Файл: 1. Оперативное планирование как метод эффективного управления организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разумный предприниматель делает акцент на продукты, которые необходимы каждому, чтобы спрос и товарооборот был постоянным. К таким продуктам можно отнести хлеб, молочные и мясные продукты. Магазину следует делать ставку на те 20% товаров, за счет которых больше всего получает прибыль. 

  1. АВС – планирование

АВС – планирование – это мощный инструмент расстановки приоритетов. С его помощью Вы сконцентрируетесь на важном и отметёте второстепенное.

Использовать методику можно в любой сфере жизни – работа, учеба, творчество и так далее. Если проанализировать в процентном соотношении более важные и менее важные задачи, Вы увидите, что это соотношение примерно одинаковое.

Согласно АВС – планированию, все задачи распределяются на 3 группы:

  • Группа А. Особенно важные дела. Они занимают 15% времени и приносят 65% результата.

  • Группа В. Менее срочные дела. Забирают около 20% времени и приносят 20% результата.

  • Группа С. Малозначительные дела. Забирают 65% ресурсов и приносят около 15% результата.

ABC-анализ полезен, когда компания разрабатывает стратегию или пересматривает ее. Он помогает выстроить маркетинговую политику и добиться высоких показателей продаж. Становится проще планировать бюджет и управлять имеющимися запасами продукции. 

ABC-анализ должен проводиться регулярно, не меньше раза в год, но лучше ежеквартально. Тогда получится увидеть динамику рентабельности бизнеса. 

Через АВС-анализ можно пропустить:

  • определенные товарные позиции или целиком всю продукцию в ассортименте. Это поможет понять, какие товары самые рентабельные;

  • запасы на складе — станет ясно, что из имеющегося в запасе следует сбывать быстрее остального;

  • поставщиков компании — чтобы узнать, с кем из них работать выгоднее;

  • клиентскую базу — кто среди покупателей совершает больше всего покупок;

  • подразделения компании — от кого больше всего отдачи, а кто малоэффективен;

  • финансовые затраты — все, что касается вложения средств, инвестиций и общего бюджета. Будет видно, на что больше всего расходуют деньги. 

Для того, чтобы произвести АВС – анализ необходимо:

Чертим таблицу (лучше всего использовать Microsoft Excel) и заполняем столбец номер один (Товар). Вписываем туда позиции, которые будем в дальнейшем сортировать на категории А, В и С. 

В последующие несколько столбцов заносим нужный нам параметр (цены на сырье, объем продаж, прибыль, размер инвестиций либо величина вложений) и делаем разбивку по месяцам. 


Далее вычисляем, сколько процентов составляют реализованные товары в общей выручке компании. Формула такова: разделите выручку по товару на общую выручку компании и умножьте на 100%. 

Предположим, вы оформлены как ИП и с июня по август продали товара на общую сумму 118 тыс. рублей, в том числе — книги на 39 тыс. рублей. В общей выручке на книги приходится 33%, это и есть доля данного товара в обороте (шестой столбец). Повторите операцию для каждой позиции из первого столбца.

Заполненная таблица после выполнения АВС – анализа.



Товары в группе А — самые выгодные с точки зрения реализации. Значит, упор в продажах надо делать именно на них. Эти позиции всегда должны быть в наличии в магазине, товары из этой группы обязаны быть высокого качества, перебоев с их поставками нельзя допускать. 

Товары в группе В тоже важны для магазина, хотя прибыль от их продажи не такая большая. Эти товары делают ассортимент богаче, благодаря ним складывается регулярный доход. 

Товары, попавшие в группу С, прибыли практически не приносят. Нужно разобраться, почему эти товары плохо продаются и либо поменять стратегию продаж, либо вовсе отказаться от реализации этих товаров. 

  1. Матрица Эйзенхауэра.

По легенде, матрицу придумал 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр. Можно встретить упоминания, что он использовал матрицу на президентском посту. Официального подтверждения этому не было.

В 1984 году матрицу впервые описал Лотар Зайверт — в книге «Ваше время — в ваших руках». Популярность метод приобрёл чуть позже — в конце 1980-х. Стивен Кови рассказал о нём в книге «Семь навыков высокоэффективных людей».

Техника помогает быстро рассортировать дела из списка, даже если их много. Внешне всё выглядит просто — достаточно сформировать список задач и ответить на два вопроса о каждой из них.

Это важно?

  • Да/Нет

Это срочно?

  • Да/Нет

Далее берём лист бумаги и делим его на четыре части. Получаем четыре квадрата, в которые выписываем задачи.



Теперь посмотрим на структуру каждой из ячеек.

Ячейка A: важные и срочные дела:

  • дела, невыполнение которых ставит под угрозу достижение цели;

  • задачи, которые необходимо решить, чтобы избежать больших затруднений в жизни;

  • вопросы здоровья.


Отвезти родственника в больницу, подготовить отчёт для экстренного совещания — к этой ячейке относятся внезапные дела, откладывать которые нельзя, и задачи, которые возникли из-за кризисов или форс-мажоров.

Предположим, что задача стояла в плане давно, но вы забыли о ней или оттягивали её выполнение до последнего дня.

Квадрант B: важные, но несрочные дела:

  • основная деятельность в бизнесе или на работе;

  • повседневные дела, которые нельзя не делать.

Здесь находятся задачи, которым нужно уделять максимум внимания. Тот, кто хорошо работает с этой ячейкой, может рассчитывать на то, что добьётся своих целей. Эти задачи не горят, а значит, не делаются в состоянии, близком к панике.

Меньше препятствий тому, чтобы сделать их без нервов и максимально эффективно. Главное — не затягивать, иначе они перейдут в ячейку А.

Квадрант C: срочные, но не важные дела:

  • отвлекающие факторы.

Выполнение этих задач не помогает достичь цели, они мешают сосредоточиться на действительно важном и снижают эффективность. Эта ячейка самая коварная — есть риск спутать дела из этого сектора с делами ячейки А и получить хаос в приоритетах. К таким задачам можно отнести, например, помощь коллеге в работе: это важно, но приоритет — сделать собственные рабочие задачи вовремя.

Квадрант D: несрочные и неважные дела:

  • не несущие никакой пользы;

  • наши любимые.

Парадоксальный квадрант, потому что тут находятся дела, которые, с одной стороны, не приносят пользы, с другой — часто являются приятными. Прислушайтесь: звучит любимая музыка, ждёт удобное кресло, и, главное, участие мозга практически не требуется.

Социальные сети, разговоры по телефону и в мессенджерах, сёрфинг в Сети, компьютерные игры — отдыхать от работы надо, но не в ущерб тому, что продвигает нас к целям.

Чтобы найти баланс между всеми четырьмя ячейками важно научиться правильно распределять задачи внутри квадратов. Есть несколько способов использовать матрицу в тайм-менеджменте:

  • Идти от запланированного. В «идеальном мире» мы сначала решаем задачи из квадрата B, в оставшееся время делаем задачи из квадрата A. После у нас остаётся время на задачи из ячейки С, а напоследок — заслуженный отдых и приятные задачи из квадрата D.

  • Последовательный план. Более жизненный сценарий: сначала выполняем срочные задачи из квадрата A — если их нужно сделать прямо сейчас. После решаем повседневные задачи из квадрата B, ну а напоследок — дела из ячеек С и D.

  • Экстренная ситуация. Если на первый план выходят сроки, сначала делаем задачи из квадрата A, после C, а затем B и D. В этой стратегии приоритет — срочность, а следующий за ним — важность.


  1. Хронометраж.

Хронометраж — это способ изучения временных затрат путем замеров и фиксации продолжительности действий, подлежащих выполнению. Хронометраж позволяет провести «инвентаризацию» и «аудит» времени.

Хронометраж рабочего времени состоит в описании рабочей системы, особенно, технологии производства, метода и условий труда, а также в определении относительного количества, параметров влияния, степени результативности и фактического времени для отдельных этапов рабочего процесса. Фактическое время затем оценивают с целью определения необходимого времени для определенных этапов процесса.


Наряду с другими методами изучения рабочего процесса (фотография рабочего времени), проведение хронометража очень сильно зависит как от вида исследуемых рабочих заданий, так и от цели исследования. Так, например, если определяемое по результатам хронометража запланированное время должно быть использовано в системе оплаты труда (для определения заработной платы), тогда требования к проведению хронометража будут отличаться от случая, когда данные времени определяются с целью расчета уровня загрузки средств производства. Также важно учитывать частоту использования получаемых данных (одно- или многократно).

Другие варианты проведения хронометража рабочего времени зависят от следующих условий:

  • хронометраж определяет время, относительно человека;

  • время, определяемое в результате хронометража, должно использоваться для управления, в т.ч. контроля, и определения заработной платы;

  • хронометраж должен планироваться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность использования его результатов для расчета планового времени.

Результат наблюдения при этом протоколируется. Для этого в распоряжении лица, ответственного за сбор данных, находятся, как правило, прибор для измерения времени, а также листы хронометража.

Важным является следующее: Протокол хронометража, т.е. данные, внесенные в лист хронометража, должны быть воспроизводимы. Сопутствующие обстоятельства, при которых были получены замеренные значения времени, также должны учитываться, как параметры влияния значений времени. Если лицу, ответственному за учет данных, поручается хронометраж рабочего времени, то он должен быть в состоянии с помощью этих данных составить новую рабочую систему, которая поставляет сопоставимые результаты, сравнимые с теми, что были зафиксированы в наблюдаемой рабочей системе. Если это условие выполнено, то можно сказать, что хронометраж представляет собой иллюстрацию наблюдаемой рабочей системы, то есть воспроизводим.


Эти требования важны в первую очередь для ответа на вопросы:

  • какие условия рабочей системы должны учитываться и насколько детально должны описываться этапы процесса, а также

  • какие значения времени на каждый этап процесса должны быть замерены.

При определении цели использования наряду с многократно упомянутыми возможностями (планирование, управление, контроль, определение зарплаты) следует в первую очередь установить, будет ли система хронометража оцениваться с целью определения значений планового времени или нет. Кроме того, во многих случаях хронометраж рабочего времени имеет смысл, только если исследуемый процесс организован таким образом, что в будущем он встречается при таком же способе производства, таком же методе труда и при таких же условиях труда.

При осуществлении хронометража необходимо соблюдать различные предписания, например, необходимо информировать соответствующих лиц. Далее перед проведением необходимо определиться со способом измерения времени и применяемыми приборами для измерения времени, листами хронометража. Эти вопросы на предприятии могут быть заранее решены. На этом этапе начинается подготовка листа хронометража, причем заполняется его лицевая сторона. При серийной работе на обратной стороне описываются отдельные этапы процесса, для которых в итоге должны быть определены значения времени.