Файл: Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1 Феномен старости и социогеронтологические теории
1.2 Теоретические и методологические проблемы социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
1.3 Предмет и объект социальной работы
Глава 2. Социальный туризм современные технологии социальной работы с пожилыми людьми
2.1 Оценка перспективности направления туризма для лиц пожилого возраста
, поездки которых субсидируются из различных бюджетов. В Российской Федерации понятие «социальный туризм» введено в научный оборот с середины ХХ в. благодаря трудам В. А. Квартального и В. К. Федорченко, в которых авторы фиксируют структурные изменения в туристской деятельности и отмечают расширение социальной базы туризма, проявляющиеся в том факте, что путешествия, походы и прогулки уже не рассматриваются как роскошь, доступная только привилегированному меньшинству.
На смену туризму богатых одиночек, по мнению авторов, приходит туризм средних слоев населения: служащих, учащейся молодежи, творческой, технической и научной интеллигенции.
Несмотря на то, что практика социального туризма появилась уже в советском периоде, сам термин «социальный туризм» законодательно был зафиксирован в 1996 г. в связи с принятием Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», где он трактуется как «туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».
В представленном определении внимание, в первую очередь, уделяется материальной составляющей туризма с упоминанием социальной помощи и видов финансирования. Отсутствует конкретизация функций и видов «социального туризма», не прописана потребительская база туристских услуг, его нравственная составляющая. На наш взгляд, квинтэссенцией социального туризма выступает его социальная значимость, которая проявляется в доступности отдыха для слабозащищенных слоев населения. Материальная составляющая также вызывает вопросы. В соответствие с определением можно выделять и рассматривать несколько финансовых источников: бюджет, государственные внебюджетные фонды и средства работодателей, однако остается непонятным, почему средства профсоюзов, общественных организаций, благотворительных фондов, спонсоров и различных ассоциаций исключены из возможных источников финансирования социального туризма.
Не ясно, почему иные преференции, будь то налоговые льготы или льготные тарифы, в том числе для представителей туриндустрии, не включены в поддержку социального туризма, что конкретно должен представлять собой «социальный туризм», чтобы путешествия льготных категорий и лиц с низким уровнем достатка финансировались со стороны государства или работодателей. Данная дефиниция содержит лишь общие положения и не позволяет конкретизировать права граждан в сфере социального туризма. Определение, данное в Законе, выступает базовым при рассмотрении авторами социального туризма, многие из них предпринимают попытки уточнить это понятие.
К примеру, С. П. Шпилько относит к социальному туризму «весь туризм, признанный приоритетным с точки зрения решения социальных задач обществом и государством»4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года к приоритетным направлениям относит внутренний, въездной и социальный туризм. Социальный туризм также может быть как внутренним, так и въездным. В свою очередь, В. И. Азар, анализируя многообразные виды социального туризма, фиксирует внимание на различных видах отдыха, к которым относит оздоровление и приобщение к природному и культурно-историческому наследию. Кроме того, уточняет финансовые источники социального туризма, относя к ним средства, выделяемые государством на социальные нужды.
Актуальным остается вопрос о потребителях социального туризма, к которым относят социально незащищенные слои населения: школьников, работающую и учащуюся молодежь из малообеспеченных семей, пенсионеров, ветеранов и инвалидов. В Уставе Международной организации социального туризма (OITS) к пользователям социального туризма также относят группы граждан с особо низкими доходами6. Отечественные исследователи обращают внимание на финансовые ресурсы в развитии социального туризма, что в корне отличается от теоретического подхода в анализе социального туризма со стороны зарубежных авторов, которые уделяют внимание не только финансированию, но и проблемам мотивации пожилых людей, в том числе заинтересованности людей с ограниченными возможностями здоровья в мобильности, а также выявлению причин отказов от туристических активностей. Так, Р. Ровинский с соавт. рассматривают проблемымобильности пожилых людей с инвалидностью, отмечается снижение активности пожилых людей с ограниченными возможностями здоровья, анализируются их отказы от туристических поездок в сравнении со здоровыми людьми третьего возраста.
Исследователи поднимают вопрос о необходимости создания стратегий и туристических программ, которые будут направлены на повышения физической активности пожилых людей с инвалидностью, сохранение их здоровья и физических функций. Проблемами мобильности пожилых людей занимаются Т. Хефтер и К. Гётц. Они анализируют всевозможные барьеры мобильности и социально-эмоциональные аспекты пребывания за пределами квартиры пожилого человека
, а также разрабатывают план действий инновационных решений для удовлетворения потребностей в мобильности стареющего общества8. Таким образом, по нашему мнению, финансовая составляющая понятия «социальный туризм» является важным, но не единственным критерием его содержательной идентификации.
