Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, который бы ограничивал рамки свободы, предоставляемой отдельным гражданам. Но общественная жизнь слишком сложна, поэтому вопрос о цели государства может быть решен только в относительном смысле.
Конечно, каждое государство должно прежде всего заботиться о защите своей внешней безопасности и создании в стране сильных и справедливых правоохранительных органов. Но тогда необходимо в определенных пределах заботиться о благосостоянии граждан и заботиться о них. Какие ограничения - это должно быть определено в каждом государстве соответственно преобладающим историческим периодом. Государственное вмешательство в социальную сферу полезно в тех случаях, когда надлежащий порядок не может быть выполнен самими гражданами или если они справляются хуже, чем правительство. Поэтому границы желаемого состояния вмешательства могут меняться в разное время и в разных условиях.
При обсуждении задач и целей государства и границ государственного вмешательства в жизнь людей никогда не следует упускать из виду тот факт, что власть государства и опубликованные им законы не являются пределом. В современной России, ее переходе к рыночной экономике и формированию новой политической идеологии происходит эволюция взглядов и внешних функций государства. С разрушением «мировой социалистической системы» необходимость в выработке взглядов на функцию, связанную с отношениями между Россией и установившейся системой «социалистических» стран, конечно, устраняется. Теперь они называются по-разному. Функции «братской» помощи они постепенно заменяют функциями равноправного партнерства.
Политическая и идеологическая ориентация России на бывшие колонии западных и других «цивилизованных» стран, а также в отношении национально-освободительного движения изменилась. В связи с этим, естественно, исчезла функция поддержки этого движения. Каждая власть имеет четкий порядок, в котором доминирование и подчинение четко видны. Однако эта сущность власти испорчена злоупотреблением властью. Это может произойти из-за того, что к власти приходят недостойные люди. Поэтому для обеспечения прав и свобод граждан государство должно иметь более высокие, правильные цели, например, строительство правового и социального государства11.
Задачи и функции государства являются взаимосвязанными явлениями, тесно взаимосвязанными, но не совпадающими. Им нельзя ни противопоставить, ни отождествить. Задачи государства определяют его социальную цель, историческую миссию в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют первостепенное значение по отношению к его функциям, являются их непосредственной непосредственной предпосылкой. Задачи концентрируют и отражают влияние экономики и политики на развитие государственных функций. В свою очередь, функции государства являются средством реализации, выполнения его задач. Задачи государства реализуются через осуществление его функций.
Задача государства является глобальной проблемой, стоящей перед обществом на данном этапе его развития.
Государственные задачи - это проблемы, которые необходимо решить; они определяются условиями государственной деятельности и носят объективный характер (поскольку они предопределены). Любое государство должно, насколько это возможно, решать свои задачи12.
Государство заряжено разнообразной природой, но идентично по своей социально-классовой сущности и содержанию задачи:
- сглаживание внутриклассовых противоречий, существующих между разными частями господствующего класса - буржуазии;
- доведение разрозненных и часто противоречивых интересов различных фракций буржуазии до некоего общего знаменателя;
- определение общих стратегических целей и перспектив дальнейшего развития правящего класса и его ближайших союзников;
- обеспечение с помощью всех имеющихся в распоряжении государства средств для непрерывного развития капиталистической экономики, укрепления и дальнейшего совершенствования политической системы общества, повышения эффективности официальной идеологии и т. д.
Важными задачами и соответствующими им основными направлениями деятельности государства социал-демократической направленности в переходный период являются следующие:
- перестройка системы социального страхования и социального обеспечения в новой, социал-демократической форме;
- введение в систему образования и медицинской помощи, которая до тех пор была и в значительной степени оставалась прерогативой государства, наряду с публичными элементами частных элементов;
- совершенствование системы физического и духовного воспитания граждан с целью привития им новых социальных, политических, отчасти этических и иных ценностей;
- перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый, «партнерский» режим;
- сосредоточение внимания и усилий соответствующих государственных органов в сфере экономики не только на макроэкономических, но и на микроэкономических проблемах и т. д.
