Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кредиты реальному сектору экономики (нефинансовым частным предприятиям и населению) в реальном выражении выросли на 12,6% и составили 1105,5 млрд. рублей. Стоит также отметить, что доля данного показателя в ВВП также продолжает увеличиваться. Если его доля была определена в размере 9,2% ВВП, то на соответствующую дату т.г. этот показатель составил 12,2% ВВП.
Снижение процентных ставок по краткосрочным кредитам (до 1 года) как населению, так и предприятиям организациям, происходящее на фоне оптимизации издержек кредитных организаций, компенсируется ими за счет наращивания объемов кредитования. Динамика роста предоставленных долгосрочных (от 1 года) кредитов в рублях (на 6% в реальном выражении) опережала динамику аналогичных кредитов в валюте (на 4,1 %) на протяжении января-июля т.г.
Однако объем выданных долгосрочных рублевых кредитов все еще ниже уровня кредитов в валюте, которые составили 118,2 и 133 млрд. рублей соответственно.
Таблица 3
Агрегированный балансовый отчет 30 крупнейших банков Российской Федерации по состоянию на 01.01.2014
| АКТИВЫ | Тыс. рублей | | ||||||||||||||
| Денежные средства, драгоценные металлы и камни — всего | 36 074 092 | | ||||||||||||||
| В том числе денежные средства | 33 646 135 | | ||||||||||||||
| Счета в Банке России — всего | 248 735 721 | | ||||||||||||||
| Корреспондентские счета в банках — всего | 106 095 446 | | ||||||||||||||
| В том числе: | | | ||||||||||||||
| Корреспондентские счета в кредитных организациях — корреспондентах | 19 749 284 | |||||||||||||||
| Корреспондентские счета в банках-нерезидентах | 86 346 162 | | ||||||||||||||
| Ценные бумаги, приобретенные банками, — всего | 538 585 600 | |||||||||||||||
| В том числе: | | |||||||||||||||
| Долговые обязательства | 409 446 932 | |||||||||||||||
| Из них: | | |||||||||||||||
| Долговые обязательства Российской Федерации | 359 044 246 | |||||||||||||||
| Акции | 59 471 087 | |||||||||||||||
| Из них: | | |||||||||||||||
| Портфель контрольного участия | 16 335 190 | |||||||||||||||
| Учтенные векселя | 69 667 581 | |||||||||||||||
| Прочее участие в уставных капиталах | 2 499 392 | | ||||||||||||||
| Ссудная задолженность — всего | 1 449 405 241 | | ||||||||||||||
| В том числе: | | | ||||||||||||||
| Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства | 1 448 037 099 | |||||||||||||||
| В том числе просроченная задолженность | 33 996 837 | |||||||||||||||
| Из них: | | |||||||||||||||
| Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым предприятиям и организациям | 1 134 662 864 | |||||||||||||||
| В том числе просроченная задолженность | 23 648 456 | |||||||||||||||
| Кредиты, депозиты и иные размещенные средства, предоставленные банкам | 190 297 775 | |||||||||||||||
| В том числе просроченная задолженность | 9 052 215 | |||||||||||||||
| Финансирование госпрограмм и капвложений на возвратной основе | 1 368 142 | | ||||||||||||||
| Аренда с правом последующего выкупа (лизинг) | 51 999 | | ||||||||||||||
| Основные средства, хозяйственные затраты и нематериальные активы | 101 028 589 | | ||||||||||||||
| Использование прибыли | 41 430 602 | | ||||||||||||||
| Прочие активы — всего | 132 219 044 | | ||||||||||||||
| В том числе: | | | ||||||||||||||
| Средства в расчетах | 57 612 181 | |||||||||||||||
| Дебиторы | 13 981 855 | |||||||||||||||
| Просроченные проценты по ссудам | 2 901 156 | |||||||||||||||
| Расходы будущих периодов | 44 409 995 | | ||||||||||||||
| Всего активов | 2 656 125 726 | | ||||||||||||||
| ПАССИВЫ | Тыс. рублей | | ||||||||||||||
| Фонды и прибыль банков — всего | 385 916 175 | | ||||||||||||||
| В том числе: | | | ||||||||||||||
| Фонды банков | 328 862 850 | |||||||||||||||
| Прибыль (убыток) c учетом финансовых результатов предшествующих лет | 57 053 325 | |||||||||||||||
| В том числе: | | |||||||||||||||
| Прибыль текущего года | 75 769 501 | | ||||||||||||||
| Кредиты, депозиты и иные привлеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России | 6 257 185 | | ||||||||||||||
| Счета банков — всего | 106 042 398 | | ||||||||||||||
| В том числе: | | | ||||||||||||||
| Корреспондентские счета кредитных организаций — корреспондентов | 65 066 565 | |||||||||||||||
| Корреспондентские счета банков-нерезидентов | 40 975 833 | | ||||||||||||||
| Кредиты, депозиты и иные средства, полученные от других банков, — всего | 156 760 067 | | ||||||||||||||
| В том числе: | | | ||||||||||||||
| Просроченная задолженность | 9 917 081 | |||||||||||||||
| Средства клиентов — всего | 1 503 975 746 | | ||||||||||||||
| В том числе: | | | ||||||||||||||
| Средства бюджетов на расчетных и текущих счетах | 62 934 888 | |||||||||||||||
| Средства государственных внебюджетных фондов на расчетных и текущих счетах | 20 493 530 | |||||||||||||||
| Средства предприятий и организаций на расчетных, текущих и прочих счетах | 359 855 851 | |||||||||||||||
| Средства клиентов в расчетах | 19 327 794 | |||||||||||||||
| Депозиты юридических лиц | 169 026 311 | |||||||||||||||
| Средства на счетах физических лиц | 857 951 990 | |||||||||||||||
| Из них: | | |||||||||||||||
| Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц | 835 958 046 | |||||||||||||||
| Прочие привлеченные средства | 13 917 244 | |||||||||||||||
| Средства клиентов по факторинговым, форфейтинговым операциям | 43 176 | |||||||||||||||
| Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации | 424 962 | | ||||||||||||||
6 | Выпущенные долговые обязательства — всего | 249 475 311 | | ||||||||||||||
| В том числе: | | | ||||||||||||||
| Облигации | 1 700 000 | |||||||||||||||
| Депозитные сертификаты | 46 226 303 | |||||||||||||||
| Сберегательные сертификаты | 1 090 285 | |||||||||||||||
| Векселя и банковские акцепты | 197 648 721 | | ||||||||||||||
| Прочие пассивы — всего | 247 698 844 | | ||||||||||||||
| В том числе: | | | ||||||||||||||
| Резервы | 116 145 985 | |||||||||||||||
| Средства в расчетах | 72 914 376 | |||||||||||||||
| Кредиторы | 4 810 444 | |||||||||||||||
| Износ (амортизация) | 16 868 493 | |||||||||||||||
| Доходы будущих периодов | 32 632 592 | | ||||||||||||||
| Всего пассивов | 2 656 125 726 | |
Вложения кредитных организаций в ценные бумаги также продолжают расти. Так, за рассматриваемый период данный показатель в реальном выражении вырос на 3,9% и на составил 419,3 млрд. рублей. Динамика увеличения объемов вложений кредитных организаций в акции (на 6,4%) в реальном выражении превышала динамику увеличения вложений кредитных организаций в долговые обязательства (на 3,7%) за рассматриваемый период. При этом изменение структуры чистых доходов банковской системы (по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования) в сторону превышения процентных доходов над доходами от операций с ценными бумагами и валютным операциям картина была прямо противоположная) рассматривается как положительная тенденция.
Банковская система России не имеет пока достаточно надежных механизмов, которые обеспечивали бы ее активное развитие, в частности эффективных систем раннего реагирования на угрозу банковского кризиса, страхования банковских депозитов и капиталов самих банков, отработанных процедур реорганизации, санации и ликвидации банков, надежных способов обеспечения возвратности кредитов. Российская банковская система отличается высокой информационной закрытостью. Многие коммерческие банки работают без должного анализа и четкой стратегии, не проявляя заботы о повышении квалификации своих сотрудников, проводя крайне рискованную кредитную политику (без соблюдения простейших условий и принципов кредитования), плохо управляя своей ликвидностью. Назрела острая потребность в нормальной, непротиворечивой, профессионально подготовленной нормативно-правовой базе. Деятельность коммерческих банков дестабилизируется несвоевременным выполнением Центральным банком своих обязательств, а также практическим отсутствием действенных правовых норм защиты банков от произвола центральных и региональных органов.
Для современного этапа развития банковской системы характерны постоянное реформирование, вмешательство государства, неустойчивое положение банков, высокие риски, протекционизм, отсутствие инвестиционной политики, частые кризисы. Анализ показал, что меры, принятые в последнее время для стабилизации банковской системы, явно недостаточны. Они не отражают в должной мере новую ситуацию в экономике, сложившуюся в результате замедления темпов инфляции и установления валютного коридора, поглощения рынком гособлигаций большей части свободных денежных ресурсов и ужесточения бюджетно-налоговой политики. Сложившиеся тенденции могут привести банковскую систему к кризису. Однако государство в состоянии и обязано принять упреждающие меры, способные исключить негативное развитие событий.
В первой половине июня 2013 г. российская банковская система в известной степени испытала локальный кризис, который может быть идентифицирован как "кризис доверия". Кризис был спровоцирован отзывом лицензий на банковскую деятельность отдельных средних по размеру капитала частных российских коммерческих банков (Содбизнесбанка и банка "Кредитраст")и был вызван общей нестабильностью на рынке межбанковских кредитов. Его содержанием явилось ограничение/закрытие лимитов по межбанковским кредитам, а последствиями - значительный рост процентных ставок по межбанковским кредитам, отток вкладов физических и юридических лиц из российской банковской системы одновременно со смещением структуры банковских вкладов в пользу депозитов в иностранной валюте.
Очевидно, что нестабильность в российской банковской системе и на национальных финансовых рынках будет преодолена до конца июня 2013 г. - доминирующее положение здесь ЦБР и Министерства финансов РФ позволяет российским денежным властям держать ситуацию под контролем (учитывая объем накопленных валютных резервов РФ и профицит федерального бюджета). Ключевым же, в условиях сохранения стабильности финансовой сферы (в рамках реализации денежной политики), является вопрос о дальнейших перспективах развития банковской системы: был ли данный кризис системным и прогнозируемым в рамках некого среднесрочного сценария либо он был случайным и спровоцированным частным случаем в рамках существующей структуры банковской системы.
Российская банковская система в текущий момент практически полностью восстановила свои позиции после системного финансового кризиса в 2008 г. (по меньшей мере, по основным показателям). Ее нынешнее состояние позволяет выделить в ней три сегмента коммерческих банков, оперирующих на внутреннем рынке банковских услуг.
В первый сектор входят "государственные банки" - коммерческие кредитные учреждения, в большей или меньшей степени зависящие от участия в их текущей деятельности государства. Эти банки отличает прямое участие в их уставном капитале государства (Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ и прочие более мелкие банки) либо косвенное воздействие последнего на их политику через предприятия и организации, контролируемые государством (например, через РАО "Газпром" и Газпромбанк и др). Данный сектор банков характеризуется:
- доминирующим (близким к монопольному) положением на рынке частных депозитов - такие банки ассоциируются с государством и государственными гарантиями по частным вкладам, располагают значительными по объему пенсионными накоплениями - в целом долгосрочными и сравнительно дешевыми ресурсами;
- высокими (близкими к российскому суверенному) международными кредитными рейтингами - именно контролируемые государством коммерческие банки имеют наилучшие рейтинги и способны привлекать (и привлекают) в наибольшем объеме внешние ресурсы по наименьшей цене;
- фактическим контролем над наименее рискованными и наиболее ликвидными сегментами российского финансового рынка. Так, на рынке внутреннего российского долга около 60% (или около 80% банковских вкладов) составляют инвестиции Сбербанка России. Значительная доля рынка российских внешних долговых облигаций также контролируется государственными банками (Сбербанком РФ - около 11%);
- высоким качеством кредитного портфеля - контролируемые государством коммерческие банки в состоянии предоставить долгосрочные и значительные по объему кредиты предприятиям реального сектора России (наиболее устойчивым либо социально значимым для РФ - но кредиты эти уже сопровождаются государственными гарантиями); именно поэтому государственные банки заняли наиболее привлекательные "ниши" в области кредитов предприятиям (наиболее надежным и рентабельным, главным образом ориентированным на экспорт).
