гражданских специалистов, они стали основными
военно-учебными заведениями для армии и флота. В образовательном процессе происходит
переход от рационализма, практической направленности, прикладного характера военного
обучения к усилению общетеоретической подготовки офицеров. Позитивное влияние на
содержание обучения и воспитания в военной школе оказало бурное развитие педагогической
мысли и народного просвещения в России (включая открытие Московского университета).
Прогрессивными тенденциями в развитии военного образования являлись также переход к
планово-организационному началу подготовки будущих офицеров, определяющее влияние
педагогической практики на развитие теоретических идей, преобладание гуманистических
подходов. Дальнейшее развитие получила тенденция активного использования достижений
зарубежной военно-педагогической мысли с учетом национальных особенностей и исторических
традиций подготовки русского воинства, сохранение индивидуального подхода к подготовке
офицеров и др. Негативное влияние на развитие дидактики в военной школе оказывали факторы
преобладающего общекультурного развития офицерских кадров в ущерб их военно-
профессиональной подготовке; увеличение количества и усиление роли иностранных
преподавателей, не воспринимавших национальных особенностей и исторических традиций
русского воинства; низкий уровень методической подготовки преподавателей и др. [1]. Подводя
итог, важно сказать, что в целом, в период с образования Российской империи и до конца ХVIII
века в целом наблюдались позитивные тенденции в сфере военного образования. В том числе
увеличение числа военных учебных заведений, создание и ведение кадетского корпуса в качестве
военно-учебно-образовательных учреждений нового класса и т.д. 2.2. Особенности военного
образования в Российской империи в первой половине XIX века В первой половине XIX века в
образовании, в том числе военном, произошли перемены, качественно изменившие состояние
теории и практики обучения и воспитания молодых россиян. Вступивший на престол в 1801 г.
Александр I под воздействием вольнодумствующих товарищей юности первоначально стремился
к осуществлению прогрессивных перемен. В то же время во взглядах на военное образование он,
как и его отец, был сторонником палочной дисциплины, муштры и плац-парадов. Как отмечал в
своем историко-педагогическом очерке член-корреспондент РАО З.И. Равкин: «Искусственная
декорация сопровождала каждое действие нового императора, и каждый его поступок облекался
в ловко продуманную пышную и величественную форму гуманности и свободолюбия» [20]. К
концу 50-х годов ХIХ века Россия охватила глубокий кризис, который затронул все стороны
социального и экономического развития, включая систему военно-образовательной системы.
Основными причинами кризиса были социальные, духовные и культурные сферы жизни
российских обществ. В их числе, прежде всего, следует отметить снижение роли дворянина в
структуре социальной структуры социума. Утрата земельных владений дворянством, увеличение
числа служебных дворян, которые не пользуются сословными льготами, привели к падению основ
государственной системы. А так как дворяне составляли основную касту офицерского корпуса, то
и военная система России оказалась подорванной изнутри. К этому надо добавить и кризис в
духовной сфере: переворот, произошедший в самосознании дворянства, как наследственной
военной элиты, не мог не сказаться на их отношении к службе. Недовольство большинства
офицеров своим положением, особенно на фоне зарождающейся национальной буржуазии,
привело к резкому ухудшению их отношения к исполнению своих служебных обязанностей. Это
незамедлительно сказалось на общем положении в армии: снижалась дисциплина, стало
процветать казнокрадство, использование своего служебного положения в личных целях и
прочее. Такое положение не могло не требовать проведения коренных преобразований в
военной области вообще и в системе подготовки военных кадров, в частности [6]. Суть реформы в
области военно-технического образования заключалась в том, чтобы отделить
общеобразовательный курс в военно-технических учреждениях от военно-специализированных и
создать отдельные учебные заведения для каждой из них: военные гимназии и военно-
прогимназии, военные и юношеские училища, на которых разделились учебные заведения:
военные гимназии и военно-юношеские училища, на которых разделились учебные заведения:
военные гимназии и военно-юношеские училища, на которые разделились прежние кадетские
корпуса. В ряде городов губернии образовались военные училища и училища юношеской
подготовки. В 1863 г. Главный Штаб переименовали в Главное управление военно-учебное
учреждение ГУВУЗ, при этом был создан педагогический комитет, который занимался
непосредственно вопросами организации учебно-воспитательной работы в военно-учебных
заведениях. Выпускники военных гимназий подразделялись на три разряда: к первому
относились те, кто набрал наибольшее количество баллов по успеваемости и имел по всем
предметам обучения не ниже 8 баллов, ко второму и третьему – соответственно не ниже и не
выше 6 баллов за весь период обучения. Окончившие по первому разряду имели право поступать
в военные училища без сдачи экзаменов, по второму разряду – по экзамену, а окончившие по
третьему разряду увольнялись к родителям, либо направлялись в войска с правом дальнейшего
чинопроизводства после успешной сдачи вторичного экзамена. Военные гимназии и прогимназии
