Файл: Социальноправовая защита женщин в современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 1439

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Подготовить предложения о разработке на федеральной уровне в 1993 году федеральной целевой программы "Женщины России";

3. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга разработать и утвердить региональные программы по улучшению положения женщин.

4. В целях осуществления общегосударственной политики в отношении женщин, укрепления семьи, обеспечения выживания, защиты и развития детей образовать общественную Комиссию по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской Федерации.

В России первой попыткой создания национального механизма улучшения положения женщин можно считать вышеизложенный Указ Президента. Во исполнении этого Указа был создан Национальный совет по подготовке к IV Всемирной конференции по положению женщин, а в ноябре 1993 года – Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации. Это был первый шаг на пути формирования политики улучшения положения женщин на государственном уровне и при активном привлечении национальных и региональных неправительственных женских организаций.

Практически сразу же после IV Всемирной конференции по положению женщин Правительство, выполняя взятые в Пекине обязательства, приступило к доработке Концепции улучшения положения женщин.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.01.1996 года № 6 утверждена «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации».

Данная Концепция определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создания равных возможностей для женщин и мужчин в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными обязательствами России и рекомендациями IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, сентябрь 1995 г.) с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России. Концепция обсуждена и одобрена на Национальной конференции "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы" (Москва, 13-14 декабря 1994 г.) .

Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации. Невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время. В этой связи необходимо в первую очередь:


  • содействовать соблюдению прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека;

  • обеспечивать условия для полноправного участия женщин в принятии решений на всех уровнях управления; содействовать обеспечению равных прав на рынке труда; обеспечивать охрану здоровья женщин; добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении женщин.

Для решения отмеченных проблем следует:

  • добиваться создания условий и правовых норм, необходимых для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей;

  • использовать опыт, накопленный в различных регионах Российской Федерации;

  • обеспечить координацию действий на федеральном, региональном и международном уровнях.

Правительство Российской Федерации наметило стратегические цели и основные подходы к их реализации.

Для решения задач, предусмотренных в концепции, было решено:

а) в области соблюдения прав женщин в единстве с правами и основными - свободами человека:

обеспечить в полном объеме выполнение рекомендаций, содержащихся в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, соответствующих конвенциях Международной организации труда;

б) в области содействия участию женщин в принятии решений на всех уровнях:

  • добиваться участия женщин в принятии решений на всех уровнях, формирования новых нравственных норм, направленных на широкое вовлечение женщин в общественные движения, на участие женщин в составе представительных и исполнительных органов власти всех уровней;

  • организовать подготовку женщин к участию в политической, государственной деятельности и управлении; разработать соответствующие программы подготовки и переподготовки женщин, а также формировать резерв кадров женщин для работы в органах управления различного уровня;

  • проводить на регулярной основе сбор, анализ и распространение статистических данных об участии мужчин и женщин в государственной и общественной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях;

  • обеспечить доступ женщин ко всем видам деятельности на государственной службе, не ограничиваясь секторами, в которых женщины традиционно заняты (образование, здравоохранение, социальные службы);

  • шире привлекать женщин-дипломатов к работе в загранаппарате. в том числе в постоянных представительствах России при ООН и других международных организациях; рассмотреть вопрос об увеличении числа женщин - послов Российской Федерации;

  • обеспечивать поддержку деятельности женских, молодежных, профсоюзных и других организаций, выступающих с инициативами об улучшении положения женщин и выдвигающих способных и компетентных в профессиональном отношении женщин в различные органы власти на всех уровнях;


в) в области содействия обеспечению равных прав и равного обращения на рынке труда.

А также совершенствовать формы и методы социальной поддержки различных категорий женщин в обеспечении их занятости, включая развитие активных форм, ориентирующих на самостоятельное решение проблем. Добиваться развития систем содействия и контроля за расширением участия женщин в малом и семейном предпринимательстве, включая предоставление льгот по налогам, кредиту и страхованию данных сфер;

  • разработать федеральные и региональные программы развития малого и семейного бизнеса, различных форм самозанятости. Расширять системы консультирования и профессиональной ориентации женщин, желающих основать свое дело, и оказывать содействие в практической реализации программ, получивших положительные отзывы специалистов;

  • укреплять систему профессионального обучения, дообучения, переобучения женщин, повышения та квалификации, создавать условия для профессиональной реадаптации, повышения квалификации или переобучения женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком;

  • всемерно поддерживать сохранение и развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, учреждений социального обслуживания, доступных для всех типов семей;

  • создавать условия дм обеспечения занятости женщин с пониженной конкурентоспособностью (инвалидов, многодетных матерей, глав неполных семей, жен военнослужащих и других).

