Файл: Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории
1.2 Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
1.3 Предмет и объект социальной работы
Глава 2. Социальный туризм современные технологии социальной работы с пожилыми людьми
2.1 Оценка перспективности направления туризма для лиц пожилого возраста
Сегодня представители "третьего возраста" имеют различные поведенческие установки, которые реализуются в повседневной практике: плыть по течению на манер фишки; искать новые стратегии, идти в ногу с требованиями сегодняшнего дня; жить, заниматься бизнесом и терпеть, ждать перемены к лучшему; приспосабливаться к обстоятельствам, но и никого не отпускать; защищать свою природу, сопротивляться всевозможным изменениям.
Теория возрастной стратификации. Ряд исследователей акцентируют внимание на анализе связанных с возрастом ценностных показателей в обществе (размер и способ получения дохода, "открытость" социальных позиций, дающих доступ к влиянию на различные социальные процессы, возрастная институционализация)[7, c. 61].
Теория именования. Эта теория интерпретирует проблемы старости как следствие ее неадекватного восприятия или "навешивания ярлыков". Эта теория фокусируется на механизме социального давления, когда предписывается определенная модель поведения, которая отражает негативный и дискриминационный характер существующих стереотипов старости и находит свое метафорическое выражение в ярлыках. Давление социальных стереотипов достигает такой силы, что большинство людей строят свое поведение в соответствии с ярлыком. Различные схемы приписывания социальных атрибутов пожилому человеку различаются только объектом идентификации: старость – болезнь, старость – бедность, старость - зависимость. Однако модель поведения, навязываемая социальной средой, не является тотальной и непреодолимой. Выбор поведенческих моделей во многом зависит от самоопределения, которое имеет приоритет в конкретных ситуациях.
Теория социальных отклонений. Существуют также подходы, определяющие содержание старости на основе представлений об определенных нормах или идеалах личностного развития, основным источником которых являются экспертные знания агентов социального контроля, прежде всего медицины, психиатрии. Бытие человека определяется как адекватное или девиантное, то есть отклоняющееся от определенных норм "личного здоровья". Пассивность пожилых людей, их социальная отчужденность, уход в себя интерпретируются в данном случае как варианты девиантного поведения, как провал в архаичную нерегулируемую жизнь. Диагноз "девиантное поведение" фиксирует сверхсмертность старости и негативные аспекты бытия. Старость предстает как своего рода социальное отклонение, возникающее в результате реакции на социальное давление.
Временная теория старости. В качестве основы для социально-психологических обобщений выделяется своеобразное взаимодействие временных периодов как определяющая, структурирующая основа для всего построения повседневной жизни пожилого человека. В разные возрастные периоды воспроизводятся разные модели видения и организации времени. Почти никогда три основных времени не воспринимаются как равные: прошлое или прошедшее время может доминировать. Либо настоящее, либо будущее. Количество времени, которое, по мнению пожилых людей, у них "есть", очень незначительно, что влияет на темп действий, степень, в которой человек находится под влиянием прошлого или с которым его "затягивает" в будущее.
Пожилой человек не может оставаться в стороне от мира, наполняя свою личную жизнь сентиментальной любовью к прошлому. Если пожилые люди сознательно не примут условия существования своего времени, с которыми они фактически связаны, они сформируют лишь искусственную группу с необоснованными претензиями.
Старость как механизм передачи культуры. Старость также рассматривается как элемент человеческого существования и развития, определенным образом институционализированный в культуре. Традиционно это явление преподносится как главное звено в механизме преемственности социальных отношений, культуры, морали, опыта в виде определенных правил, инструкций, узаконений, транслируемых молодым возрастным группам.
В рамках изучения передачи культуры между поколениями отмечаются изменения в содержании, темпах, формах передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанные с процессами информатизации современного общества. Привилегия старости - это наличие жизненного опыта, который превращается во внутренний фактор в жизни человека, выступая гарантией взвешенных решений и поступков, осознания социальной ответственности.
Следует учитывать опыт старшего поколения, чтобы развить его позитивные способности и избежать повторения его ошибок. Тенденции инноваций и преемственности лежат в основе механизмов динамики развития личности. Часто эти тенденции отслеживаются как враждебные, несовместимые. Действительно, современный этап общественного развития усложнил взаимосвязь между ними, но не заглушил главного – синхронного воздействия на формирование личности как двух сторон единого, взаимосвязанного процесса.
Теория субкультуры. Старость представлена моделью субкультуры. Это относится к особым смысловым ресурсам, типам действий, сформированным на основе социокультурной системы, характерной для жизни этого поколения.
При всем разнообразии содержания взглядов и установок люди, принадлежащие к одному поколению, имеют определенный общий тон, объединяющий их мировоззрение, существует набор типичных реакций, санкционированных общественными структурами и давними традициями. Субкультура позволяет поддерживать психологическую и идеологическую стабильность и культурную идентичность. При субкультурном подходе представляется необходимым выявление сфер деятельности пожилого человека и систематическое описание всего набора средств его творчества. Мы говорим о всестороннем анализе идей, интересов и видов деятельности, которые привлекают внимание пожилых людей.
Теория геронтологической трансцендентности была разработана в работах шведского ученого Ларса Торнштама. Старость определяется как этап жизни, когда полностью реализуется способность человека превзойти (иначе говоря, увидеть и оценить) нынешнюю реальность, проявляется стремление к высшим, сверхприродным смыслам и ценностям. Все наносное, незначительное, лишнее покидает центр жизни; человек становится способным вырваться из оков чувственно осязаемого существования и действовать в соответствии со своими собственными, истинно человеческими, установлениями посредством свободной творческой деятельности, духовного усилия. Согласно этой теории, на заключительном этапе естественного роста в направлении зрелости и мудрости происходит переосмысление фундаментальных вопросов: человек начинает меньше отождествлять себя с профессиональным занятием и в то же время становится более избирательным в разработке социальных и других видов деятельности; чувство возрастает близость к старшему поколению и уменьшается интерес к другим социальным взаимодействиям; уменьшается интерес к материальным ценностям, возрастает чувство космического единства с духом Вселенной; переосмысливается ценность времени, пространства, жизни и смерти.
Таким образом, наличие различных вариантов социальной интерпретации феномена старения связано со сложным переплетением различных свойств этого явления, многообразием их проявлений, неоднозначностью взаимных модификаций. Тем не менее, было бы неправильно противопоставлять эти подходы, поскольку они сосуществуют на принципах своеобразной взаимодополняемости. Это означает, что ни одна из рассмотренных теорий не стремится занять доминирующее положение и выступать в качестве истины в последней инстанции. Общность рассмотренных теорий заключается в том, что в них содержится стремление придать феномену старости статус, который имел бы значение целого и значимого этапа человеческой жизни, более универсального и в то же время более личного[2, c. 23].
1.2 Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
Последние 50-60 лет наблюдается интенсивное старение человеческого общества. "Социальные и научно-технические достижения вызвали резкое увеличение продолжительности жизни населения экономически развитых стран. Более 60% населения развитых стран доживает до 70 лет."
В России насчитывается более 30 миллионов человек старше трудоспособного возраста, что составляет более 21% от общей численности населения страны. Согласно среднему прогнозу Федеральной службы государственной статистики, к 2030 году доля пожилых людей составит более 28%.
В связи с происходящими демографическими изменениями актуальность теоретических и методологических проблем социальной работы с пожилыми людьми значительно возрастает. Среди них такие, как проблемы объекта и субъекта социальной защиты старости, формирование инфраструктуры социальной защиты старости, управление социальной защитой старости. Следует отметить, что на характер, направления и эффективность социальной работы с пожилыми людьми влияет отсутствие четкой возрастной классификации. В социальной работе, социологии, геронтологии, медицине, психологии, демографии и других науках предпринимались неоднократные попытки решить эту проблему.
По сути, исследователи связывают "особенности психосоматического состояния человека, его социальный и экономический статус с определенными периодами жизни".
Например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признает возраст от 60 до 74 лет пожилым, от 75 до 89 лет – старческим, от 90 лет и старше – возрастом долгожителей.
Физиологи выделяют три группы пожилых людей: "молодые старики" (60-64 года); "средние старики" (65-74 года); "старые-престарые" (старше 74 лет).
Специалисты по социальной работе предлагают следующую классификацию: от 61 до 74 лет – пожилые люди; люди от 75 до 90 лет – старческий возраст; от 90 лет – категория долгожителей.
Реализация общероссийской концепции социальной защиты пожилых людей требует адекватной системы и планомерной организации деятельности по всем направлениям. В связи с этим фундаментальное значение имеет социологическое изучение положения и проблем пожилых людей, которое играет роль информационной основы для событий в этой сфере деятельности. Дальнейшее развитие социальной поддержки пожилых людей, внедрение новых форм помощи со стороны государства и общественных организаций этой группе часто наталкивается на недостаток информации о потребностях в такой помощи. Особенно это касается мер, связанных с морально-психологическим состоянием пожилых людей. При разработке мер помощи не всегда учитывается, что социальная группа пожилых людей (пенсионеры по возрасту) неоднородна по составу[16, c. 72].