Основные задачи государства на современном этапе:
1. обеспечение самосохранения общества и государства;
2. обеспечение безопасности и укрепление государства;
3. содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества;
4. преодоление существующих в обществе противоречий (социальных, национальных).
Органическое сочетание решения задач реформы и реализации соответствующих действий государства с задачами и видами деятельности, традиционными для любого государства, имеет фундаментальное значение, поскольку смещение к повседневной рутине и рутине государства чревато консерватизмом и застой. Дисбаланс в отношении радикального реформизма, граничащий с официальным социально-политическим и экономическим экстремизмом, независимо от того, какие формы он принимает и как он выражается, опасен для подрыва национальной экономики, социальной структуры системы образования и культуры, разрушения национального обычаи и традиции жизни основных слоев населения, разрушение конституционно-правовой системы и государственного устройства13.
Внутренние функции государства являются основными направлениями его деятельности, посредством которых внутренние задачи государства решаются в пределах государственных границ.
При рассмотрении внутренних функций государства первую из них обычно называют политической. Ее основным содержанием являются следующие задачи:
1) обеспечение государственного суверенитета;
2) защита конституционного строя;
3) реализация воли народа в законодательстве и других государственных решениях;
4) создание необходимых и достаточных условий для формирования гражданского общества; официальное представительство общества внутри страны и на международной арене.
Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное общество обществом с рыночной или распределительной экономикой.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы бизнеса, разнообразия и равенства всех форм собственности государственное вмешательство в экономику существенно ограничено и сводится, как правило, к следующим задачам:
а) разработка экономической политики;
б) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Диапазон этих объектов ограничен отраслями национального значения, например, ядерной энергетикой, космической деятельностью, национальным транспортом, связью и т. д.;
в) установление правовой основы рыночной и ценовой политики, в частности, содействие свободному предпринимательству и свободе труда, пресечение недобросовестной конкуренции (монополизм) и защита прав потребителей от недобросовестных производителей;
г) регулирование внешнеэкономической деятельности государства14.
Идеологическая функция включает в себя:
1) формирование государственной идеологии, системы ценностей и приоритетов государства. Стремление к стабильному управлению подчиненным населением требует, чтобы власть сформулировала принципы своего правления, которые ясны и понятны всем или большинству;
2) пропаганда и культивирование официальной государственной идеологии. Поскольку эффективность государственного управления зависит от степени, в которой массы
принимают или принимают политику властей, для последних жизненно важно включить соответствующие ценности в общественное сознание. Государственная политика, как минимум, не должна отвергаться населением, и поэтому власти должны по крайней мере добиться молчаливого согласия, пассивной поддержки официальных идей, целей и задач;
3) влияние государства на формирование национальной культуры. Формы и методы воздействия могут быть разными, но всегда одинаковыми: государство всегда стремится использовать духовную культуру в качестве дополнительной поддержки своей законности и средства возвышения;
4) отношения со СМИ. Поскольку в современном мире средства массовой информации одновременно формируют и выражают общественное мнение;
5) отношения с религиозными организациями. Государство заинтересовано во влиятельных конфессиях, создающих позитивный имидж правительства и его политики среди прихожан.
Военная функция (функция защиты) Реализация этой функции имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Основная задача, решаемая военной функцией, сводится к защите государственного суверенитета.
Внутренняя военная функция включает в себя:
1) формирование военно-оборонительной доктрины;
2) строительство вооруженных сил;
3) создание военно-промышленного комплекса;
4) использование вооруженных сил внутри страны;
5) военная контрразведка.
Одной из важнейших функций любого государства является защита действующего законодательства и правопорядка.
Правоохранительная функция включает в себя:
1) защита прав и законности и порядка, борьба с преступностью и ее предупреждение;
2) строительство правоохранительных органов;
3) отправление правосудия;
4) защита прав и свобод граждан.
Социальная функция современного демократического правового государства содержит:
1) наличие (бесплатное) образования, здравоохранения, жилья;
2) пенсионные выплаты;
3) организация трудоустройства, создание необходимых условий труда, его оплата;
4) поддержка семьи для материнства и детства;
5) поддержание удовлетворительного уровня благосостояния населения.
Социальная функция является относительно новой, и государство начинает участвовать в социальных программах только после удовлетворения экономических потребностей страны.