г) в области обеспечения охраны здоровья женщин:

  • обеспечивать государственную гарантию бесплатной медицинской помощи женщинам и детям;

д) в области пресечения насилия в отношении женщин:

  • Развивать широкую сеть служб, обеспечивающих помощь жертвам насилия;

  • обеспечивать социальную реабилитацию женщин, пострадавших в межнациональных и военных конфликтах, а также женщин беженцев и вынужденных переселенцев:

  • организовать комплексную подготовку и обучение социальных работников, соответствующего персонала органов здравоохранения, образования и правоохранительных органов для работы с гражданами. подвергшимися насилию, развивать консультирование населения по вопросам профилактики насилия в отношении женщин;

Для координации действий по реализации основных положений концепции. Необходимо обеспечить включение блоков вопросов по улучшению положения женщин в Российской Федерации в разрабатываемые проекты нормативных актов, федеральные, отраслевые и региональные программы. При реализации концепции необходимо предусматривать координацию действий всех звеньев федерального и регионального механизмов по улучшению положения женщин и обеспечению их равных прав в обществе, соответствующее финансовое обеспечение, сроки реализации, конкретных исполнителей и контроль за исполнением проводимых мероприятий. Реализация положений концепции осуществляется при тесном взаимодействии с неправительственными организациями и общественными объединениями с целью широкого привлечения их к реализации государственных мероприятий, связанных с улучшением положения женщин.


Подобные концепции и программы были разработаны и утверждены некоторыми органами исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации. После IV Всемирной конференции Национальный совет утратил свои полномочия, и Постановлением Правительства Российской Федерации № 6 от 8 января 1996 года была создана Межведомственная комиссия, которая позднее была преобразована в Комиссию по вопросам Улучшения положения женщин при Правительстве РФ. В большинстве субъектов РФ были также созданы и действуют комиссии по вопросам улучшения положения женщин.

По представлению Комитета ГД по делам женщин, семьи и молодежи принято Постановление Государственной Думы «О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» №1929-П ГД, которое подписано Председателем Государственной Думы Г. Н. Селезневым 20 ноября 1997 года.

В водной части Конвенции поясняется, что, несмотря на принятие международным сообществом ряда договоров, дискриминация в отношении женщин сохраняется практически во всех странах. Россия также сегодня далека от ситуации обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин в реализации их конституционных прав и свобод.

Вот почему авторы Концепции, руководствуясь принципом равноправия мужчин и женщин, считают необходимым особо остановиться на проблемах правового статуса женщин, и в первую очередь на вопросах обеспечения равноправия в таких сферах, как представленность мужчин и женщин в органах власти;

социально-трудовые отношения; охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства; предотвращение насилия в отношении женщин; государственный механизм обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин. В дальнейшем при реализации Концепции следует также проанализировать: положение сельских женщин, женщин-мигрантов; законодательство о средствах массовой информации и рекламе; образование; пенсионное обеспечение, в том числе военнослужащих и членов их семей; вопросы правового статуса женщин - участниц военных действий и женщин-инвалидов из числа вольнонаемного состава; проституция, особенно детская; военная реформа и вопросы мирного урегулирования в зонах военных конфликтов и военных действий; разоружение и уничтожение разных видов вооружения, конверсия; бюджетный процесс; налоговая реформа и т. д.

Цель Концепции - определение общей стратегии и приоритетных направлений законотворческой деятельности по обеспечению конституционного принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.


Постановление Правительства Российской Федерации № 1032 от 29 августа 1996 года утвердило Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 года № 932 «О Национальном плане действий по улучшению положения и повышению их роли в обществе до 2000 года» Правительство Российской Федерации постановило:

Установить прилагаемый Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

Федеральным органам исполнительной власти привлекать к реализации Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также другие общественные объединения.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные планы действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

Межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года № 6 «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 185), регулярно рассматривать ход выполнения настоящего постановления.

Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. Исполнителями являются: Минтрудсоцразвития РФ, Минобразования РФ, Минсельхозпрод РФ, МИД РФ, Минздрав РФ, МВД РФ, которые, исполняя Постановление Правительства РФ, должны были проделать большую работу.

В июне 2001 г. Правительством Российской Федерации утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 гг., который определяет стратегию государственной политики по выполнению решений IV Всемирной конференции по положению женщин. Национальный план действий подчеркивает роль женщин в социальном и экономическом развитии страны и предусматривает расширение участия женщин в принятии решений на всех уровнях;

формирование новых нравственных норм, направленных на широкое вовлечение женщин в общественные и партийные движения;

влияние на кадровую политику государственных структур, чтобы добиться пропорционального участия женщин в составе представительных органов власти всех уровней и в структуре исполнительных органов власти и управления;