Файл: Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории
1.2 Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
1.3 Предмет и объект социальной работы
Глава 2. Социальный туризм современные технологии социальной работы с пожилыми людьми
2.1 Оценка перспективности направления туризма для лиц пожилого возраста
Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социальных служб в России очень актуальны, особенно вопросы, связанные с правовым обеспечением организационно-управленческой деятельности в сфере социального обслуживания семей и детей.
Правовая база системы социальной работы, социальных услуг и деятельности социальных служб формируется в соответствии с основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и других категорий населения в Российской Федерации со всеми положительными и отрицательными последствиями в их диалектическом единстве.
Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания населения в целом предполагают полную и всестороннюю реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся совершенствования социального обслуживания и социальной защищенности различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.
Социальная ситуация клиента является предметом социальной работы, непосредственной областью, в которой социальный работник прилагает усилия. Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья.
Глава 2. Социальный туризм современные технологии социальной работы с пожилыми людьми
2.1 Оценка перспективности направления туризма для лиц пожилого возраста
на сегодняшний момент туризм приобрел значение массового социального явления. Он перешел из категории элитного продукта к категории продукта, доступного потребителю. Можно сказать, что произошли изменения и в отношении людей к туризму. Часть средств семейного бюджета теперь неизменно идет на проведение отпуска.
На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
Анализируя состояние и перспективы развития туристского рынка. следует проанализировать те факторы макросреды которые оказывают на него максимальное воздействие. Изменения во внешней среде являются для туристических фирм источником и новых возможностей, и новых угроз.
Следует
различать изменения переходящие, коньюктурные (действуют недолго и не имеют глобального значения), и долговременные, называемые тенденциями. Тенденция – это относительно долго существующее направление развития или последовательность событий.
Турфирма должна отслеживать влияние основных факторов социума: демографических, экономических, природных, технологических, политических и культурных.
Прежде всего следует рассмотреть темпы роста численности населения, изменение его возрастной структуры, уровень образования, структуру домашнего хозяйства, географические перемещения людей, и т.д. Сегодняшние изменения в структуре населения определяют завтрашнее развитие туризма.
Как показывает анализ социальноых, демографические и мотивационно-психологические аспектов современного общества, в перспективе туристический бизнес должен увеличить долю заинтересованности в развитии туризма для лиц «третьего возраста» (т. е. людей старшего возраста) как растущего по численности сегмента туристских передвижений. Перечислим ниже основные тенденции в социальной сфере, которые позволяют сделать такой вывод:
- В России наблюдается низкий уровень жизни, а следовательно, и рождаемости. В 1996 г. коэффициент рождаемости в России составил 8,9 - самый низ кий показатель по сравнению с другими странами Европейского союза (ЕС): Австрия (11), Бельгия (11,4), Германия (9,7), Франция (12,6), Швеция (10,8). Коэффициент детской смертности в 1996 г. был самым высоким в России - 17,2, тогда как в Австрии - 5,1, Франции - 4,9, Швеции - 4,0. Падение коэффициента рождаемости россиян вносит изменения в структуру на селения. В возрастной структуре российского населения наблюдается тенденция к старению. Этот сегмент рынка постепенно растет. Эти группы иногда называют рынком людей зрелого возраста, пенсионного возраста, пожилого или «третьего возраста».
- В то же время увеличение во многих странах средней продолжительности жизни приводит, как следствие, к значительному расширению сегмента «третьего возраста» (40% иностранных путешественников – в возрасте старше 50 лет);
- Рост благосостояния населения развитых стран, активно участвующих в туристском обмене, приводит к тому, что все более значительная часть населения скапливает к зрелому возрасту достаточные средства, которые предпочитает тратить на путешествия.
- улучшение условий труда в развитых странах и понижение возрастного порога для выхода на пенсию, также приводит к увеличению доли туристов этой возрастной группы
- Повышение степени урбанизации, т.е. увеличение доли городского населения за счет сокращения численности сельских жителей. Статистиками отмечается, что городское население зрелого возраста, не занятое более в производстве, имеет гораздо больше свободного времени по сравнению с сельским населением, где возраст жителей чаще всего не освобождает их от сельского труда. Таким образом, увеличение доли городских жителей приводит к увеличению числа людей, имеющих много свободного времени и путешествующих более активно.
Изменение в структуре семьи - малое количество детей в развитых странах - приводит к тому, что все больше людей зрелого возраста имеют свободные средства, которые не нужно тратить на детей, и время, позволяющее совершать поездки.
Ухудшение экологической ситуации отрицательно влияет на здоровье населения, что особенно проявляется к зрелому возрасту. Эта возрастная группа рождает повышенный спрос на оздоровительные и экологические туры.
- Рост культурного уровня населения многих стран приводит к стремлению ознакомиться с историко-культурными ценностями, стилем и образом жизни народов разных стран. Как утверждают статистические выкладки, Этот интерес в большей степени проявляют люди зрелого и пожилого возраста, не обремененные более семейными и профессиональными обязанностями и стремящимися заполнить свой досуг.
Не следует также забывать о таком важном аспекте туризма лиц «третьего возраста» как несезонность, что является очень привлекательной чертой для турфирм, терпящих большие убытки в мертвый сезон.
Перечисленные выше постоянно действующие факторы макросреды убедительно доказывают перспективность развития такого значительного сегмента рынка тыристических услуг, как туризм для лиц третьего возраста. Этот рынок должен быть изучен менеджерами туризма, так как он является постепенно растущим и не менее важным, чем остальные возрастные сегменты туристского рынка.
По последним данным ВТО в международном туризме наблюдается такие тенденции как: резко возросший спрос на поездки по программам для пенсионеров.
Растущая экономическая значимость этой области туристской деятельности увеличивает интерес к ней предпринимателей и государства, что оказывает влияние на постоянное появление новых туристских фирм и направлений туристской деятельности. Эта эволюция изменяет конкурентную картину сектора, выдвигая на первый план вопросы конкурентоспособности национальных туристских продуктов.
2.2 Геронтологическое направление социального туризма
Проблема развития геронтологического направления социального туризма приобрела особую актуальность в связи с событиями, происходящими в современном мире и России в частности. Речь идет о следующих содержательных моментах: – устойчивая тенденция старения населения и увеличения средней продолжительности жизни. Согласно европейской статистике, за период с 1950 по 2000 г. люди стали жить на 20 лет дольше, а к 2025 г. ожидается увеличение средней продолжительности жизни еще на 10 лет1; – увеличение удельного веса и роли пожилых людей в современном обществе. К моменту выхода на пенсию современные пожилые люди способны продолжать вести активную жизнь, в том числе отправляться в путешествия и получать новые впечатления от отдыха; – нестабильное социально-экономическое положение пожилых людей. Известно, что в современной России геронтологическое потребление услуг остается на крайне низком уровне: основная часть фонда личного потребления расходуется на продукты питания.
Геронтологическая группа недополучает образовательные, медицинские, культурные услуги, за пределами финансовой доступности остается и потребление туристических услуг. Стоимость туристической путевки для многих пенсионеров, особенно тех, кто не продолжает работать, имеет большое значение; – фрагментарная представленность геронтологического направления социального туризма в научном дискурсе. Геронтологическое направление социального туризма находится на периферии научного дискурса, существуют отдельные научные публикации, большая часть из которых посвящена самому феномену социального туризма, а не отдельным его направлениям (И. В. Таранова, С. А. Кузнецов, Н. Н. Насибова, Е. Н. Трофимов, Ю. С. Путрик).
Государственная социальная политика в отношении пожилых граждан также находится на стадии становления О понятии «социального туризма» впервые стали говорить в 1980 г. в документах Манильской декларации по мировому туризму: «Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых». Социальный туризм рассматривался как особая разновидность туризма, охватывающая все социальные слои и возрастные группы населения