Файл: Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
губернских городах России были открыты приготовительные военные школы. Пройдя в них курс
общеобразовательных дисциплин, лучшие выпускники направлялись для окончания образования
в столичные кадетские корпуса, а остальные могли продолжить образование в университетах. В
это же время были созданы Военно-сиротские отделения для подготовки из числа солдатских
детей унтер-офицеров и различных младших специалистов для армии. Сухопутный кадетский
корпус, а также Артиллерийский и Инженерный, расположенные в Петербурге, получили
соответственно название первого и второго. При втором кадетском корпусе организуется
Волонтерский корпус для непосредственной и ускоренной подготовки офицеров, который затем
преобразовывается в Дворянский полк. В апреле 1830 года Николай I утверждает «Общие
положения и Устав для военно-учебных заведений», в соответствии с которым все военно-
учебные заведения России делились на три класса. К первому классу относились губернские
кадетские корпуса и Дворянский полк, ко второму – Пажеский и столичные кадетские корпуса и к
третьему классу относились Артиллерийское, Инженерное военные училища и Морской
кадетский корпус [6]. В 1831 году создается Штаб по управлению военно-учебными заведениями,
где были разработано «Положение, определяющее обязанности, права и преимущества всех
чинов, служащих по учебной части в военно-учебных заведениях». В соответствии с данным
положением регламентировалось положение преподавателей, так как военно-учебные заведения
до этого не имели своего постоянного преподавательского состава. Постепенно, к середине ХIХ
века, в управление этого Штаба перешли все военно-учебные заведения: военно-сиротские
отделения, кадетские корпуса, специальные военные училища и Императорская военная
академия. К середине ХIХ века сформировалась достаточно стройная система военно-
профессионального образования, охватывающая все звенья подготовки офицерских кадров. Она
представлена на рисунке 1. Рисунок 1 – Система военно-профессионального образования России в
первой половине XIX века [6] Однако в полном объеме решить проблему подготовки
высококвалифицированных и образованных военных кадров к середине ХIХ века в России так и не
удалось. Созданные военно-учебные заведения могли удовлетворить потребности армии и флота
в офицерах менее чем на треть [6]. В 1848 году была сделана попытка улучшения учебно-
воспитательной работы в военно-учебных заведениях России: было разработано и в 1849 году
введено в действие «Наставление для воспитанников военно-учебных заведений». Однако оно,
также, как и все ранее вводимые, предусматривало осуществление и военной и гражданской
подготовки, а потому не устраняло главной причины недостатков: многопредметности учебных
планов кадетских корпусов и обширности учебных программ. Итак, в первой половине XIX века
военное образование в Российской империи образование имеет свою особенность, реформы
произошли, расширились учебные заведения, открылись подготовительные военные училища,
созданы военно-сиротные отделения, чтобы подготовить солдатских детей в составе
унтерофицеров, а также различные младшие специалисты в армии, в целом сформировалась
достаточно стройная система военно-профессионального образования, охватывающая все звенья
подготовки офицерских кадров. 2.3. Военное образование в Российский империи во второй
половине XIX века В Российский империи во второй половине XIX века произошли существенные
изменения в подготовке офицерских кадров, связанные в первую очередь с поражением
Российской армии в Крымской войне. Эти преобразования связаны с именем военного министра
Д.А. Милютина, благодаря которому с 1863 года в России стала создаваться достаточно стройная
система подготовки офицерских кадров, заключавшаяся в последовательном становлении
офицера профессионала: военные гимназии и прогимназии (кадетские корпуса) – военные
училища – офицерские школы – военные академии. Каждая ступень шлифовала и
совершенствовала профессиональные качества защитника Отечества. Кроме того, подготовка
офицеров велась в соответствии с определенной специализацией, в зависимости от потребностей
родов войск [13]. 21 января 1863 года было создано Главное управление военно-учебных
заведений, которое было обязано: - иметь полные и точные сведения о личном составе чинов
ведомства военно-учебных заведений и воспитанников; наблюдать, чтобы все перемены по
личному составу чинов ведомства, а также приём и выпуск воспитанников осуществлялся в
порядке, установленном законом; - наблюдать, чтобы методы преподавания, программы,
руководства и учебные пособия соответствовали современным требованиям науки и цели
учреждения заведений; - следить за ходом педагогического дела в России и за границей; -
наблюдать за хозяйством военно-учебных заведений сообразно цели, для которой учреждены
заведения. Созданные в структуре ГУВУЗа Педагогический Музей, Педагогический Комитет,
журнал «Педагогический сборник», стали учебно-методическими и наглядными центрами
развития и распространения педагогических знаний и педагогических идей не только в учебных
заведениях России, но и за ее пределами [2]. По мнению Военного министра Д.А. Милютина, к
числу основных недостатков подготовки офицеров в кадетских корпусах до второй половины XIX
века можно отнести: - смешение общего образования со специальным; - соединение в классах
детей и юношей разных возрастов от 10 до 20 лет; - разновременное введение между детьми
военных упражнений и преувеличенная требовательность к ним в явный ущерб классическому
обучению; - дисциплинарные отношения, в которые ставились одинаково и 10-летние дети и
взрослые юноши, не проникая в сознание воспитанников, утрачивали серьезное значение, а
легкий взгляд на дисциплину, укоренившийся между воспитанниками, переносился ими на
действительную службу; - крайняя трудность замещения должности офицеров лицами, которые
соединили бы в себе способности и подготовку педагога с качествами строевого офицера; -
общность учебных программ при недостатке времени для их выполнения; - резкое отделение
учебной части от воспитательной в связи с неодинаковым уровнем образования членов учебного
и воспитательного (строевого) состава; - затрудненность содержания специальных классов при
губернских кадетских корпусах, так как в провинции весьма трудно было находить хорошо
подготовленных преподавателей для разных наук [22]. Реформы Д.А. Милютина привели к
изменениям в системе военного образования второй половины XIX века. Они заключались в том,
что все военно-учебные заведения были разделены на 4 разряда (рисунок 2). Рисунок 2 –
Разряды военно-учебных заведений в системе военного образования второй половины XIX века
[15] В этот период военные гимназии и прогимназии играли роль подготовительных военно-
образовательных учреждений. При этом военные прогимназии осуществляли подготовку
кандидатов для поступления в юнкерские училища, в основном из недворянских сословий, а
военные гимназии – для поступления в военные училища [3]. В результате можно сказать, что во
второй половине XIX века военное образование в Российский империи продолжало свое
развитие, была построена система подготовки офицерских кадров, создано Главное управление
военно-учебных заведений. 2.4. Военное образование в Российской империи в начале XX века
В истории российской военной педагогики своеобразное место занимает период начала XX веков,
так как многие проблемы, встречающиеся в сегодняшнее время, аналогичны тем, с которыми
сталкивались наши предшественники. В начале ХХ века система кадетский корпусов расширилась,
открылись курсы подготовки офицеров и преподавателей, а также восстановились курсы
подготовки преподавателей кадетского корпуса. В 1911 г. юнкерские школы были переведены в
военные учреждения, создана Военная академия Интенданта, а также для обучения и младших
военных специалистов были созданы унтер-офицерские военные школы и ротные учебные
команды [6]. В 1914 году в Российской Империи было 28 кадетских корпусов и 19 военных
училищ, кроме того, ряд военно-учебных заведений, подчиненных другим военным ведомствам.
Среди них: офицерские школы, 4 морских училища, 3 морские высшие школы и 7 военных
академий. Серьезным испытанием эффективности военного образования России стала Первая
мировая война (28 июля 1914 года – 11 ноября 1918 года). К ее началу подготовка офицеров
осуществлялась в 28 кадетских корпусах, 19 пехотных, артиллерийских, кавалерийских и других
военных училищах, 4 морских училищах, 7 академиях, 3 морских высших школах, различных
офицерских школах [1]. Однако они не смогли обеспечить армию офицерами в количестве и
качестве, необходимом для военного времени. Кроме того, за первый год войны армия потеряла
больше половины всех офицеров. В литературе выявлены закономерности влияния изменений в
военном образовании на результаты боевых действий: 1. Зависимость потерь офицеров от
неразрешенного противоречия между требованиями современного боя и содержанием их
обучения и воспитания в вузах. 3. Неспособность генералитета проводить операции [1].
Командующие фронтами генералы Жилинский, Рузский, Иванов и Эверт могли погубить любую
армию. 4. Отсутствовал подготовленный резерв офицерских кадров для восполнения боевых
потерь. С началом войны все академии были закрыты, а преподаватели отправлены на фронт, в
результате подготовка штаб-офицерского и высшего офицерского состава была прекращена и
возобновлялась уже в ходе войны. Самой слабой была подготовка в школах прапорщиков, ни
теоретически, ни практически нельзя было за три месяца подготовить командира, способного
руководить и управлять подчиненными в бою, а главное – побеждать врага. Основное внимание
уделялось личной подготовке, методической подготовки офицера руководителя программы не
предусматривали; психология и педагогика, вопросы воспитательного взаимодействия с нижними
чинами не изучались; отсутствовало изучение опыта шедшей войны и внедрение его в
образовательный процесс. В моральном плане служилое сословие было обескровлено, в
офицеры стали идти люди «четвертого сословия», все те, кто пошел в «офицеры» потому, что
иначе все равно предстояло идти в солдаты [7]. Появились офицеры, в которых не было ничего
офицерского, кроме погон, и то защитных. Эти офицеры не умели держать себя ни на службе, ни в
обществе. Слово «прапорщик» сделалось нарицательным. К 1917 г. в армии усилилась тенденция
деления офицеров на кадровых, они в полках составляли до 4 %, и офицеров военного времени,
произведенных в результате ускоренной подготовки – 96 %. В результате события 1917 г. явились
сильнейшим потрясением для русского офицерства, которое оказалось совершенно не
подготовленным ни к такой скорой развязке политической ситуации, ни к тем формам, которые
она приняла. В новых политических условиях социалистического государства первоначально
произошло разрушение прежней военной школы, а уже впоследствии формирование ее путем
проб и ошибок, цена которых – миллионы человеческих жизней в ходе Второй мировой войны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сложившаяся структура системы военного
образования Российской Империи сроится на основных этапах своего развития, начиная с 1721
года и до начала ХХ века. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении важно сказать, что подготовка
профессиональных кадров для вооруженных сил занимает важное место в системе обеспечения
военной безопасности государства. В этом отношении большой интерес представляет
накопленный исторический опыт военного образования. Изучив особенности исторического
развития системы военного образования в период Российской империи, можно сделать вывод о
том, что данная система формировалась постепенно начиная с с 1721 г. по 1917 годы.
Становление и развитие военного образования в Российской империи в XIX веке можно