Файл: Государство генезис и развитие 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Содержание


Введение 1

Глава 1. Государство: генезис и развитие 4

1.1. Теории возникновения государства через призму его функций и назначений 4

1.2. Понятие, признаки и сущность государства 9

Глава 2. Назначение государства как глобального политического института 14

2.1. Цели и задачи государства 14

2.2. Функции государства 19

2.3. Право как неотъемлемый государственный элемент 25

Заключение 30

Список использованной литературы 32



Введение



Актуальность темы исследования заключается в том, что ни проблема понятия государства, ни проблема понимания его признаков не могут игнорировать вопрос о сущности государства. Фактическое знание сущности является одной из важнейших целей теории государства и права. Нельзя ограничиваться изучением только внешних, очевидных, визуальных выражений и проявлений существенной стороны государства, поскольку в такой ситуации предмет теории остается неясным, непостижимым.

Сущность государства нельзя рассматривать без его целей, задач и функций, которые являются важнейшими качественными характеристиками и ориентирами не только самого государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

Цель данной работы – рассмотреть цели, задачи и функции государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теории возникновения государства через призму его функций и назначений.

2. Рассмотреть понятие, признаки и сущность государства.

3. Выявить цели и задачи государства.

4. Охарактеризовать функции государства.

5. Рассмотреть право как неотъемлемый государственный элемент.

Объектом исследования является государство.

Предмет исследования – цели, задачи, функции государства.

Степень научной разработанности темы исследования. В данной работе использовались труды таких ученых, как П. М. Азизова, О. М. Беляева, С. А. Жинкин, В. В. Кожевников, А. В. Малько, В. М. Сырых, В. Н. Хропанюк, А. В. Якушев и др.

Методы: теоретический анализ, синтез и обобщение литературы по теме исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и положения данной работы могут быть использованы для последующих научных исследований в рассматриваемой области.


Глава 1. Государство: генезис и развитие

1.1. Теории возникновения государства через призму его функций и назначений


Существует много теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономической системы (исторической эпохи), особенностями отдельных регионов мира, идеологической приверженностью авторов, задачами, которые они перед собой ставят, и другие причины. В эпистемологических терминах наличие многих теорий происхождения государства указывает на относительность человеческого познания, невозможность создания абсолютной теории в этой области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, поскольку они дополняют друг друга и способствуют более полной реконструкции картины процесса происхождения государства.

Большинство историков-правоведов выделяют шесть основных теорий происхождения государства:

1. теологическая теория;

2. патриархальная теория;

3. органическая теория;

4. теория насилия;

5. психологическая теория;

6. теория общественного договора (естественное право);

7. историческая материалистическая теория1.

Такое разнообразие взглядов объясняется тем, что, во-первых, формирование государства среди разных народов происходило по-разному, отсюда и неоднозначная трактовка закономерностей его формирования и развития; во-вторых, разные взгляды исследователей; в-третьих, сложность процесса формирования государства, соответственно трудности в адекватном восприятии этого процесса.

Их существование вполне естественно и понятно, если иметь в виду, с одной стороны, сложность и универсальность такого явления как государство. А с другой - тот факт, что каждая из этих теорий отражает либо разные взгляды и суждения определенных групп, слоев, классов, наций, других социальных сообществ по этому процессу, либо взгляды и суждения одного и того же социального сообщества по различным аспектам процесса происхождение государства. В основе таких взглядов и суждений всегда были и находятся различные экономические, финансовые, политические и другие интересы.

Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это давно было заявлено в нашей отечественной и частично в зарубежной литературе. Вопрос гораздо шире. Это относится ко всему спектру существующих в обществе интересов и противоречий, которые прямо или косвенно влияют на процесс возникновения, формирования и развития государства

2.

Одна и / или первая возникла теологическая теория. Его основателями были религиозные деятели Восточной и средневековой Европы VI-XIII веков. Одним из наиболее выдающихся авторов этой теории был Фома Аквинский, который сформулировал ее основные положения в своем труде «О правлении вла­стителей» (XIIIв.). Смысл этой теории заключается в следующем: государство является результатом «божественного провидения»; государь наделяется церковью правом командовать людьми и призван реализовывать волю Бога за пределами Земли; люди должны безоговорочно подчиняться воле государя.