просуществовали до 1882 года и по решению правительственной комиссии были вновь
преобразованы в кадетские корпуса. С целью усиления кастовости офицерского корпуса, был
значительно сокращен прием в кадетские корпуса детей разночинцев. Большой вклад в
проведение реформы системы военного образования внес Григорий Григорьевич Данилович –
генерал-адъютант, генерал от инфантерии, кавалер многих орденов и медалей Российской
Империи и зарубежных государств, один из видных деятелей эпохи реформ, он был
основоположником реформирования системы военного образования России во второй половине
девятнадцатого века. Г.Г. Данилович, будучи директором второй военной гимназии, привлек в нее
целую плеяду даровитых личностей России того времени. Среди них воспитатели: М.С. Лалаев,
П.А. Алексеев, А.Н. Острогорский, А.Н. Макаров, И.И. Борткевич, К.П. Слепнев, Ф.М. Самоцвет;
преподаватели: Н.А. Астафьев, В.А. Евтушевский, А.О. Пуликовский, Н.Ф. Рашевский, Д.Д. Семенов,
К.К. Сент-Илер и многие другие. Всех этих людей отличала беззаветная преданность своему делу,
полная вера в его успех и энергичная деятельность по его претворению в жизнь. В основу
реформаторской деятельности Даниловича легли идеи общественно-политических деятелей и
широко известных педагогов России XIX века: Н.И. Пирогова и особенно К.Д. Ушинского по
гуманизации образования. В дальнейшем система военно-учебных заведений продолжала
наращиваться и совершенствоваться. Подготовку офицеров осуществляли также в специальных
классах Пажеского корпуса (Приложение 1) и Финляндского кадетского корпуса (Приложение 2). А
унтер-офицерские кадры готовились в специальных военных школах, школах для солдатских
детей при полках гвардии и различных училищах военного ведомства. К концу ХIХ века в России
была создана многоуровневая, широко разветвленная система военно-учебных заведений,
охватывающая подготовку всех категорий офицерского состава. Все военно-учебные заведения
того времени делились на четыре разряда. К первому относились: Николаевская Академия
Генерального Штаба, Михайловская артиллерийская, Николаевская морская, Николаевская
инженерная и Военно-юридическая академии. Ко второму разряду относились: Пажеский Его
Императорского Величества корпус, все военные и юнкерские училища. К третьему разряду
относились военные гимназии и прогимназии (с 1882 года - кадетские корпуса). И к четвертому
разряду относились: специальные школы артиллерийского ведомства, - техническая,
пиротехническая и оружейная, а также военно-фельдшерские школы. Кроме них, в ведении
Военного Министерства состояли: Императорская медико-хирургическая академия, Гвардейская
берейторская школа, Финляндский кадетский корпус, а также Педагогические курсы при второй
военной гимназии и Учительская семинария военного ведомства (упразднены с 1882 года) [6]. По
состоянию на август 1863 года, до реформы военно-учебных заведений: Пажеский Его
Императорского Величества (ЕИВ) корпус, 15 кадетских корпусов, Николаевское училище
гвардейских юнкеров, Константиновское военное училище, 18 училищ военного ведомства,
Аудиторское училище (в 1864 году подчинено генерал-аудитору Военного министерства) [21]. По
состоянию на 1868 год в Российской Империи было: 4 пехотных военных училища, 1
кавалерийское военное училище, 11 юнкерских училищ, 12 военных гимназий, 8 военных
прогимназий, а также Пажеский ЕИВ корпус, Финляндский кадетский корпус, 13 военных
начальных школ, Военночертежная школа, Педагогические курсы при 2-й Петербургской военной
гимназии, Учительская семинария военного ведомства. По состоянию на 1881 год в ведомстве
ГУВУЗа были: Пажеский Его Императорского Величества корпус с общими и специальными
классами, Приготовительные классы Пажеского корпуса, Финляндский кадетский корпус с
общими и специальными классами, 3 военных пехотных училища, Николаевское кавалерийское
училище и его приготовительный пансион, 16 военных гимназий, 2 военные гимназии для
приходящих учеников, 8 военных прогимназий, Учительская семинария военного ведомства, 16
юнкерских училищ, Педагогические курсы при 2-й Петербургской военной гимназии; По
состоянию на 1890 год в Российской Империи были следующие военно-учебные заведения:
Пажеский Его Императорского Величества корпус, Николаевское кавалерийское училище, 4
военных училища, 28 кадетских корпусов, 8 юнкерских училищ, Школа императора Александра II
и 3 пансиона-приюта. В ведении ГУВУЗа по инспекторской и учебной частям были еще
Елисаветградское кавалерийское, Санкт-Петербургское и Казанское военные училища, а по
учебной части – еще и 22 школы для солдатских детей при гвардейских полках и бесплатная
рождественская школа в г. Ревель. В этих военно-учебных заведениях обучалось 17670
воспитанников [21]. Большую роль в становлении и функционировании системы военного
образования в России сыграл введенный в 1866 году «Устав Шляхетского сухопутного кадетского
корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества». Главная заслуга и
значение введенного в действие в Сухопутном кадетском корпусе Устава состояла в том, что он
дал положительный результат в деле подготовки юношей как к военной, так и к гражданской
службе. В начале ХIХ века, в связи с наполеоновскими войнами, назрела необходимость
увеличения численности вооруженных сил России, а значит и расширения сети военно-учебных
заведений. В 1805 году в соответствии с утвержденным «Планом военного воспитания», в