Файл: Сборник Составитель В. Г. Смелова м оскв а, 2 0 2 0.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24
«Я – МАТЕМАТИК»
«Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ…»: КРУГ. ОКРУЖНОСТЬ
Автор: Пилипецкая Анастасия Владимировна
5
Предмет: Математика
Возрастная категория: 3 класс
Тип задачи
Предметная диагностическая по теме
«Круг. Окружность»
Содержание задачи
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации
Дорогие ребята, сегодня мы будем с вами помощниками нашего друга дворецкого. Наступила весна и у него появилось много работы и в саду и в доме. Его попросили посадить в полисадник рестение, но название его он не знает. Давайте ему поможем?
2. Формулировка задачи
Мы будем выполнять поручения, которые нам дает наш друг, и получать в награду части этого загадочного растения, которые будем собирать и в конце все вместе узнаем что же это.
Нам понадобятся: ручки, тетради, цветные карандаши, циркуль, картон и клей. Все это есть у вас на столах.
3. Система заданий для решения задачи
Поручение 1
Нам оставили схему рассадки цветов в клумбе. Но наш друг, так
спешил, что начертил все вперемешку! Наша задача исправить рисунок
дворецкого.
5
Источник иллюстрации: green-design.pro
25 1) Ответьте на вопросы
Сколько клумб мы видим на схеме?
Какой они формы?
Как нам исправить эту схему?
2) Измерьте радиус каждой клумбы, перерисуйте схему в тетрадь и отметьте цветы.
После того как задание выполнено, дети получают конверт №1 с частью
растения (Приложение 1)
Поручение №2
Нашему другу предстоит изготовить подставки для своей столовой
посуды, но он никак не может догадаться, как же ему это сделать.
Посмотрите на картинку. Каким образом нам определить, какого размера должна быть подставка под каждый предмет?
26
Дворецкий оставил нам таблицу. Ознакомьтесь с ней. Какие характеристики окружности отмечены в таблице?
Как вы думаете, что нам надо вписать под знаком вопроса? (Учащиеся
вспоминают понятие диаметра).
Как, зная радиус, нам найти диаметр?
Давайте заполним таблицу, чтобы наш друг смог изготовить подставки.
После выполнения задания дети получают конверт №2 (Приложение 2).
Поручение 3
Нам предстоит изготовить макет снеговика, которого дворецкий
будет мастерить на Новый год, чтобы поставить у себя в саду.
Давайте сделаем свои макеты ему в помощь.
Задание. Изобразите, пожалуйста, снеговика используя циркуль.
После выполнения задания дети получают конверт №3 (Приложение 3).
№
1
2
3
4
5
6
7
8
R, см
5 10 25 3
11 4
16 4
?
27
Ура! Мы выполнили с вами все поручения! Теперь осталось последнее.
Давайте узнаем, что же за таинственное растение загадали нашему дворецкому?
Вскройте конверты, рассмотрите их содержимое внимательно и подумает что это за растение.
Дети высказывают свои идеи. В случае, если они не смогли догадаться, можно загадать загадку.
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается …
(Сирень)
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи
Отлично, ребята! Теперь осталось только сделать подсказку нашему другу! Давайте возьмем картон и приклеим части нашей сирени и разукрасим их.
Для этого вы можете использовать клей и цветные карандаши. После этого мы соберем ваши работы и отправим их нашему другу, чтобы он справился с заданием!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Содержимое конверта №1.
4 шт.
Содержимое конверта №2.
1 шт.
Содержимое конверта №3.
50 шт.
28
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ»
«ПОМОЖЕМ НЕЗНАКОМКЕ ВЕРНУТЬ ПРОПАВШИЕ ВЕЩИ»
Автор: Белокурова Анна Дмитриевна
Тип проектной задачи
Межпредметная (окружающий мир, русский язык, математика, технология)
Возрастная категория
2 класс
Содержание задачи
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.
Ребята, нам в класс пришло странное письмо, которое не подписано, и поэтому мы не можем узнать, от кого оно. Кто-то очень просит нашей помощи.
Нам необходимо узнать, от кого оно и помочь незнакомке вернуть различные предметы домой.
2. Формулировка задачи
«Дорогие ребята! От меня убежала вся моя посуда, и сито, и корыто, и
метла, и кочерга! Обещаю, что буду хорошо к ним относиться и соблюдать
чистоту! Помогите вернуть все предметы домой! Мне очень нужна ваша
помощь!»
Поможем нашей таинственной незнакомке?
3. Система заданий для решения задачи.
Задание 1
Для того чтобы отгадать, кто же отправил нам письмо, необходимо решить ребус.
29 1
= Б
1
= Д
Задание 2
Мы узнали, что письмо пришло к нам в класс от бабушки Федоры. От нее убежало очень много предметов быта. Но тарелки оставили подсказку о том, где они прячутся. Прочитай слово по первым буквам предметов, изображенных на картинках, и отгадайте, где спрятались тарелки.
30
Задание 3
Кроме тарелок, от Федоры сбежал и ее любимый утюг. Помогите бабушке пройти через сложный лабиринт и найти ее утюг.
Задание 4
Тарелки рассказали нам, куда сбежало корыто. Но местность окружена непроходимыми лесами, поэтому добраться до него можно только на лодке по рекам и озеру. Посчитайте, сколько километров нам придется проплыть до местонахождения корыта, если река Белая по длине 25 километров, озеро – 5 километров, река Веселая – 27 километров, а река Березовая – 15 километров.
А – наше местоположение
Б – местоположение корыта
31
Задание 5
Когда мы нашли корыто, оно рассказало нам, что метла тоже оставила подсказку, где ее найти. Разгадайте кроссворд и узнаете!
1. Действие, обратное вычитанию.
2. Праздник – проводы зимы.
3. Лежбище медведя.
4. Сельскохозяйственный инструмент, применяемый для разбивания комьев почвы.
5. Начальник всех умывальников.
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 6
Остальные друзья Федоры спрятались в другой деревне. Каким маршрутом нам нужно воспользоваться? Отыщи наиболее короткий маршрут. с л о ж е н и е м а с л е н и ц а б е р л о г а г р а б л и м о й д о д ы р
32
Задание 7
Федора очень рада, что ее друзья вернулись домой и хочет приготовить борщ и блины, но не знает, какие именно ингредиенты нужно использовать.
Нужные основные ингредиенты обведите в кружок и подпишите их название, а ненужные – зачеркните.
БОРЩ
33
БЛИНЫ
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи.
Проектная задача состоит из шести заданий. Носит одновозрастной характер. В группу входят учащиеся 2 класса.
Задание 1. Бабушка Федора.
Задание 2. Болото.
Задание 3. -
Задание 4. 57 км.
Задание 5. Сарай.
Задание 6. 69 км.
Задание 7. Борщ – свекла, лук, морковь, чеснок, капуста;
Блины – мука, молоко, яйца, сахар.
34
1 2 3 4 5 6
«БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ»
ВСПОМИНАЯ «СЕРУЮ ШЕЙКУ»
Автор: Ракушина Елена Сергеевна
Тип проектной задачи
Межпредметная (окружающий мир, русский язык, математика, изобразительное искусство, технология)
Возрастная категория
2 класс
6
Частная дидактическая цель
Обобщить знания учащихся о водоплавающих птицах на примере утки, опираясь на жизненный опыт.
Предметные знания и умения, на которые опирается задача
Окружающий мир: птицы, их многообразие, среда обитания, способ питания; работа с картой
Русский язык: преобразование текста (символы – буквы)
Математика: решение задач на сложение
ИЗО: рисунки домиков для уток
Планируемый педагогический результат
Работая в группе, достигнуть конечного результата: решение проблемы корма и убежища для уток в зимнее время
6
Источник иллюстрации: data:image
35
Содержание задачи
Дорогие Ребята!
Вам предстоит показать умение работать вместе при решении общей
задачи. Задача – необычная, ее нельзя отнести к какому-то определенному
предмету, но для ее решения вам потребуются некоторые знания и некоторое
время. Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее
решать.
Желаю вам успеха!
Неожиданно мне пришло письмо от лесника из Национального парка
«Лосиный остров», он просит нас о чем-то, но дело в том, что у него на компьютере сломалась клавиатура и работали только две клавиши . (точка) и –
(тире) чтобы узнать, нам надо расшифровать его послание.
