Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Так же еще одним из самых популярных методов в странах зарубежья является XYZ анализ, заключающийся в исследовании стабильности продаж. В отличии от АВС-анализа, позволяющего определить значение вклада какого-либо товара в общую прибыль компании или в стоимость запасов, XYZ анализ имеет дело со скачками, отклонениями, нестабильностью сбыта, в зависимости от стабильности спроса делит товары на группы:
− категория Х - товары со стабильными продажами;
− категория Y - характеризуется большими отклонениями;
− категории Z - товары, продажи которых невозможно прогнозировать.
Чтобы предсказать спрос на те или иные товары в последующем периоде необходимо найти разницу между реальной продажей за единицу периода и средним арифметическим продаж (меньшее значение этой разницы для конкретного товара говорит о большем спросе на него в дальнейшем). Дифференциация номенклатуры по группам в зависимости от точности прогнозирования и равномерности спроса является основной целью XYZ-анализа» [20, с.25].
Сравнивая данные, используют формулу расчеты коэффициента вариации, показывающую отклонение от среднего значения. К категории Х относятся товары в диапазоне от 0% до 10%, от 10% до 25%- к категории Y, остальные же попадают в категорию Z.
Также для эффективного управления запасами материальных ресурсов используются следующие системы, представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Системы эффективного управления запасами материальных ресурсов
Название | Характеристика |
Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запасов | поступление материалов равными, определенными заранее партиями через разные промежутки времени и требующая безостановочного контроля за уровнем запасов, во избежание упущения момента заказа. |
Система с фиксированным интервалом между заказами (с постоянным уровнем запасов) | характеризуется тем, что проводится диагностика уровня запасов через одинаковые временные интервалы, если после проверки реализовано некоторое количество товаров, то подается заказ. |
Модель «минимуммаксимум» | «держит ориентир на ситуацию, а точнее на тот случай, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа имеет очень большое значение и начинают сопоставляться с утратами от товарного недостатка При выполнении условия, что заказы, хранящиеся на складе, будут иметь равное или меньше установленного уровня значение максимального желательного уровня, будут производиться заказы с характерным для данной модели фиксированным временем между ними» [19, c.243]. |
«Для эффективного управления запасами материальных ресурсов можно также рекомендовать оптимизировать управление расходами предприятия. Управление расходами достигается за счет минимизации затрат, а именно за счет управления структурой и рационального использования материальных, трудовых, энергетических ресурсов, финансовых средств по всем видам деятельности и включает в себя применение следующих механизмов оптимизации:
-
разработка норм, нормативов затрат на основании расчетов и корректировка в оперативном режиме; -
планирование всех видов переменных затрат на основании норм; -
регулярный расчет потребности в ресурсах и планирование затрат; -
наращивание производственных мощностей и использование новейших технологий и техники; -
использование новых маркетинговых технологий продвижения продукта» [21, c.162].
Следовательно, в результате проведенного теоретического исследования в первом разделе бакалаврской работы можно сделать вывод, что запасы материальных ресурсов оказывают существенное влияние на конкурентоспособность и финансовые результаты предприятия. Без создания оптимальной величины запасов невозможно обеспечить надежность поставок продукции потребителям. Если предприятие нерационально использует свои ресурсы, то рискует потерять клиентов и, следовательно, прибыль, а также станет менее конкурентоспособным на рынке. При низком уровне товарных запасов оно несет убытки, связанные с потерей потенциальных клиентов. Высокий уровень товарных запасов уменьшает возможность выгодно использовать оборотный капитал, что отражается на финансовых результатах деятельности предприятия. В настоящее время существует огромное разнообразие моделей управления запасами материальных ресурсов, схожей чертой которых является то, что они направлены на эффективное управление запасами в любых условиях, дабы избежать нарушения финансовой устойчивости и увеличения издержек предприятия из-за их неправильного распределения.
Выводы по 1 разделу
2 Анализ эффективности управления запасами материальных ресурсов на примере ООО «ОКТОБЛУ»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ООО
ДК «Восток»
Организация ООО ДК «Восток»- лидер по продаже спортивных товаров, предназначенных более чем для 70-ти видов спорта. ООО ДК «Восток» специализируется на реализации спортивных товаров, одежды и обуви. «от «А» до «Я», по доступным ценам.
Предприятие ООО ДК «Восток» зарегистрировано 14 ноября 2005 г. по адресу: 115280, Москва Г., Ул. Автозаводская, д. 23А, к. 2. Предприятию присвоены: ОГРН 1055005170120 и выдан ИНН 5029086747.
Основным видом деятельности предприятия является торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах. Также компания осуществляет следующие виды деятельности:
торговля оптовая неспециализированная;
деятельность по складированию и хранению;
деятельность спортивных объектов;
покупка и продажа собственного недвижимого имущества и др.
Среднесписочная численность работников организации на 31.12.2020 г. — 2407 человек.
Основным органом управления ООО «ОКТОБЛУ» является генеральный директор. К
Организационная схема управления ООО Дк «Восток» на рисунке 5.
Рисунок 5 – Организационная схема управления магазином «Декатлон»
В магазине «Декатлон» действует линейно-функциональная организационная структура управления.
Недостатки линейно – функциональной системы :
-
Плохая коммуникация между функциональными подразделениями; -
Все решения сконцентрированы на вершине. Это приводит, во – первых, к увеличению времени решения проблем, во – вторых, искажению передаваемой информации и, в – третьих, к увеличению затрат на передачу информации; -
При возникновении конфликтов трудно установить, кто виноват; -
Каждое подразделение имеет свои особенные цели и не заботится о целях других подразделений и общей организации в целом; -
Работники специализируются в своих профессиональных качествах и не участвуют в управлении организацией; -
Такая организационная структура очень плохо поддается изменениям и перестройкам.
Главным в каждом магазине является его директор, которому подчиняется весь персонал. Основными функциями директора магазина являются:
| мониторинг качества продукции, | | |
| соблюдение стандартов компании; | | |
| контроль за излишками и недостачей; | | |
| контроль оформляемой документации; | | |
| участие в закупках, контрактах на поставку; | | |
| решение сложных вопросов клиентов; | | |
− | проверка фактической работы коллектива | на | предмет |
соответствия их навыков занимаемым должностям;
− непосредственное руководство коллективом и т.д.
2.2Анализ имущественного и финансового состояния предприятия
Далее оценены основные показатели финансовых результатов и финансового состояния предприятия ООО «ОКТОБЛУ».
В таблице 3 представлены технико-экономические показатели деятельности ООО «ОКТОБЛУ» за 2018-2020 гг. на основе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах предприятия.
Таблица 3 – Технико-экономические показатели деятельности ООО «ОКТОБЛУ» за 2018-2020 гг.
Продолжение таблицы 3
Согласно данным, представленным в таблице 3, совокупная выручка компании в 2020 г. снизилась на 1136106 т. р. или на 5%. Себестоимость продаж изменяется в течение трех лет практически в одном и том же темпе с выручкой. В 2020 г. себестоимость продаж снизилась на 5,4%. В связи с снижением выручки предприятия и себестоимости продаж валовая прибыль компании также снизилась в течение 2020 г. на 4,9%.
Коммерческие расходы за три года выросли до 7434981 т. р. Однако в 2020 г. наблюдается снижение коммерческих расходов относительно значения в 2019 г. на 6,1%.
Чистая прибыль предприятия составила к 2020 г. 408650 т. р, увеличившись на 102,6% относительно значения 2019 г. Значительный рост чистой прибыли в основном обусловлен тем, что эффективная ставка по налогу на прибыль сократилась с 27,5% до 22,9%.
Следующим этапом анализа финансовых результатов в таблице 4 рассчитаны показатели рентабельности предприятии ООО «ОКТОБЛУ» за анализируемый период.
Таблица 4 - Показатели рентабельности предприятия ООО «ОКТОБЛУ» за 2018-2020гг.
Показатели | Значения, % | Изменение показателя 2020/2018 гг. | |||
2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | Коп. | % | |
1. Рентабельность продаж | 6,1 | 2,3 | 2,7 | -3,4 | -55,2 |
2. Рентабельность продаж до налогообложения | 3,2 | 1,5 | 3,3 | +0,1 | +0,7 |
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли. | 2,3 | 0,9 | 1,9 | -0,4 | -19 |
Показатели рентабельности продаж предприятия на конец 2020 г. имеют положительные значения в виду получения прибыли ООО «ОКТОБЛУ». В то же время все показатели рентабельности в течение периода имеют довольно низкие значения. Рентабельность продаж в течение трех лет значительно снизилась до 2,7%. Динамика рентабельности продаж и рентабельности продаж по чистой прибыли в течение трех лет отрицательная в виду снижения финансовых результатов предприятия.
Далее на рисунке 6 представлена динамика показателей рентабельности активов и капитала предприятии ООО «ОКТОБЛУ» за анализируемый период.
Согласно данным рисунка 6, рентабельность активов предприятия снизилась за три года с 6,1% до 3,7%. Рентабельность капитала также упала с 11,2% до 7,8%. Стоит отметить, что в 2020г. оба показателя улучшили свое значение относительно значения 2019 г.
Рисунок 6 - Показатели рентабельности активов и капитала предприятия
ООО «ОКТОБЛУ» за 2018-2020гг., %
Для оценки показателей финансового состояния ООО «ОКТОБЛУ» рассмотрена динамика и структура имущества предприятия и источников его формирования.
В таблице 5 представлены динамика и структура активов и капитала предприятия за анализируемый период.
Итак, активы предприятия ООО «ОКТОБЛУ» на конец анализируемого периода характеризуются наличием оборотных активов в размере ¾ от общего объема активов, внеоборотных активов в размере 1/4 соответственно.
Общий объем активов к концу 2020г. составил 13032203 т. р. увеличившись за три года на 4107889 т. р. Основные статьи активов представлены основными средствами, запасами, и денежными средствами, и краткосрочными финансовыми вложениями.
Таблица 5 - Динамика и структура активов и капитала ООО «ОКТОБЛУ» за 2018-2020 гг.
Показатель | Значение | Изменение 2020/2018 гг. | |||||
в т. р. | в % к валюте баланса | т. р. | ± % | ||||
2018г. | 2019 г. | 2020 г. | 2018г г. | 2020 г. | |||
Актив | | ||||||
1. Внеоборотные активы | 2427835 | 3127513 | 3209334 | 27,2 | 24,6 | +781499 | +32,2 |
в том числе: основные средства | 1629144 | 2508713 | 2261291 | 18,3 | 17,4 | +632147 | +38,8 |
нематериальные активы | 27102 | 24799 | 24043 | 0,3 | 0,2 | -3059 | -11,3 |
2. Оборотные, всего | 6496479 | 6011089 | 9822869 | 72,8 | 75,4 | +3326390 | +51,2 |
в том числе: запасы | 5439225 | 5250688 | 5183268 | 60,9 | 39,8 | -255957 | -4,7 |
дебиторская задолженность | 499869 | 413528 | 760767 | 5,6 | 5,8 | +260898 | +52,2 |
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения | 477839 | 288000 | 3782307 | 5,4 | 29 | +3304468 | +7,9 раза |
Пассив | | ||||||
1. Собственный капитал | 4794396 | 4996140 | 5404790 | 53,7 | 41,5 | +610394 | +12,7 |
2. Долгосрочные обязательства, всего | 9247 | – | – | 0,1 | – | -9247 | -100 |
3. Краткосрочные обязательства, всего | 4120671 | 4142462 | 7627413 | 46,2 | 58,5 | +3506742 | +85,1 |
в том числе: заемные средства | 440000 | 275542 | 2896965 | 4,9 | 22,2 | +2456965 | +6,6 раза |
Валюта баланса | 8924314 | 9138602 | 13032203 | 100 | 100 | +4107889 | +46 |