Необходимо учитывать и такие дифференцирующие критерии, как устойчивая мотивация на мобильность, ограничения по здоровью, что, как мы полагаем, позволит активизировать разработку технологий привлечения к социальному туризму лиц с инвалидностью и ОВЗ, специальных туристических маршрутов, которые будут соответствовать потребностям пожилых людей.
Современное состояние социального туризма в корне отличается от социального туризма в Советском Союзе в связи с задействованием рыночных отношений, которые приостановили развитие системы социального туризма для пожилых людей. По мнению Е. Н. Трофимова, было бы несправедливо утверждать, что социальный туризм в Российской Федерации отсутствует, «он присутствует или фрагментарно, или живет мелкими островками». Российские регионы сами выстраивают свою работу в деле поддержки социального туризма. Как показывают результаты нашего анализа, в 45 субъектах РФ предпринимаются меры по развитию геронтологического направления социального туризма, но все они носят, как правило, локальный характер и по количественному выражению похожи на пробные пилотажные действия развития социального туризма.
Особое развитие социальный туризм получил в некоторых регионах: в Башкортостане предусмотрена система скидок на отдых для пенсионеров, инвалидов и лиц с ОВЗ, в ряде случаев скидки достигают 70%; в Ростовской, Астраханской, Ленинградской областях за счет бюджетных средств организуются поездки для социально незащищенных категорий граждан. Можно предположить, что с принятием закона и введением социального туризма в ранг приоритетных направлений развития туризма в РФ должны были бы последовать серии законодательных новелл и в других нормативных документах. Однако нормативно в РФ социальный туризм пока не определен, закон, регламентирующий социальный туризм, отсутствует. Существует лишь его проект, который вызывает постоянные дискуссии. Туризм остается услугой для людей с заработком выше среднего, а на пенсионные выплаты трудно организовать качественный отдых. В последние годы тема пожилых людей стала активно обсуждаться на государственном уровне, в РФ разрабатываются механизмы реализации социального туризма. К примеру, с 2019 г. для пожилых жителей из дальних регионов Российской Федерации действует льготная система авиаперелетов. Существуют субсидированные авиабилеты по маршрутам, утвержденным правительством. Программы работают и востребованы, о чем свидетельствует тот факт, что за время действия программ льготными условиями воспользовались более 50 тыс. человек пожилого возраста.
В рамках Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста Министерством культуры РФ запущен общероссийский проект «Туризм в интересах старшего поколения», направленный на создание и внедрение экскурсионных программы для пожилых туристов, а также повышение качества жизни старшего поколения. Целью проекта является оказание поддержки пожилым людям в социальной адаптации, духовном и физическом совершенствовании через активный отдых. Одним из первых результатов работы стал «Каталог культурно-исторических маршрутов России для пожилых людей».
В нем собраны 60 маршрутов культурно-познавательного, исторического, природного, городского, сельского и музейного туризма. Это говорит о том, что социальный туризм в нашей стране развивается и практики социального туризма уже имеются в более чем трех десятках регионов РФ. В Российской Федерации утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения, реализация которой будет способствовать повышению доступности туристских услуг, ликвидации барьеров, созданию механизма организации социального туризма для пожилых людей. Однако, по нашему мнению, необходима проработка всей системы социального туризма, в первую очередь – консолидированный подход к разработке и реализации туристских программ для пожилых людей, объединяющий усилия государства и бизнеса.
В средствах массовой информации регулярно поднимается вопрос о необходимости разработать и ввести на территории России единую государственную систему льгот на туристические пакеты для граждан старше 60 лет. Несмотря на то, что общественные инициативы были одобрены Ростуризмом, конкретных действий не последовало. По нашему мнению, изменение льготной системы для субъектов туристического бизнеса будет способствовать укреплению государственного и частного партнерства, а также социально-экономическому развитию регионов. Несмотря на имеющиеся исследования зарубежных и отечественных ученых в области социального туризма, выявлено, что научная проработанность социального туризма недостаточна, нет понятийного единства, имеются разночтения и расхождения в его трактовках.
Большая часть исследований носит описательный характер и не может применяться на практике. Конкретизация содержательного наполнения данного понятия возможна в трех направлениях: с точки зрения институциональных оснований, особенностей данного вида по сравнению с другими видами туристской деятельности, а также в ракурсе сравнительного анализа различных практик социального туризма.
Поэтому логичным представляется определение, согласно которому социальный туризм – это доступные, массовые, безбарьерные путешествия с постоянного места жительства льготных категорий граждан: детей-сирот, инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, а также детей, студентов и граждан с низким уровнем дохода в культурнопознавательных, физкультурно-оздоровительных, лечебных, спортивных, рекреационных, профессионально-деловых и иных целях, полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей и иных сторонних организаций. Социальный туризм как инновационное направление социальной политики государства способствует превращению туризма в массовое явление и содействует социальной адаптации льготных категорий граждан в обществе.
На смену туризму богатых одиночек, по мнению авторов, приходит туризм средних слоев населения: служащих, учащейся молодежи, творческой, технической и научной интеллигенции.
Несмотря на то, что практика социального туризма появилась уже в советском периоде, сам термин «социальный туризм» законодательно был зафиксирован в 1996 г. в связи с принятием Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», где он трактуется как «туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».
В представленном определении внимание, в первую очередь, уделяется материальной составляющей туризма с упоминанием социальной помощи и видов финансирования. Отсутствует конкретизация функций и видов «социального туризма», не прописана потребительская база туристских услуг, его нравственная составляющая. На наш взгляд, квинтэссенцией социального туризма выступает его социальная значимость, которая проявляется в доступности отдыха для слабозащищенных слоев населения. Материальная составляющая также вызывает вопросы. В соответствие с определением можно выделять и рассматривать несколько финансовых источников: бюджет, государственные внебюджетные фонды и средства работодателей, однако остается непонятным, почему средства профсоюзов, общественных организаций, благотворительных фондов, спонсоров и различных ассоциаций исключены из возможных источников финансирования социального туризма.
Не ясно, почему иные преференции, будь то налоговые льготы или льготные тарифы, в том числе для представителей туриндустрии, не включены в поддержку социального туризма, что конкретно должен представлять собой «социальный туризм», чтобы путешествия льготных категорий и лиц с низким уровнем достатка финансировались со стороны государства или работодателей. Данная дефиниция содержит лишь общие положения и не позволяет конкретизировать права граждан в сфере социального туризма. Определение, данное в Законе, выступает базовым при рассмотрении авторами социального туризма, многие из них предпринимают попытки уточнить это понятие.
К примеру, С. П. Шпилько относит к социальному туризму «весь туризм, признанный приоритетным с точки зрения решения социальных задач обществом и государством»4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года к приоритетным направлениям относит внутренний, въездной и социальный туризм. Социальный туризм также может быть как внутренним, так и въездным. В свою очередь, В. И. Азар, анализируя многообразные виды социального туризма, фиксирует внимание на различных видах отдыха, к которым относит оздоровление и приобщение к природному и культурно-историческому наследию. Кроме того, уточняет финансовые источники социального туризма, относя к ним средства, выделяемые государством на социальные нужды.
Актуальным остается вопрос о потребителях социального туризма, к которым относят социально незащищенные слои населения: школьников, работающую и учащуюся молодежь из малообеспеченных семей, пенсионеров, ветеранов и инвалидов. В Уставе Международной организации социального туризма (OITS) к пользователям социального туризма также относят группы граждан с особо низкими доходами6. Отечественные исследователи обращают внимание на финансовые ресурсы в развитии социального туризма, что в корне отличается от теоретического подхода в анализе социального туризма со стороны зарубежных авторов, которые уделяют внимание не только финансированию, но и проблемам мотивации пожилых людей, в том числе заинтересованности людей с ограниченными возможностями здоровья в мобильности, а также выявлению причин отказов от туристических активностей. Так, Р. Ровинский с соавт. рассматривают проблемымобильности пожилых людей с инвалидностью, отмечается снижение активности пожилых людей с ограниченными возможностями здоровья, анализируются их отказы от туристических поездок в сравнении со здоровыми людьми третьего возраста.
Исследователи поднимают вопрос о необходимости создания стратегий и туристических программ, которые будут направлены на повышения физической активности пожилых людей с инвалидностью, сохранение их здоровья и физических функций. Проблемами мобильности пожилых людей занимаются Т. Хефтер и К. Гётц. Они анализируют всевозможные барьеры мобильности и социально-эмоциональные аспекты пребывания за пределами квартиры пожилого человека
, а также разрабатывают план действий инновационных решений для удовлетворения потребностей в мобильности стареющего общества8. Таким образом, по нашему мнению, финансовая составляющая понятия «социальный туризм» является важным, но не единственным критерием его содержательной идентификации.
Необходимо учитывать и такие дифференцирующие критерии, как устойчивая мотивация на мобильность, ограничения по здоровью, что, как мы полагаем, позволит активизировать разработку технологий привлечения к социальному туризму лиц с инвалидностью и ОВЗ, специальных туристических маршрутов, которые будут соответствовать потребностям пожилых людей.