Патриархальная теория, как и теологическая теория возникла еще в древности. Ее основателем был Аристотель (III век до н.э.).

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из семьи, растущей из поколения в поколение. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Поэтому его сила является продолжением власти его отца, а монарх является отцом всех его подданных. Из патриархальной теории естественно следует вывод о необходимости того, чтобы все люди подчинялись государственной власти.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергнуты современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства такого пути государства. Напротив, было установлено, что патриархальная семья возникла вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Более того, в обществе, в котором существует такая семья, семейные связи довольно быстро разрушаются.

Органическая теория. Основоположником органической теории является Г. Спенсер (вторая половина XIX века). Согласно этой теории, государство является продуктом развития органического вещества, которое развивается с более низкой стадии. Органическая теория сравнивает состояние с живым организмом, состоящим из клеток, составных частей (людей) и обладающих волей. Каждый элемент живого организма выполняет определенную функцию и тем самым обеспечивает нормальное функционирование всего состояния.

По словам Г. Спенсера, воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочими и крестьянами с ногами и руками, а также с движениями и связями с нервами. Подобные представления о государстве встречались в древние времена. Даже древнегреческий философ Платон объяснял способность контролировать с обладанием высочайшим качеством человеческой души - мудростью, а деление людей на управляющих и губернаторов - наличием или отсутствием этого качества с момента рождения
3.

Теория насилия возникла в Х1Х веке в Германии в двух вариантах - как теория внутреннего насилия, так и теория внешнего насилия.

Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Э. Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия, государство возникает в результате насилия одной части общества над другой, чтобы подчинить меньшинство большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не хочет подчиняться воле большинства.

Основоположниками теории внешнего насилия являются Л. Гумплович и К. Каутский. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одного племени другим. Для подавления порабощенного племени и создания государственного аппарата были приняты необходимые законы.

Представителями психологической теории, возникшей в XIX веке, были Г. Тарде, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли возникновение государства и права проявлением свойств психики человека: необходимости подчиняться, подражания, осознания зависимости от элиты первобытного общества, осознания справедливости определенных вариантов действий и отношений и т. д.

Естественно, социальные модели реализуются через человеческое поведение и деятельность. Поэтому свойства человеческой психики, которые оказывают определенное влияние, не являются определяющими, но, с другой стороны, сама психика человека формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и других внешних условий. Именно эти условия должны быть рассмотрены в первую очередь4.

Теория общественного договора была сформулирована в трудах ранних буржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Хобса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. в XVII-XIII вв. Согласно этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое разные авторы понимали по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, общее благосостояние - «золотой век»).

Большинство понятий включают в себя идею «естественного права», то есть каждый человек имеет неотъемлемые, естественные права, полученные от Бога или от природы. Однако в процессе развития человека права некоторых людей вступают в конфликт с правами других, нарушается порядок и возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой соглашения о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения отражены в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости Соединенных Штатов (1776 г.) говорится: «Мы считаем истину самоочевидной: все люди равны и имеют определенные неотъемлемые права на Творца, включая право на жизнь, свободу и стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, чьи справедливые полномочия основаны на согласии управляемых».


Характерно, что работы многих представителей этой школы оправдывали право людей на насильственные, революционные изменения в системе, нарушающей естественные права (Руссо, Радищев и др.). Это отражено в Декларации независимости Соединенных Штатов.

Возникновение историко-материалистической теории связано не только с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, но и с именами их предшественников, таких как Л. Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает в результате естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия для возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества , которые также представляют важные причины и условия для возникновения государства и права.

Историческая материалистическая концепция включает в себя два подхода.

Один из них, преобладавший в советской науке, сыграл решающую роль в возникновении классов, противоречиях между ними, классовой борьбе: государство возникает как продукт этой непримиримости, как инструмент подавления правящим классом другие классы.

Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития само общество, его сферы производства и распределения становятся более сложными. Это требует улучшения управления, что приводит к появлению государства5.