Второй сектор составляют так называемые иностранные банки (сразу отметим, что под "иностранными банками" подразумеваются иностранные предприятия, учредителями которых выступают иностранные банки). Эти кредитные организации являются не филиалами иностранных банков, а их "дочками" - ООО со 100%-ным участием аналогичных зарубежных финансовых институтов. Банки этой категории последовательно активизируют свою деятельность (начиная с 2010 г.) на внутреннем рынке банковских услуг и характеризуются:
- низкой стоимостью привлекаемых на российском рынке средств (стоимость привлекаемых ими депозитов даже ниже, чем в банках, контролируемых государством, - разница в процентных ставках по аналогичным депозитам в российских рублях или иностранной валюте доходит до 4-6 процентных пунктов);
- значительным объемом располагаемых финансовых ресурсов (связанным с возможностью их привлечения на внешнем рынке);
- возможностью инвестирования в наиболее надежные финансовые инструменты на внутреннем рынке и предоставления долгосрочных кредитов наиболее надежным заемщикам;
-высокой эффективностью деятельности данных банков на российском внутреннем рынке.
Третий сектор составляют российские частные банки. Исторически в процессе переходного периода России сложилось так, что эти банки занимают значительный сектор банковских услуг на внутреннем рынке, а их число достаточно велико даже по международным меркам (более 1 тыс.). Тем не менее, возможность их выживания и дальнейшего развития в условиях общего развития национальной банковской системы достаточно ограниченна в силу действия следующих факторов:
- частные банки располагают достаточно дорогими и короткими пассивами. В условиях конкуренции с контролируемыми государством и иностранными банками российские частные финансовые институты обязаны предлагать более высокие процентные ставки и более выгодные условия по банковским депозитам для физических и юридических лиц. Очевидно, что банки данной категории привлекают наиболее рискованные частные и корпоративные сбережения, что снижает средний срок и увеличивает стоимость их пассивов;
- частные российские банки в настоящее время вытеснены с наиболее ликвидных и наименее рискованных сегментов национального финансового рынка и вынуждены искать направления для инвестирования своих средств на более рискованных сегментах - в облигации предприятий "второго" и "третьего" эшелонов, акции, векселя, производные инструменты и проч. Именно дорогие и короткие пассивы меняют инвестиционную стратегию частных коммерческих банков и одновременно увеличивают риски в национальной банковской системе.
Сегментация отечественной банковской системы определяет среднесрочную тенденцию ее развития. В этих условиях доминирующее положение на внутреннем рынке банковских услуг будет принадлежать банкам, контролируемым государством и зарубежными финансовыми институтами. Эти кредитные организации располагают относительно дешевыми и долгосрочными пассивами, значительным банковским капиталом, возможностью привлечения внешних ресурсов, контролируют рынки наиболее привлекательных кредитов и финансовых инструментов. Напротив, частные российские коммерческие банки последовательно вытесняются с наиболее привлекательных сегментов внутреннего финансового рынка, а их риски возрастают. Подобное положение провоцирует череду кризисов именно в секторе частных российских коммерческих банков.
Многие аналитики пытаются сравнивать нынешний банковский кризис с аналогичным кризисом в 1998 г. Формально тогда наблюдались снижение темпов инфляции, стабилизация обменного курса рубля, наметились первые очертания новой финансовой системы, основу которой составляли формирующиеся коммерческие банки и интенсивно развивающиеся финансовые рынки. Однако тогда кризис банковской системы явился следствием "истерии сбережений" (обусловленной высокими процентными ставками, предлагавшимися многочисленными "финансовыми пирамидами") а также инвестиционной политики ряда коммерческих банков, ориентированной на вложения в активы с высокими рисками. В настоящий же момент ситуация принципиально иная - фундаментальные экономические показатели развития России стабильно позитивны, инфляция находится на низком уровне, стабильность обменного курса рубля определяется не развитием долговой экономики, а положительным сальдо внешней торговли. Объективно нет никаких предпосылок возникновения локального банковского кризиса - за исключением причин, содержащихся именно в самой банковской системе либо в политике органов, регулирующих их деятельность.