Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) формирование программы экологической безопасности;
2) защита окружающей среды (совершенствование технологий производства, уборка зданий, мониторинг воздуха, радиация и т. д.);
3) охрана природных ресурсов и природных комплексов (контроль за вырубкой лесов, рыболовством и т. д.)
4) экологическое образование населения15.
Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их реализация обеспечивает полное существование государства в современном мире, внедряет государство за пределы своей территории для решения своих внешнеполитических задач.
К внешним функциям относят:
Функция обороны. Функция обороны принадлежит постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку она направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. И хотя мир сейчас становится все более цивилизованным, многие развитые страны, которые накопили значительный опыт мирного сосуществования, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу.
Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую экономическую систему они используют. Нормальные добрососедские отношения - это минимум общения на международной арене, позволяющий добиться стабильности и процветания всего человечества.
Функция поддержания мирового порядка. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов. Главным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, а Совет Безопасности является постоянно действующим политическим органом ООН. Функция поддержки мирового порядка включает деятельность по сохранению мира, урегулированию межэтнических конфликтов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения и улучшению международной обстановки путем укрепления взаимного доверия между государствами. Содержание этой функции также включает сотрудничество государств в таких областях, как борьба с организованной преступностью и международным терроризмом.
Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, что проявляется в международном разделении труда, специализации и совместном производстве, обмене новыми технологиями, координации торговли, развитии кредитных и финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, географически связанными между собой (страны ЕС, СНГ и т. д.).
Культурная функция. Культурное сотрудничество между странами основывается на двусторонних и многосторонних договорах между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и т. д.). В рамках ООН культурная деятельность координируется ЮНЕСКО.
Сотрудничество государств в решении глобальных проблем нашего времени (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, энергосбережение, миротворчество, демографическая политика и др.).
Социальная функция. Кристаллизуется все ярче и ярче. Социальная помощь и поддержка предоставляется развивающимся странам, а также странам с переходной экономикой (например, странам СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от целевых средств (до развития системы банковского образования). здоровья, контроля над рождаемостью и т. д.) и заканчивая гуманитарной помощью.
Экологическая функция. Эта функция в настоящее время вытесняется в категорию внешних. Понятно, что экологические катастрофы, такие как аварии нефтяных танкеров, атомных электростанций и т. д., в отдельных странах в конечном итоге затрагивают интересы всех стран, и устранение их последствий не может оставаться только внутренним вопросом.
Информационная функция. Его выбор только планируется. Но даже сейчас страны, которые блокируют поток правдивой информации о мировых событиях для своих народов, осуждают.
Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Эта новая основная функция возникла в российском государстве в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств, отношениями с новыми независимыми государствами на границах России, всестороннее развитие СНГ было поставлено в центр российского зарубежья. политика. Это сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.
Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами. В самостоятельной основной функции это направление деятельности российского государства
сформировалось только в последний период его развития16.
2.3. Право как неотъемлемый государственный элемент
Право - это система обязательных, формально определенных правовых норм, выражающих социальную, классовую волю (специфические интересы общества), установленных и применяемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.
Право напрямую связано с государством17.
Исторически право и государство возникают одновременно по одним и тем же причинам. Это распад клановой системы, возникновение социальных противоречий внутри клана и организация принципиально новых форм власти и контроля.
Речь идет о характере их взаимоотношений в ходе государственно-правовой организации общества. В науке существуют два довольно противоречивых понятия об их отношениях. Некоторые ученые считают, что государство является основным в их отношениях, поскольку право является результатом законотворческой деятельности государства. Другая группа ученых делает вывод о главенстве права. Они исходят из приоритета естественных прав человека над властью, которая только обеспечивает и защищает эти права. Для решения этого вопроса следует исходить из позиции единства государства и права. Это единство заключается в следующем:
1. Государство и право возникают одновременно, в одну и ту же историческую эпоху и по одним и тем же экономическим и социальным причинам.
2. Государство и право прошли общий исторический период развития. Поэтому у них общая типология. Каждый тип государства соответствует закону подобного типа (и наоборот).
3. Государство и право основаны на единой экономической базе, имеют единую социальную и духовную основу.
4. Они имеют одинаковое функциональное назначение. И государство, и закон являются средством обеспечения целостности общества, порядка и организации в нем.
5. Они имеют как однородный характер способов и методов воздействия на членов общества, так и единый государственно-правовой характер принудительного воздействия на них.
Но при всей близости государство и право являются независимыми социальными явлениями, различающимися по своим характеристикам
, свойствам и по своей роли в социальном регулировании.
1. Государство является инструментом политической публичной власти. Право является социальным регулятором поведения человека.
2. Первичным элементом государства является орган, первичной ячейкой закона является норма, правило поведения.
3. Их внутренняя структура также отличается. Государство - это механизм (по Марксу - машина), состоящий из органов власти, а право - это структурное образование, в которое входят отрасли и институты.
4. Их формы тоже разные. Форма государства включает в себя форму правления, правительство и политический режим. Форма права - формальные источники: нормативный акт, прецедент и т. д18.
Соотношение права и государства проявляется:
1) в единстве права и государства. Это проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социального регулирования, в результате они имеют общую типологию, происхождение и в равной степени связаны с экономическими, духовными, культурными и другими аспектами общества, дополняя друг друга. в исполнении своих социальных целей;
2) различие между государством и правом, которое осуществляется в различных социальных целях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит потому, что роль государства в обществе заключается в установлении и поддержании определенного порядка, а роль права - в создании правового механизма для реализации этого порядка;
3) взаимодействие государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется при наличии различных форм государственного влияния и прав друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство обеспечивается с помощью права. В результате государство формируется через право, а именно: устанавливается его внутренняя организация, форма, структура, основные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;
4) противоречие государства и права, возникающее в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремление к праву ограничивать власть государства, предотвращая произвол государства19.
Государство влияет на право в следующих направлениях:
- именно государство создает право, по-разному издает его нормы, переводя объективные потребности на язык правовых норм