Файл: Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пенсионеры сильно отличаются друг от друга с точки зрения здоровья, финансового положения, семейных связей, трудоспособности и т.д., а это значит, что у них разные потребности. Между тем для анализа этой проблемы всегда использовались только экономические показатели, без учета того, насколько они эффективны с социальной точки зрения, а, как известно, эти меры часто усугубляли социальную напряженность в социальной группе пожилых людей. Например, повышение минимального уровня пенсий привело к уменьшению дифференциации по стажу работы, что вызвало большое недовольство среди пенсионеров.

В настоящее время они пытаются устранить этот дисбаланс с помощью процесса валоризации. Возрастные изменения, старение человека – это реальный, чрезвычайно сложный процесс, который ставит большой комплекс важных проблем перед обществом, человеком и наукой. Это проблемы личности, морали, динамики профессионализма и преемственности поколений, проблемы личности и общества. Знание обществом специфики старения – степени и характера вовлеченности пожилых людей в социальные отношения, уровня их адаптации к меняющемуся состоянию, положению и месту в обществе – все это чрезвычайно важно для более легкой адаптации людей позднего возраста к возрастным изменениям и поиска для новых возможностей. Современные научные исследования личности фокусируются на тесной связи индивида со своим временем, со своей эпохой и ее особенностями. Поэтому социальный работник, взаимодействуя с клиентами старших возрастных групп, должен учитывать, что люди, принадлежащие к старшему поколению, испытали и переносили много трудностей в своей жизни, пережили много трудных периодов и ситуаций. В связи с этим приобретение геронтологических знаний специалистом по социальной работе в процессе профессионального образования чрезвычайно важно.

Понимание социального, психического и соматического состояния обслуживаемого лица необходимо прежде всего для преодоления широкого спектра трудностей, возникающих во взаимоотношениях между социальными работниками и пожилыми гражданами. Социальные работники должны быть осведомлены о широком спектре симптомов и моделей поведения, которые указывают на определенные типы расстройств или болезней, характерных для позднего возраста. В некоторых случаях конкретный представитель может в целом соответствовать этим общим характеристикам в минимальной степени. Следовательно, пожилые люди представляют собой неоднородную группу, а скорее набор подгрупп, каждая из которых имеет свои собственные характеристики. Например, особую группу пожилых людей составляют лица, постоянно проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения Российской Федерации. Сегодня в интернатных учреждениях Российской Федерации проживает более 230 тысяч человек, что составляет более 0,8% от общего числа граждан старше трудоспособного возраста.


Прекращение активной трудовой профессиональной деятельности, поступление в стационарное учреждение социального обслуживания, сужение круга общения, физическая слабость вызывают необратимый комплекс психологических, ценностных, мотивационных изменений, которые в конечном итоге приводят к возникновению нового жизненного ритма или чувства времени. Прежде всего, теряется социальная полнота жизни, так как количество и качество связей пожилого человека с обществом ограничены, пожилые люди вынуждены общаться с соседями по комнате. Это резкое изменение в жизни пожилого человека, поступление в школу-интернат меняет привычную жизнедеятельность, что является критическим моментом в его существовании. Непредвиденные ситуации, новые люди, необычная обстановка заставляют пожилого человека не только адаптироваться к внешней среде, но и реагировать на изменения, происходящие в нем самом, в его социальном положении. И в такой ситуации актуальность деятельности социальных работников, помогающих и поддерживающих людей "третьего возраста", резко возрастает[10, c. 12].

Здесь они становятся одновременно социальными психологами и социальными педагогами, постоянно взаимодействуя с врачом и медицинским персоналом. У пожилых людей, и особенно в преклонном возрасте, проблемы, которые необходимо решать как с медицинской, так и с психосоциальной точки зрения, становятся очень острыми. Эти проблемы требуют от специалистов высокого профессионализма и терпимости, потому что довольно часто самим специалистам приходится брать на себя ответственность за этих людей. В то же время психическое состояние человека, как отмечают специалисты, в старости не снижается, а лишь изменяется, приобретает иную окраску.

Многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей показывают, что старости присущи различные изменения, в первую очередь связанные с определенной потерей былой независимости и ощущением приближения конца жизни. Выход на пенсию создает определенную степень экономической зависимости и актуализирует другие трудности, старческую пассивность, которая становится камнем преткновения в социальной работе. Кроме того, активно начинают доминировать психосоциальные аспекты жизни (социальный эйджизм, разное отношение общества к старику и старухе и т.д.).



Следует отметить, что одним из наиболее негативных факторов, влияющих на социальное самочувствие пожилых людей, их состояние здоровья и психологическое восприятие событий, является одиночество. Специалисты по социальной работе должны учитывать, что пожилые люди нынешнего поколения воспитывались в условиях социалистических общественных отношений, ориентированных на коллективность. Поэтому одиночество воспринимается ими особенно болезненно. Пожилым людям обязательно нужно дать шанс сделать что-то важное и полезное. Например, в стационарном учреждении социального обслуживания эта проблема может быть решена медицинскими и трудовыми мастерскими, в то время как пассивное существование превращается в медленную смерть.

Социальные работники должны быть осведомлены о широком спектре психологических симптомов и моделей поведения, которые указывают на наличие определенных расстройств или болезней, характерных для позднего возраста. Они должны понимать, что вызывает психическое состояние пожилого человека в конкретной ситуации: наличие психического заболевания или особенность личностных характеристик. Таким образом, пожилые люди представляют собой особую социальную группу. У пожилых людей много старческих недугов, которые вызваны не столько наличием хронической соматической патологии, сколько психологическими проблемами. Снижение жизненного тонуса, лежащее в основе всевозможных недугов пожилого человека, во многом объясняется психологическим фактором – пессимистической оценкой будущего, безнадежностью существования. На состояние жизненной силы также влияет способ реагирования на соматические ощущения, которые также связаны с личностными особенностями пожилого человека. Комплекс мер, направленных на адаптацию и социальную защиту пожилых людей в современном обществе, должен основываться на понимании социальным работником социальных, психологических и медицинских особенностей пожилых людей.

Как отмечают отечественные специалисты в области социальной работы Л. И. Савинов и Н. В. Герасимова – «социальные работники должны ориентироваться на распространение конструктивных, высоконравственных, экономически и социально обоснованных технологий подготовки к пожилому возрасту. Цель их усилий – содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем».


Следовательно, основными направлениями социальной адаптации и социальной защиты пожилых людей должны быть пенсионное, бытовое, жилищное, медицинское и психологическое обеспечение.


1.3 Предмет и объект социальной работы


Невозможно окончательно решить социальные проблемы инвалидности, бедности, расовой или национальной нетерпимости, но необходимо решать их снова и снова для каждого последующего человека или семьи, которые оказываются в затруднительном положении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальным положением. Социальная ситуация - это специфическое состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, отдельного человека или группы, со всем богатством их связей и посредничеств, связанных с разрешением этой проблемы.

Большинство семей матерей-одиночек находятся в трудных финансовых условиях. По состоянию на конец 2020 года их насчитывалось около 1,5 миллионов . Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тысяч семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тысяч семей). Еще одна категория семей, получающих государственную поддержку, - это семьи с детьми-инвалидами. В 2020 году насчитывалось около 285 тысяч семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует также упомянуть семьи с родителями-инвалидами. Кроме того, семьи, взявшие детей под опеку (попечительство), также нуждаются в поддержке. Их насчитывается около 200 тысяч . Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными финансовыми возможностями - это многодетные семьи. Их число постоянно сокращается и в настоящее время составляет 2,3 миллиона.

Как правило, семьи с маленькими детьми (в возрасте до трех лет) находятся в сложных финансовых условиях. Таких семей насчитывается около 6 миллионов[9, c. 72].

Студенческие семьи с детьми находятся в особом положении. Фактически, они находятся на иждивении своих родителей (в большинстве случаев).

Кроме того, к семьям, нуждающимся в особой государственной поддержке, должны относиться семьи беженцев и внутренне перемещенных лиц.

Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, - это безработные семьи с несовершеннолетними детьми.

Особая категория семей - это девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и т.д.

Социальная работа направлена не только на решение этих проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных социально значимых функций семьи, стабилизацию демографической и социально-экономической ситуации в России.