Файл: Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории
1.2 Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
1.3 Предмет и объект социальной работы
Глава 2. Социальный туризм современные технологии социальной работы с пожилыми людьми
2.1 Оценка перспективности направления туризма для лиц пожилого возраста
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми 5
1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории 5
1.2 Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми 12
1.3 Предмет и объект социальной работы 18
Глава 2. Социальный туризм современные технологии социальной работы с пожилыми людьми 21
2.1 Оценка перспективности направления туризма для лиц пожилого возраста 21
2.2 Геронтологическое направление социального туризма 24
Заключение 31
Список используемых источников: 33
Введение
Старение населения - это глобальный многомерный процесс, охвативший все мировое сообщество в XXI веке. В то же время, по оценкам демографов, население развитых стран будет продолжать стареть все возрастающими темпами.
ООН признает, что в мире сохраняется неравенство с точки зрения доступности программ социальной защиты и обеспечения пожилых людей. Основные изменения в области старения.
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2010 год, люди старше 65 лет составляли 22,2% населения России, а численность населения пенсионного возраста превышала численность детей и подростков. Процесс старения сопровождается деформацией гендерной структуры населения (например, на 1000 мужчин старше 60 лет приходится 1163 женщины того же возраста). По прогнозам, процесс старения населения продолжится, и к 2025 году каждому пятому жителю России будет старше 65 лет. Чернышев В.В. Пожилые люди в современном обществе: модернизация региональной политики.
В настоящее время пожилые люди представляют собой большую и неоднородную социальную группу, поскольку темпы старения и инвалидности чрезвычайно индивидуальны, а само понятие "пожилой человек" включает людей от 55 до ста лет и более.
Необходимость создания и реализации целенаправленной политики в области социальной работы с пожилыми людьми в России отражает не только требования соответствия зарубежным аналогам, но и растущие социальные и демографические проблемы населения.
В результате увеличения числа пожилых людей в социальной структуре населения возникают новые социальные потребности. Ведущую роль среди них играет необходимость преобразования всех социальных институтов общества и, прежде всего, института социального обслуживания пожилых людей. Институт социального обслуживания пожилых людей, сформировавшийся в конце XX века, нуждается в трансформации, которая связана с
переходом от традиционных форм помощи, основанных на "патерналистских" стратегиях, к более современным "активизирующим" формам предоставления услуг, позволяющим улучшить социальный статус пожилых людей и восстановить свои связи с обществом, с одной стороны, и к лучшему служению на последних этапах жизни - с другой.
Согласно социологическому исследованию, проведенному ВЦИОМ в сентябре 2019 года с целью выявления мнения россиян о пожилых людях, уважении к их правам и повышении пенсионного возраста, большинство россиян испытывают уважение при виде пожилого человека (57%). Респонденты моложе 44 лет (61-63%) сообщают об этом чаще. Кроме того, пожилые люди вызывают жалость - у 38%, желание помочь - у 35% (в наибольшей степени - у 18-24-летних - 42%).
По мнению немолодого населения России, права пожилых людей в России скорее не соблюдаются. По сравнению с 2008 годом сторонников этого мнения стало больше (67% против 59% соответственно). Только каждый пятый уверен, что права пожилых людей соблюдаются (21%, в 2008 году - 37%).
Общее старение населения за последние 20 лет стало постоянным объектом внимания государственных органов в большинстве стран мира, предметом нормативного оформления в национальных и международных законодательных актах. Проблеме старения и статусу пожилых людей в обществе и в научных исследованиях уделяется все большее внимание.
Старение населения, являясь, с одной стороны, положительным результатом цивилизационного развития, как увеличение продолжительности жизни, с другой стороны, следствием снижения рождаемости, выступает в современном мире как существенный фактор влияния на социально-экономические процессы в целом и на социальная политика, в частности.
В результате проблемы осуществления социальной работы с пожилыми людьми становятся чрезвычайно актуальными.
Степень научной разработанности проблемы. Институционализация различных видов социального обслуживания пожилых как относительно новая тема в кругу социальных наук является предметом исследования многих авторов: И.Ф. Албеговой, И.А. Григорьевой, О.И. Гроховской, М.Э. Елютиной, Ю.В. Ивановой, В.Н. Келасьева Т.З. Козловой, В.В. Макарова, В.Н. Мининой, Т.Малевой, Г.П. Медведевой, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Э.Чекановой, Г.Я. Юдакова.
Предмет работы – современные технологии социальной работы с пожилыми людьми.
Объект работы – социальная работа с пожилыми людьми.
Цель работы – изучить современные технологии социальной работы с пожилыми людьми.
Задачи работы:
- рассмотреть феномен старости и социогеронтологические теории;
- проанализировать предмет и объект социальной работы;
- изучить формы и методы технологии социальной работы с пожилыми людьми.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории
В разработках ООН, где 65-летний возраст считается началом старости, в зависимости от доли пожилых людей в общей структуре населения, выделяются три фазы. Общество, состоящее менее чем из 4% людей в возрасте 65 лет и старше, считается "молодым", "зрелым" - от 4 до 7% людей в этом возрасте и "старым" - более 7%. Порогом демографической "крайней старости" следует признать долю пожилых людей в общей структуре населения, равную 10%. Отмечая преимущества и недостатки каждой из этих классификаций, в этой статье мы будем использовать шкалу ООН.
Процесс старения населения - относительно новое явление. Это началось сразу после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой стало быстро прогрессирующее снижение рождаемости. Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин. Существует четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества. Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, во-вторых, это сфера социальных отношений, в-третьих, изменение демографической структуры отражается на рынке труда, и в-четвертых, изменения касаются функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей[5, c. 38].
Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют собой лишь верхушку айсберга объективных изменений в жизни общества. К ним следует добавить широкий спектр субъективных факторов, которые, безусловно, изменят внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего "общество пожилых". В среднем на одного пожилого пациента в России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых людей в 1,5 - 1,7 раза выше, чем стоимость лечения молодых людей.
В современной социальной геронтологии предпринимались попытки построить теоретические конструкции, определяющие идентичность этапа жизни пожилых людей, их социальных отношений.
Теория разделения. Сторонники этой теории акцентируют внимание на изменениях в организационной структуре социальной жизни
, выделяя в качестве ведущей тенденции сокращение социальных связей и коммуникаций, уменьшение внешних мотивов. Факторами, способствующими этой тенденции, являются выход на пенсию или снижение интенсивности и объема занятости, разлука со взрослыми детьми, потеря близких и знакомых, изменения возрастных требований в семье, городской образ жизни.
Эти изменения воспринимаются по-разному и психологически осваиваются каждым человеком. В связи с этим необходимы новые стратегии адаптации на заключительном этапе жизни, способствующие овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критических моментов в жизни пожилого человека. Это особенно важно, поскольку переход из одной социальной ситуации существования в другую не может быть чисто формальным, когда внешние события (выход на пенсию, разлука с детьми, смена работы, смена культурной среды) не подготовили изменений во внутреннем мире индивида, тем самым создавая почву для возникновения проблем социальной адаптации и личностных кризисов.
Процесс перехода с одной социальной позиции на другую, по мнению А. ван Теннепа, проходит в три этапа:
сегрегация – отделение человека от старого окружения и разрыв с прошлым;
транзит - это промежуточное состояние, "пустыня безгражданства";
инкорпорация - это последующее включение индивида в свою социальную группу, но в новом качестве.
Пожилой человек часто застревает на стадии транзита со всеми вытекающими из этого последствиями, фиксируемыми как разрыв, разлад, перелом. Между тем переходное состояние как поворотный момент в жизненном пространстве человека содержит в себе ценнейшую возможность для личностного роста через реализацию определенного потенциала. В этом контексте культурные институты, такие как "обряды перехода" - исповедь, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют пониманию переходной жизненной ситуации, когда человек, дистанцируясь от потока повседневной повседневности, преобразует культурно-исторический опыт общества в определение своего собственную стратегию поведения, корректирует свои отношения с внешним миром.
Теория активности связывает особенности этого этапа жизни с индивидуализацией и локализацией старения, с уникальной индивидуальной спецификой факторов старения. Анализ этой проблемы проводится в контексте профилирования личности: ее образа жизни, установок, социокультурных ориентаций. В то же время открытость, проникновение в социальный поток или, наоборот, тенденция отворачиваться от жизни коррелирует с изменчивостью индивидуальных реакций. Сохранение жизнедеятельности, разнообразие вариантов отношения к жизни рассматривается как положительный фактор, продлевающий жизнь. Люди с такой жизненной позицией в первую очередь открыты к переменам, и даже большие перемены воспринимаются ими не как угроза, а скорее как вызов их возможностям.