Экологическая функция включает в себя:
Конечно, каждое государство должно прежде всего заботиться о защите своей внешней безопасности и создании в стране сильных и справедливых правоохранительных органов. Но тогда необходимо в определенных пределах заботиться о благосостоянии граждан и заботиться о них. Какие ограничения - это должно быть определено в каждом государстве соответственно преобладающим историческим периодом. Государственное вмешательство в социальную сферу полезно в тех случаях, когда надлежащий порядок не может быть выполнен самими гражданами или если они справляются хуже, чем правительство. Поэтому границы желаемого состояния вмешательства могут меняться в разное время и в разных условиях.
При обсуждении задач и целей государства и границ государственного вмешательства в жизнь людей никогда не следует упускать из виду тот факт, что власть государства и опубликованные им законы не являются пределом. В современной России, ее переходе к рыночной экономике и формированию новой политической идеологии происходит эволюция взглядов и внешних функций государства. С разрушением «мировой социалистической системы» необходимость в выработке взглядов на функцию, связанную с отношениями между Россией и установившейся системой «социалистических» стран, конечно, устраняется. Теперь они называются по-разному. Функции «братской» помощи они постепенно заменяют функциями равноправного партнерства.
Политическая и идеологическая ориентация России на бывшие колонии западных и других «цивилизованных» стран, а также в отношении национально-освободительного движения изменилась. В связи с этим, естественно, исчезла функция поддержки этого движения. Каждая власть имеет четкий порядок, в котором доминирование и подчинение четко видны. Однако эта сущность власти испорчена злоупотреблением властью. Это может произойти из-за того, что к власти приходят недостойные люди. Поэтому для обеспечения прав и свобод граждан государство должно иметь более высокие, правильные цели, например, строительство правового и социального государства11.
Задачи и функции государства являются взаимосвязанными явлениями, тесно взаимосвязанными, но не совпадающими. Им нельзя ни противопоставить, ни отождествить. Задачи государства определяют его социальную цель, историческую миссию в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют первостепенное значение по отношению к его функциям, являются их непосредственной непосредственной предпосылкой. Задачи концентрируют и отражают влияние экономики и политики на развитие государственных функций. В свою очередь, функции государства являются средством реализации, выполнения его задач. Задачи государства реализуются через осуществление его функций.
Задача государства является глобальной проблемой, стоящей перед обществом на данном этапе его развития.
Государственные задачи - это проблемы, которые необходимо решить; они определяются условиями государственной деятельности и носят объективный характер (поскольку они предопределены). Любое государство должно, насколько это возможно, решать свои задачи12.
Государство заряжено разнообразной природой, но идентично по своей социально-классовой сущности и содержанию задачи:
- сглаживание внутриклассовых противоречий, существующих между разными частями господствующего класса - буржуазии;
- доведение разрозненных и часто противоречивых интересов различных фракций буржуазии до некоего общего знаменателя;
- определение общих стратегических целей и перспектив дальнейшего развития правящего класса и его ближайших союзников;
- обеспечение с помощью всех имеющихся в распоряжении государства средств для непрерывного развития капиталистической экономики, укрепления и дальнейшего совершенствования политической системы общества, повышения эффективности официальной идеологии и т. д.
Важными задачами и соответствующими им основными направлениями деятельности государства социал-демократической направленности в переходный период являются следующие:
- перестройка системы социального страхования и социального обеспечения в новой, социал-демократической форме;
- введение в систему образования и медицинской помощи, которая до тех пор была и в значительной степени оставалась прерогативой государства, наряду с публичными элементами частных элементов;
- совершенствование системы физического и духовного воспитания граждан с целью привития им новых социальных, политических, отчасти этических и иных ценностей;
- перестройка трудовых отношений в изменившихся условиях на новый, «партнерский» режим;
- сосредоточение внимания и усилий соответствующих государственных органов в сфере экономики не только на макроэкономических, но и на микроэкономических проблемах и т. д.
Основные задачи государства на современном этапе:
1. обеспечение самосохранения общества и государства;
2. обеспечение безопасности и укрепление государства;
3. содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества;
4. преодоление существующих в обществе противоречий (социальных, национальных).
Органическое сочетание решения задач реформы и реализации соответствующих действий государства с задачами и видами деятельности, традиционными для любого государства, имеет фундаментальное значение, поскольку смещение к повседневной рутине и рутине государства чревато консерватизмом и застой. Дисбаланс в отношении радикального реформизма, граничащий с официальным социально-политическим и экономическим экстремизмом, независимо от того, какие формы он принимает и как он выражается, опасен для подрыва национальной экономики, социальной структуры системы образования и культуры, разрушения национального обычаи и традиции жизни основных слоев населения, разрушение конституционно-правовой системы и государственного устройства13.
2.2. Функции государства
Внутренние функции государства являются основными направлениями его деятельности, посредством которых внутренние задачи государства решаются в пределах государственных границ.
При рассмотрении внутренних функций государства первую из них обычно называют политической. Ее основным содержанием являются следующие задачи:
1) обеспечение государственного суверенитета;
2) защита конституционного строя;
3) реализация воли народа в законодательстве и других государственных решениях;
4) создание необходимых и достаточных условий для формирования гражданского общества; официальное представительство общества внутри страны и на международной арене.
Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное общество обществом с рыночной или распределительной экономикой.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы бизнеса, разнообразия и равенства всех форм собственности государственное вмешательство в экономику существенно ограничено и сводится, как правило, к следующим задачам:
а) разработка экономической политики;
б) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Диапазон этих объектов ограничен отраслями национального значения, например, ядерной энергетикой, космической деятельностью, национальным транспортом, связью и т. д.;
в) установление правовой основы рыночной и ценовой политики, в частности, содействие свободному предпринимательству и свободе труда, пресечение недобросовестной конкуренции (монополизм) и защита прав потребителей от недобросовестных производителей;
г) регулирование внешнеэкономической деятельности государства14.
Идеологическая функция включает в себя:
1) формирование государственной идеологии, системы ценностей и приоритетов государства. Стремление к стабильному управлению подчиненным населением требует, чтобы власть сформулировала принципы своего правления, которые ясны и понятны всем или большинству;
2) пропаганда и культивирование официальной государственной идеологии. Поскольку эффективность государственного управления зависит от степени, в которой массы
принимают или принимают политику властей, для последних жизненно важно включить соответствующие ценности в общественное сознание. Государственная политика, как минимум, не должна отвергаться населением, и поэтому власти должны по крайней мере добиться молчаливого согласия, пассивной поддержки официальных идей, целей и задач;
3) влияние государства на формирование национальной культуры. Формы и методы воздействия могут быть разными, но всегда одинаковыми: государство всегда стремится использовать духовную культуру в качестве дополнительной поддержки своей законности и средства возвышения;
4) отношения со СМИ. Поскольку в современном мире средства массовой информации одновременно формируют и выражают общественное мнение;
5) отношения с религиозными организациями. Государство заинтересовано во влиятельных конфессиях, создающих позитивный имидж правительства и его политики среди прихожан.
Военная функция (функция защиты) Реализация этой функции имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Основная задача, решаемая военной функцией, сводится к защите государственного суверенитета.
Внутренняя военная функция включает в себя:
1) формирование военно-оборонительной доктрины;
2) строительство вооруженных сил;
3) создание военно-промышленного комплекса;
4) использование вооруженных сил внутри страны;
5) военная контрразведка.
Одной из важнейших функций любого государства является защита действующего законодательства и правопорядка.
Правоохранительная функция включает в себя:
1) защита прав и законности и порядка, борьба с преступностью и ее предупреждение;
2) строительство правоохранительных органов;
3) отправление правосудия;
4) защита прав и свобод граждан.
Социальная функция современного демократического правового государства содержит:
1) наличие (бесплатное) образования, здравоохранения, жилья;
2) пенсионные выплаты;
3) организация трудоустройства, создание необходимых условий труда, его оплата;
4) поддержка семьи для материнства и детства;
5) поддержание удовлетворительного уровня благосостояния населения.
Социальная функция является относительно новой, и государство начинает участвовать в социальных программах только после удовлетворения экономических потребностей страны.
Экологическая функция включает в себя: