Файл: Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


губернских городах России были открыты приготовительные военные школы. Пройдя в них курс

общеобразовательных дисциплин, лучшие выпускники направлялись для окончания образования

в столичные кадетские корпуса, а остальные могли продолжить образование в университетах. В

это же время были созданы Военно-сиротские отделения для подготовки из числа солдатских

детей унтер-офицеров и различных младших специалистов для армии. Сухопутный кадетский

корпус, а также Артиллерийский и Инженерный, расположенные в Петербурге, получили

соответственно название первого и второго. При втором кадетском корпусе организуется

Волонтерский корпус для непосредственной и ускоренной подготовки офицеров, который затем

преобразовывается в Дворянский полк. В апреле 1830 года Николай I утверждает «Общие

положения и Устав для военно-учебных заведений», в соответствии с которым все военно-

учебные заведения России делились на три класса. К первому классу относились губернские

кадетские корпуса и Дворянский полк, ко второму – Пажеский и столичные кадетские корпуса и к

третьему классу относились Артиллерийское, Инженерное военные училища и Морской

кадетский корпус [6]. В 1831 году создается Штаб по управлению военно-учебными заведениями,

где были разработано «Положение, определяющее обязанности, права и преимущества всех

чинов, служащих по учебной части в военно-учебных заведениях». В соответствии с данным

положением регламентировалось положение преподавателей, так как военно-учебные заведения

до этого не имели своего постоянного преподавательского состава. Постепенно, к середине ХIХ

века, в управление этого Штаба перешли все военно-учебные заведения: военно-сиротские

отделения, кадетские корпуса, специальные военные училища и Императорская военная

академия. К середине ХIХ века сформировалась достаточно стройная система военно-

профессионального образования, охватывающая все звенья подготовки офицерских кадров. Она

представлена на рисунке 1. Рисунок 1 – Система военно-профессионального образования России в

первой половине XIX века [6]   Однако в полном объеме решить проблему подготовки

высококвалифицированных и образованных военных кадров к середине ХIХ века в России так и не

удалось. Созданные военно-учебные заведения могли удовлетворить потребности армии и флота

в офицерах менее чем на треть [6]. В 1848 году была сделана попытка улучшения учебно-


воспитательной работы в военно-учебных заведениях России: было разработано и в 1849 году

введено в действие «Наставление для воспитанников военно-учебных заведений». Однако оно,

также, как и все ранее вводимые, предусматривало осуществление и военной и гражданской

подготовки, а потому не устраняло главной причины недостатков: многопредметности учебных

планов кадетских корпусов и обширности учебных программ. Итак, в первой половине XIX века

военное образование в Российской империи образование имеет свою особенность, реформы

произошли, расширились учебные заведения, открылись подготовительные военные училища,

созданы военно-сиротные отделения, чтобы подготовить солдатских детей в составе

унтерофицеров, а также различные младшие специалисты в армии, в целом сформировалась

достаточно стройная система военно-профессионального образования, охватывающая все звенья

подготовки офицерских кадров.   2.3. Военное образование в Российский империи во второй

половине XIX века   В Российский империи во второй половине XIX века произошли существенные

изменения в подготовке офицерских кадров, связанные в первую очередь с поражением

Российской армии в Крымской войне. Эти преобразования связаны с именем военного министра

Д.А. Милютина, благодаря которому с 1863 года в России стала создаваться достаточно стройная

система подготовки офицерских кадров, заключавшаяся в последовательном становлении

офицера профессионала: военные гимназии и прогимназии (кадетские корпуса) – военные

училища – офицерские школы – военные академии. Каждая ступень шлифовала и

совершенствовала профессиональные качества защитника Отечества. Кроме того, подготовка

офицеров велась в соответствии с определенной специализацией, в зависимости от потребностей

родов войск [13]. 21 января 1863 года было создано Главное управление военно-учебных

заведений, которое было обязано: - иметь полные и точные сведения о личном составе чинов

ведомства военно-учебных заведений и воспитанников; наблюдать, чтобы все перемены по

личному составу чинов ведомства, а также приём и выпуск воспитанников осуществлялся в

порядке, установленном законом; - наблюдать, чтобы методы преподавания, программы,

руководства и учебные пособия соответствовали современным требованиям науки и цели


учреждения заведений; - следить за ходом педагогического дела в России и за границей; -

наблюдать за хозяйством военно-учебных заведений сообразно цели, для которой учреждены

заведения. Созданные в структуре ГУВУЗа Педагогический Музей, Педагогический Комитет,

журнал «Педагогический сборник», стали учебно-методическими и наглядными центрами

развития и распространения педагогических знаний и педагогических идей не только в учебных

заведениях России, но и за ее пределами [2]. По мнению Военного министра Д.А. Милютина, к

числу основных недостатков подготовки офицеров в кадетских корпусах до второй половины XIX

века можно отнести: - смешение общего образования со специальным; - соединение в классах

детей и юношей разных возрастов от 10 до 20 лет; - разновременное введение между детьми

военных упражнений и преувеличенная требовательность к ним в явный ущерб классическому

обучению; - дисциплинарные отношения, в которые ставились одинаково и 10-летние дети и

взрослые юноши, не проникая в сознание воспитанников, утрачивали серьезное значение, а

легкий взгляд на дисциплину, укоренившийся между воспитанниками, переносился ими на

действительную службу; - крайняя трудность замещения должности офицеров лицами, которые

соединили бы в себе способности и подготовку педагога с качествами строевого офицера; -

общность учебных программ при недостатке времени для их выполнения; - резкое отделение

учебной части от воспитательной в связи с неодинаковым уровнем образования членов учебного

и воспитательного (строевого) состава; - затрудненность содержания специальных классов при

губернских кадетских корпусах, так как в провинции весьма трудно было находить хорошо

подготовленных преподавателей для разных наук [22]. Реформы Д.А. Милютина привели к

изменениям в системе военного образования второй половины XIX века. Они заключались в том,

что все военно-учебные заведения были разделены на 4 разряда (рисунок 2).   Рисунок 2 –

Разряды военно-учебных заведений в системе военного образования второй половины XIX века

[15]   В этот период военные гимназии и прогимназии играли роль подготовительных военно-

образовательных учреждений. При этом военные прогимназии осуществляли подготовку

кандидатов для поступления в юнкерские училища, в основном из недворянских сословий, а

военные гимназии – для поступления в военные училища [3]. В результате можно сказать, что во


второй половине XIX века военное образование в Российский империи продолжало свое

развитие, была построена система подготовки офицерских кадров, создано Главное управление

военно-учебных заведений.     2.4. Военное образование в Российской империи в начале XX века  

В истории российской военной педагогики своеобразное место занимает период начала XX веков,

так как многие проблемы, встречающиеся в сегодняшнее время, аналогичны тем, с которыми

сталкивались наши предшественники. В начале ХХ века система кадетский корпусов расширилась,

открылись курсы подготовки офицеров и преподавателей, а также восстановились курсы

подготовки преподавателей кадетского корпуса. В 1911 г. юнкерские школы были переведены в

военные учреждения, создана Военная академия Интенданта, а также для обучения и младших

военных специалистов были созданы унтер-офицерские военные школы и ротные учебные

команды [6]. В 1914 году в Российской Империи было 28 кадетских корпусов и 19 военных

училищ, кроме того, ряд военно-учебных заведений, подчиненных другим военным ведомствам.

Среди них: офицерские школы, 4 морских училища, 3 морские высшие школы и 7 военных

академий. Серьезным испытанием эффективности военного образования России стала Первая

мировая война (28 июля 1914 года – 11 ноября 1918 года). К ее началу подготовка офицеров

осуществлялась в 28 кадетских корпусах, 19 пехотных, артиллерийских, кавалерийских и других

военных училищах, 4 морских училищах, 7 академиях, 3 морских высших школах, различных

офицерских школах [1]. Однако они не смогли обеспечить армию офицерами в количестве и

качестве, необходимом для военного времени. Кроме того, за первый год войны армия потеряла

больше половины всех офицеров. В литературе выявлены закономерности влияния изменений в

военном образовании на результаты боевых действий: 1. Зависимость потерь офицеров от

неразрешенного противоречия между требованиями современного боя и содержанием их

обучения и воспитания в вузах. 3. Неспособность генералитета проводить операции [1].

Командующие фронтами генералы Жилинский, Рузский, Иванов и Эверт могли погубить любую

армию. 4. Отсутствовал подготовленный резерв офицерских кадров для восполнения боевых

потерь. С началом войны все академии были закрыты, а преподаватели отправлены на фронт, в

результате подготовка штаб-офицерского и высшего офицерского состава была прекращена и


возобновлялась уже в ходе войны. Самой слабой была подготовка в школах прапорщиков, ни

теоретически, ни практически нельзя было за три месяца подготовить командира, способного

руководить и управлять подчиненными в бою, а главное – побеждать врага. Основное внимание

уделялось личной подготовке, методической подготовки офицера руководителя программы не

предусматривали; психология и педагогика, вопросы воспитательного взаимодействия с нижними

чинами не изучались; отсутствовало изучение опыта шедшей войны и внедрение его в

образовательный процесс. В моральном плане служилое сословие было обескровлено, в

офицеры стали идти люди «четвертого сословия», все те, кто пошел в «офицеры» потому, что

иначе все равно предстояло идти в солдаты [7]. Появились офицеры, в которых не было ничего

офицерского, кроме погон, и то защитных. Эти офицеры не умели держать себя ни на службе, ни в

обществе. Слово «прапорщик» сделалось нарицательным. К 1917 г. в армии усилилась тенденция

деления офицеров на кадровых, они в полках составляли до 4 %, и офицеров военного времени,

произведенных в результате ускоренной подготовки – 96 %. В результате события 1917 г. явились

сильнейшим потрясением для русского офицерства, которое оказалось совершенно не

подготовленным ни к такой скорой развязке политической ситуации, ни к тем формам, которые

она приняла. В новых политических условиях социалистического государства первоначально

произошло разрушение прежней военной школы, а уже впоследствии формирование ее путем

проб и ошибок, цена которых – миллионы человеческих жизней в ходе Второй мировой войны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сложившаяся структура системы военного

образования Российской Империи сроится на основных этапах своего развития, начиная с 1721

года и до начала ХХ века.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ   В заключении важно сказать, что подготовка

профессиональных кадров для вооруженных сил занимает важное место в системе обеспечения

военной безопасности государства. В этом отношении большой интерес представляет

накопленный исторический опыт военного образования. Изучив особенности исторического

развития системы военного образования в период Российской империи, можно сделать вывод о

том, что данная система формировалась постепенно начиная с с 1721 г. по 1917 годы.

Становление и развитие военного образования в Российской империи в XIX веке можно