Файл: Сборник Составитель В. Г. Смелова м оскв а, 2 0 2 0.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М
ОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Часть 1
Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе
Методический сборник
Составитель В. Г. Смелова
М
О С К В А
,
2 0 2 0

2
УДК 373.31
ББК 74.2
Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе: Методический сборник. Часть 1
/ Составитель В. Г. Смелова. – Эл. изд. – Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 112 с.). – М.,
2020.
Сборник составлен по итогам практических работ слушателей программы профессиональной переподготовки «Преподавание в начальной школе». Издание предназначено для студентов и магистрантов направления 44.04.01 "Педагогическое образование", а также учителей начальной школы и методистов.
Составитель: Смелова Валентина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета.
Рецензент: Гайченко Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета.
Автор иллюстрации на обложке: Субботина Ксения Сергеевна, слушатель курсов программы профессиональной переподготовки «Преподавание в начальной школе»

3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................................... 5
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ........................................ 9
«Я – ГРАМОТЕЙ» ......................................................................................................................... 9
РЕПОРТАЖ ПРОГРАММЫ «МИР НАИЗНАНКУ»: ПАДЕЖНОЕ ОКОНЧАНИЕ ........... 9
«Я – ЛИТЕРАТОР» ...................................................................................................................... 14
«ДРУЖБА» ............................................................................................................................... 14
«БЫТЬ СМЕЛЫМ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ СКРЫТОЕ»: ПУТЕШЕСТВИЕ С ГЕРОЯМИ
ПЬЕСЫ М. МЕТЕРЛИНКА «СИНЯЯ ПТИЦА» .................................................................. 18
«Я – МАТЕМАТИК» ................................................................................................................... 24
«Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ…»: КРУГ. ОКРУЖНОСТЬ .............................................. 24
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ» .......................................................................................... 28
«ПОМОЖЕМ НЕЗНАКОМКЕ ВЕРНУТЬ ПРОПАВШИЕ ВЕЩИ» ................................... 28
«БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ» .................................................................................................. 34
ВСПОМИНАЯ «СЕРУЮ ШЕЙКУ» ...................................................................................... 34
СТРАНА, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ .............................................................................................. 41
«МОЙ ГОРОД» ........................................................................................................................ 41
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ» .................................................................. 49
«МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…» (ПОВЕСТЬ А. ГАЙДАРА «ЧУК И ГЕК») ...................... 56
«СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ» .............................................................................................. 60
«ОГНЕННАЯ ДУГА»: КУРСКАЯ БИТВА ........................................................................... 60
«ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС» ............................................................................................... 68
ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ГОДУ ...................................................................................... 68
ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ .............................................................. 72
«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ»: ПЕРЕРАБОТКА МУСОРА ................................................................. 72
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ................................................................ 75
«ГДЕ ЦВЕТЫ, ТАМ И КРАСОТА» ........................................................................................... 75
«ЗДРАВСТВУЙ, РОЗАРИЙ!» ................................................................................................ 75
РОЗА ИЗ БУКЕТА ................................................................................................................... 79
«ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ…» ....................................................................................... 82
« КАК ОЖИВАЕТ БЕРЕЗА?»: ОБРАЗ БЕРЕЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ,
МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ ...................................................................................................... 82
«БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ» .................................................................................................. 85
ПОМОЖЕМ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ ................................................................................ 85


4
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ…»: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ
КОРМОВ ВОРОБЬЯМИ ......................................................................................................... 88
«НО ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?» ..................................................................................................... 91
«ДРЕВО ЖИЗНИ»: СОЗДАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДЕРЕВА И ИЗУЧЕНИЕ
РОДОСЛОВНОЙ СВОЕЙ СЕМЬИ ........................................................................................ 91
«ИСТОКИ»: НАРОДЫ ЗЕМЛИ ............................................................................................. 93
«КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ» ........................................................................................................ 99
ПОКУПНОЙ БАЛЬЗАМ ДЛЯ ГУБ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?» ИЛИ «ЗАЧЕМ ТРАТИТЬ
ДЕНЬГИ НА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ?» ................................. 99
ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ............................................................ 102
«КУДА УВОЗЯТ МУСОР?»: ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБРОСА МУСОРА И ЕГО
ПЕРЕРАБОТКИ ..................................................................................................................... 102
ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ .......................................................................................... 106
«ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЦЕ ЗОЛОТОЕ!»............................................................................. 106
ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ .................................. 110