Современное состояние социального туризма в корне отличается от социального туризма в Советском Союзе в связи с задействованием рыночных отношений, которые приостановили развитие системы социального туризма для пожилых людей. По мнению Е. Н. Трофимова, было бы несправедливо утверждать, что социальный туризм в Российской Федерации отсутствует, «он присутствует или фрагментарно, или живет мелкими островками». Российские регионы сами выстраивают свою работу в деле поддержки социального туризма. Как показывают результаты нашего анализа, в 45 субъектах РФ предпринимаются меры по развитию геронтологического направления социального туризма, но все они носят, как правило, локальный характер и по количественному выражению похожи на пробные пилотажные действия развития социального туризма.
Особое развитие социальный туризм получил в некоторых регионах: в Башкортостане предусмотрена система скидок на отдых для пенсионеров, инвалидов и лиц с ОВЗ, в ряде случаев скидки достигают 70%; в Ростовской, Астраханской, Ленинградской областях за счет бюджетных средств организуются поездки для социально незащищенных категорий граждан. Можно предположить, что с принятием закона и введением социального туризма в ранг приоритетных направлений развития туризма в РФ должны были бы последовать серии законодательных новелл и в других нормативных документах. Однако нормативно в РФ социальный туризм пока не определен, закон, регламентирующий социальный туризм, отсутствует. Существует лишь его проект, который вызывает постоянные дискуссии. Туризм остается услугой для людей с заработком выше среднего, а на пенсионные выплаты трудно организовать качественный отдых. В последние годы тема пожилых людей стала активно обсуждаться на государственном уровне, в РФ разрабатываются механизмы реализации социального туризма. К примеру, с 2019 г. для пожилых жителей из дальних регионов Российской Федерации действует льготная система авиаперелетов. Существуют субсидированные авиабилеты по маршрутам, утвержденным правительством. Программы работают и востребованы, о чем свидетельствует тот факт, что за время действия программ льготными условиями воспользовались более 50 тыс. человек пожилого возраста.
В рамках Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста Министерством культуры РФ запущен общероссийский проект «Туризм в интересах старшего поколения», направленный на создание и внедрение экскурсионных программы для пожилых туристов, а также повышение качества жизни старшего поколения. Целью проекта является оказание поддержки пожилым людям в социальной адаптации, духовном и физическом совершенствовании через активный отдых. Одним из первых результатов работы стал «Каталог культурно-исторических маршрутов России для пожилых людей».
В нем собраны 60 маршрутов культурно-познавательного, исторического, природного, городского, сельского и музейного туризма. Это говорит о том, что социальный туризм в нашей стране развивается и практики социального туризма уже имеются в более чем трех десятках регионов РФ. В Российской Федерации утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения, реализация которой будет способствовать повышению доступности туристских услуг, ликвидации барьеров, созданию механизма организации социального туризма для пожилых людей. Однако, по нашему мнению, необходима проработка всей системы социального туризма, в первую очередь – консолидированный подход к разработке и реализации туристских программ для пожилых людей, объединяющий усилия государства и бизнеса.
В средствах массовой информации регулярно поднимается вопрос о необходимости разработать и ввести на территории России единую государственную систему льгот на туристические пакеты для граждан старше 60 лет. Несмотря на то, что общественные инициативы были одобрены Ростуризмом, конкретных действий не последовало. По нашему мнению, изменение льготной системы для субъектов туристического бизнеса будет способствовать укреплению государственного и частного партнерства, а также социально-экономическому развитию регионов. Несмотря на имеющиеся исследования зарубежных и отечественных ученых в области социального туризма, выявлено, что научная проработанность социального туризма недостаточна, нет понятийного единства, имеются разночтения и расхождения в его трактовках.
Большая часть исследований носит описательный характер и не может применяться на практике. Конкретизация содержательного наполнения данного понятия возможна в трех направлениях: с точки зрения институциональных оснований, особенностей данного вида по сравнению с другими видами туристской деятельности, а также в ракурсе сравнительного анализа различных практик социального туризма.
Поэтому логичным представляется определение, согласно которому социальный туризм – это доступные, массовые, безбарьерные путешествия с постоянного места жительства льготных категорий граждан: детей-сирот, инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, а также детей, студентов и граждан с низким уровнем дохода в культурнопознавательных, физкультурно-оздоровительных, лечебных, спортивных, рекреационных, профессионально-деловых и иных целях, полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей и иных сторонних организаций. Социальный туризм как инновационное направление социальной политики государства способствует превращению туризма в массовое явление и содействует социальной адаптации льготных категорий граждан в обществе.