Задание 1
Письмо
(Ребята, требуются домики и корм. Придумайте домики. Лесник.)
Расшифруйте письмо.
Ключ к расшифровке приложен.
36
Задание 2
Понятно, что нужна помощь в домиках и нужен корм. Но кому?
Выдаются ребусы
Включаются аудиозаписи с голосами разных уток (кряквы, селезня, утки серой,
огарка и др.)
Теперь становится понятно, для кого надо придумать домики и запастись кормом на зиму.
Задание 3
Чтобы вы поняли, что из себя представляет Национальный парк
«Лосиный остров», лесник выслал еще вам и карту.
37
Ребята, найдите на данной карте озера и болота и отметьте эти места.
Посмотрите, сколько домиков можно поставить для уток.
Задание 4
Чтоб утки могли спокойно переждать зиму, нужны не только домики, но и корм.
А какой же корм самый полезный для уток?
Основой питания диких уток в природе является растительная пища.
Весьма охотно утки собирают питательную ряску с поверхности водоема.
Сочные водные растения можно считать их любимым кормом, доступным
и обильным на дне, поверхности и берегах природных водоемов в летнее
время. Если при этом им попадается улитка или личинка насекомого, утки
не отказываются и от них. Процеживая воду сквозь клюв, утки с успехом
ловят рыбью молодь и головастиков.
Зимой диких уток можно кормить зерновой смесью: ячмень, горох,
овес, кукуруза, пшеница. Овес – прекрасный корм для птиц, питательный,
с высоким содержанием растительных жиров и аминокислот. Наиболее
полезен взрослым диким птицам ячмень, богатый необходимыми белками
и клетчаткой. Пшеница не менее ценна, в ее составе содержатся витамины
38
группы В и белки. Высокобелковый продукт, горох, лучше давать
раздробленным, например, на половинки или гороховую крупу. Желтые
разновидности кукурузы, кроме белков и клетчатки, обогатят организм
уток каротином.
Надо помочь леснику с кормом.
Известно, что в каждом мешке содержится 10 килограмм корма, с разными пропорциями круп. Сколько потребуется мешков корма на зиму?
Какие крупы самые питательные и полезные для уток?
Задание 5
Лесник в свое письмо вложил еще фотографии уток, проживающих в парке.
Фото 1
Фото 2
0 0,5 1
1,5 2
2,5 3
3,5 овес ячмень горох кукуруза пшеница
Мешок корма
Ряд 1
39
Фото 3
Фото 4
7
Фото 5
С помощью атласа-определителя найдите названия видов уток.
Задание 6
Для вдохновения лесник вложил в конверт еще и фото разных утиных домиков, которые он фотографировал в своих дальних поездках.
Фото 1
Фото 2
7
Источники фото: открытые ресурсы сети Интернет.
40
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Придумайте и нарисуйте, какие домики подошли бы уточкам, живущим в
Национальном парке «Лосиный остров».
Свободный комментарий
Анализируя работу, можно сказать, что занятия по решению проектной задачи помогают повышать познавательный интерес обучающихся, исчезает застенчивость, появляется интерес к изучению нового материала, увеличивается уровень сформированности универсальных учебных действий, ускоряется процесс сплочения коллектива.
Система решения проектных задач, может быть одним из способов подготовки школьников к проектной деятельности в подростковом возрасте.
В дополнение к проектной задаче можно предложить детям посетить
Национальный парк «Лосиный остров», например, во
Всемирный День птиц
(первые выходные апреля), поучаствовать в акции «Поможем птицам зимой»
(стартует в середине ноября).
41
Приложение
Пример рисунка
СТРАНА, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ
«МОЙ ГОРОД»
Автор: Субботина Ксения Сергеевна
Тип проектной задачи
Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир)
Место проектной задачи в
образовательном процессе
3 класс, 1 четверть
8
Частная дидактическая цель
Обобщить знания учащихся по истории родного края, опираясь на жизненный опыт.
Предметные знания и умения, на которые опирается задача
Окружающий мир: работа с картой, история родного края
8
Источник иллюстрации: mos-holidays.ru