5
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование – популярный тренд отечественного и зарубежного образования. Данный вид учебной деятельности школьников обладает многими преимуществами, основное из которых – познание окружающего мира через практическую творческую деятельность.
Несмотря на то, что метод учебных проектов был официально введен в систему общего образования
Федеральными государственными образовательными стандартами еще в 2009 году, до сих пор его методическое сопровождение – актуальная и востребованная тема для педагогов-практиков.
Особенно в начальной школе. Как отмечает в своей статье Алексей Воронцов,
«С нашей точки зрения, для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям. Переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно и, как правило, вредно»
1
Что же делать? Отказаться от учебных проектов в начальной школе совсем или организовать проектную деятельность путем поэтапного перехода от постановки проектных задач на уроке к выполнению полноценного учебного проекта? А. Воронцов и авторы представленного сборника предлагают второй путь.
Проектная задача. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной
(учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный
1
Воронцов А. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // Начальная школа. – 2007. – №6.


6 детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.
2
При постановке проектной задачи ставятся общие дидактические цели:

создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая, таким образом, у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы;

отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации;

развивать рефлексивные и творческие способности учащихся.
Независимо от содержания, при разработке любой проектной задачи должны учитываться следующие планируемые метапредметные результаты (в виде развития универсальных учебных действий учащихся)

Познавательные: понимать научный текст, изображения, схемы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию; включаться в творческую деятельность.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; осваивать способы пошагового итогового контроля результата.

Коммуникативные: умения слушать, принимать чужую точку зрения, представлять свою.

Личностные:умения оценить действия и ответы сверстников, себя и свои поступки через участие в совместной деятельности.
К доминирующим способам действий учащихся при решении проектной задачи можно отнести следующие.

Умение обобщать.

Составлять текст по данной схеме.

Пытаться самостоятельно дать объяснение.

Соотносить информацию с объектом.
2
Там же.

7

Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей.
Критерии оценивания проектной задачи.При подведении итогов работы оценивается:

владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

умение действовать согласно инструкции;

умение выполнять самооценку своих действий.
Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.
В данном сборнике представлены проектные задачи разного уровня разработки, от готового продукта с паспортом (работы Д.А. Дмитриевской,
М.Ю. Смирновой, К.С. Субботиной и др.) до простого конспекта, разработанного по следующему плану.
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.
2. Формулировка задачи.
3. Система заданий для решения задачи.
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
Разработанные проектные задачи распределены по тематическим разделам как предметного направления («Я – грамотей», «Я – литератор», «Я – математик»), так и межпредметного характера содержания задач («Следствие ведут знатоки», «Страна, в которой я живу», «Братья наши меньшие» и др.)
Учебные проекты. Все представленные в сборнике учебные проекты имеют интегративную природу и разработаны в соответствии с единым планом.
1. Название.
2. Краткое содержание проекта.


8 3. Основополагающий вопрос(ы) проекта.
4. Цель проекта.
5. Проектные задачи.
6. Учебные задачи.
7. Предметы интеграции.
8. Форма выполнения проекта.
9. Примерная продолжительность проекта.
10. Дидактические цели/ожидаемые результаты обучения.
11. Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.
12. Примерный план реализации проекта.
13. Результаты работы над проектом (Проектный продукт).
Представленные проекты также структурированы по тематическим разделам: «Где цветы, там и красота» (выращивание растений), «Люблю природу русскую», «Братья наши меньшие» (забота о птицах зимой), «Но что есть человек?» (составление родословной рода) и др.
В настоящем пособии мы предлагаем варианты проектных задач на уроках и организации учебных проектов во внеурочной деятельности в начальной школе, разработанные во время обучения слушателями программы профессиональной переподготовки «Преподавание в начальной школе», успешно реализуемой в Московском городском педагогическом университете.

9
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Я – ГРАМОТЕЙ»
РЕПОРТАЖ ПРОГРАММЫ «МИР НАИЗНАНКУ»: ПАДЕЖНОЕ
ОКОНЧАНИЕ
Автор: Дмитриевская Дарья Александровна
3
Предмет: Русский язык
Возрастная категория: 2 класс
Тип задачи
Предметная диагностическая по теме «Окончание – значимая часть слова»
Частная дидактическая цель
Более глубокое усвоение детьми падежных окончаний и их роли в языке.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача
Учащиеся на этом этапе знакомятся с работой окончания, его функцией в языке, названиями падежей русского языка и их вопросами. Они умеют определять падеж любого слова – названия предмета или признака. Для этого они используют лишь два вспомогательных слова стена и стол. По окончаниям этих слов, вставленных в контекст, дети определяют падеж нужного слова.
Также они могут поставить слово в нужную форму с помощью падежных вопросов.
Задания выполняются в группах.
3
Источник иллюстрации: sun9-18.userapi.com

10
Содержание задачи
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации
Здравствуйте! Мы ведем свой репортаж с борта исследовательского корабля, который бросил якорь вблизи неизвестного острова в океане Мирный.
На борту корабля собрались ученые: географы и этнографы, зоологи и картографы.
Чем занимаются люди этих профессий?
(Географ – специалист, изучающий поверхность Земли с ее природными
условиями. Этнограф – специалист, изучающий особенности быта, культуру
какого-либо народа. Зоолог – специалист, изучающий животных. Картограф –
специалист по составлению карт местности.).
Остров оказался обитаемым! Мы видим множество людей, собравшихся на берегу. Похоже, что это представители каких-то полудиких племен. Но почему же ученые не высаживаются на берег? Дело в том, что туземцы ведут себя несколько недружелюбно. Они кричат, топают ногами и размахивают копьями. Никто из членов экспедиции пока не решается познакомиться с ними поближе. Как же объяснить этим людям, что ученые пришли с миром? Но что это? Туземцы вооружились луками и стрелами. Они натягивают тетиву луков, стрелы летят в сторону нашего корабля и... и втыкаются прямо в борт! Одна стрела упала в воду. Боцман замечает, что к стрелам прикреплены какие-то свертки. Юнга доставляет стрелы со свертками на палубу. Это письма!
Что ж, посмотрим на письма.


11

Вот это да! Письма требуют срочного тщательного анализа профессионалов. Однако все члены экспедиции заняты. Они решились сойти на берег, и теперь географы осматривают окрестности, картографы зарисовывают план местности, зоологи фотографируют прибрежных птиц, этнографы

12 пытаются определить по внешним признакам национальную принадлежность островитян. К сожалению, из присутствующих ученых нет ни одного переводчика или лингвиста. (Лингвист — специалист, изучающий особенности
языков.). Однако благодаря спутниковой связи письма островитян в эфире.
Экипаж корабля обращается к вам с просьбой дать комментарии к этим записям...

Что ж, дорогие друзья, как видите, от вас зависит судьба научной экспедиции. Кроме того, это очень интересно — изучать другие языки и знакомиться с новыми людьми!
Итак, ваша задача – установить контакт с жителями острова.
2. Формулировка задачи
Задача построена на сравнении языка жителей незнакомого острова, открытого научной экспедицией, с русским языком. Язык аборигенов чем-то напоминает русский, однако имеет и ряд отличий. Каждое из пяти племен, живущих на острове, имеет особый диалект. Это понятно из текстов их писем.
Задача учащихся – установить контакт с местными жителями, так как среди ученых экспедиции не нашлось специалиста по языкам (лингвиста). Для этого детям предложено выполнить несколько последовательных заданий, выяснить, каким нескладным мог бы быть язык без разнообразия падежных форм, как искажается он при нарушении грамматических форм, оценить и усовершенствовать свои знания и умения по этой теме.
Примечание. Перед решением проектной задачи дети выполняют домашнее задание: узнать лексическое значение слов географ, этнограф, зоолог,
картограф, лингвист.
3. Система заданий для решения задачи
Задание 1
Внимательно прочитайте сообщение островитян и укажите особенности туземского языка.
Задание 2
Переведите на русский язык данные сообщения.

13
Комментарий к заданию 2
При переводе окажется, что все сообщения об одном и том же. Однако в некоторых группах возникнет спор о том, кто кого приглашает на обед: вождь членов экспедиции или, наоборот, он сам намеревается прийти в гости? При обсуждении фиксируется, что эта путаница возникла по причине несовершенных грамматических связей в языках островитян.
Задание 3
Составьте и запишите ответ для иноземцев на их языке.
Комментарий к заданию 3
Для того, чтобы составить текст на языке островитян, детям придется держать жесткие рамки (один падеж или род, полное отсутствие словоформ).
Это достаточно сложно выполнить. Однако в команде, подстраховывая, и поддерживая друг друга, дети в состоянии выполнить задание.
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи.

Наблюдение за взаимодействием групп непосредственно во время выполнения работы (экспертный лист).

Публичная презентация результатов (выступление и оформление стенда).

Анкетирование после презентации (оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача; оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи; оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.).
Использованная литература и источники информации
1. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. А. Б. Воронцова – М.:
Просвещение, 2011 – 149 с.
2. Cуслов, В. Н. Проводим расследование. Проектные задачи. 3–4–5 класс : учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону : Легион, 2013. – 108 с.
3. Вертлюгова, О. И. Проектная задача по русскому языку с использованием модели
«Шкала»
[Электронный ресурс].

URL: