Файл: Сборник Составитель В. Г. Смелова м оскв а, 2 0 2 0.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14 https://coachingineducation.ru/licej-21-g-pervouralsk-kouchingovyj-podxod- na-uroke/ (Дата обращения 30.04.2020)

«Я – ЛИТЕРАТОР»
«ДРУЖБА»
Автор: Жевагина Марина Юрьевна
4
Предмет: Литературное чтение
Возрастная категория: 2 класс
Тип задачи: предметная обобщающая
Частная дидактическая цель
Повторение и систематизация знаний по пройденной теме «Я и мои друзья»
Содержание задачи
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.
Дорогие ребята, сегодня к нам в гости пришёл Чебурашка. Он очень хочет с нами дружить, но не знает, как это делать.
2. Формулировка задачи
Мы можем помочь Чебурашке? Как научить Чебурашку дружить?
3. Система заданий для решения задачи
Задание 1
Вспомните, какие произведения посвящены дружбе.
О чём они рассказывают? Как вы понимаете, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом?
4
Источник иллюстрации: ds02.infourok.ru

15
Задание 2
Все пословицы слиплись, давайте, их разъединим.
Дружбупомниазлозабывайнемилисветкогдадруганетдоб
рыйчеловекдобруиучитвежливостиокрываютсявседвер
и
Как вы можете объяснить эти пословицы?
С какими литературными произведениями они могут быть связаны?
Задание 3
Прочитайте слова и словосочетания
Сердитое лицо, пожалуйста, спасибо, сжал кулаки,
стукнул кулаком по скамейке, здравствуйте, крикнул,
извините, до свидания
Какую силу имеют эти слова?
Распределите эти слова и словосочетания на положительные и отрицательные. Заполните таблицу:
Положительные
Отрицательные

16
Задание 4
Расскажите о своем друге по плану:
1) Имя друга
2) Сколько ему лет
3) Какой он, опишите его
4) Какими общими делами вы занимаетесь?
Задание 5
Обобщите свои знания и составьте презентацию на тему «Дружба».
Подготовьте выступление для Чебурашки и своих одноклассников, используя созданную презентацию
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи.
Задание 1.Ребята вспоминают пройденные произведения по данной теме, а именно: В. Лунин “Я и Вовка”; Н. Булгаков “Анна, не грусти”; Ю. Ермолаев
“Два пирожных”; В. Осеева “Волшебное слово”, “Хорошее”, “Почему” и др.
Дети рассуждают на тему дружбы, приводят примеры из пройденных произведений.
Задание 2.Учащиеся читают пословицы, объясняют их значение, соотносят к произведениям.
Дружбу помни, а зло забывай
(В. Берестов “За игрой”). Лучше помнить хорошее и доброе, чем злобы и обиды. Когда помнишь хорошее, то и думаешь о хорошем, чувствуешь себя хорошо. Если помнить о злобе и обидах, то со временем сам наполняешься этим и чувствуешь себя плохо.


17
Не мил свет, когда друга нет.
(А. Булгаков “Анна, не грусти”). Мы видим, что пока не пришла Аня, Кате было сильно грустно. Она была такая печальная и несчастная. Но когда пришла Аня, белый свет сразу стал милее – Катя начала улыбаться, развеселилась.
Добрый человек, добру и учит.
(В. Осеева “Хорошее”). Главная цель этого рассказа донести до людей то, что каждый день у нас есть возможность совершить доброе и хорошее дело. Не обязательно ждать какой-то ситуации, нужно просто присмотреться вокруг.
Вежливости открываются все двери.
(В. Осеева “Волшебное слово”). Старик рассказал мальчику, что нужно говорить вежливо, и все его проблемы решились.
Задание 3.Ребята заполняют таблицу, высказывают мнение о том, какую силу имеют эти слова.
Положительные
Отрицательные
пожалуйста сердитое лицо спасибо сжал кулаки здравствуйте
Стукнул кулаком по скамейке извините крикнул до свидания
Положительныеслова не в прямом смысле волшебные, не обладают какими-то особенными способностями. Однако в переносном значении, действуют удивительно. Без них фразы звучат грубо и не дружелюбно. Не стоит забывать про них.
Отрицательныеговорят о том, что Павлик был не в настроении. Так со многими своими родными людьми он не мог договориться и обижался на них.
Поэтому стал сердитым и злым.

18
Задание 4.Пример рассказа о друге.
Моего друга зовут Женя, ему 8 лет. Он добрый и веселый. Мы вместе
учимся в одном классе и живем в одном доме, но в разных подъездах. Мы
вместе ходим в школу и возвращаемся вместе из школы. На выходных мы
часто встречаемся на площадке. Я всегда рад играть с моим другом
.
Задание 5.Класс делится на учебные группы по 3-4 человека. Выполняют презентацию на листе А3, представляют результаты. Каждая группа готовит небольшое выступление, поясняют презентацию, отвечают на вопросы.
Примечание. Данная проектная задача разработана для систематизации и обобщения пройденной темы, рассчитана на 2–3 урока. Составление и представление презентаций может проводиться как внеурочная деятельность.
«БЫТЬ СМЕЛЫМ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ СКРЫТОЕ»: ПУТЕШЕСТВИЕ С
ГЕРОЯМИ ПЬЕСЫ М. МЕТЕРЛИНКА «СИНЯЯ ПТИЦА»
Автор: Засыпкина Дарья Андреевна
Предмет: Литературное чтение
Возрастная категория: 4 класс
Тип задачи: межпредметная
(русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка)
Содержание задачи
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.
Путешествие с героями пьесы «Синяя птица» Мориса Метерлинка. В рамках задачи возможна постановка детского спектакля по пьесе, а так же просмотр замечательного художественного фильма-сказки 1976 года.


19
2. Формулировка задачи.
Ребята! Вам предстоит отправиться в увлекательное путешествие вместе с детьми дровосека, Тильтиль и Митиль, за феей Берилюной на поиски Синей птицы. «Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое»,

говорит Берилюна, так и вам потребуется решимость для того, чтобы отыскать Синюю птицу, а для этого потребуется применить знания многих изучаемых вами предметов.
3. Система заданий для решения задачи.
Задание 1
Фея Берилюна дает Титилю зеленую шапочку с алмазом, повернув
который человек может увидеть «душу вещей»
Так и мы попробуем увидеть «душу вещей». Для этого нам надо будет понять, с кем соотносится тот или иной музыкальный отрывок.
Послушайте отрывки из произведений П.И. Чайковского и Камиля Сен-
Санса. Ваша задача догадаться, характер какого героя выражает каждый музыкальный отрывок.
Фоном показываются слайды, на которых изображены актеры балета.
Запишите имена всех разгаданных героев рядом с номером музыкального фрагмента произведения.
Задание 2
Как только Тилтиль поворачивает алмаз, все преображается вокруг и
неодушевленные вещи становятся живыми: колдунья превращается в
прекрасную принцессу; появляются Души Часов, Света, Огня и другие
(перечисляются).
Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдаются карточки с изображениями героев. Внутри группы организуются учебные пары. Перед каждой группой ставится задача: обсудить внутри группы, какие из героев обладают положительными качествами, а какие нет.
Дети называют героев, которые могут помочь в поиске Синей Птицы.

20
Задание 3
Ах! Попав во дворец к Фее Берилюне, Тильтиль и Митиль узнают, что
звери собираются устроить против них заговор. Возглавляет его Кошка,
которая напоминает, что завладев Синей Птицей, люди окончательно
поработят животных. Тильтиль и Митиль отправляются в страну
воспоминаний, где встречаются со своими покойными бабушкой и
дедушкой.
Ниже представлены фрагменты из стихотворений русских поэтов о детстве. Ваша задача подчеркнуть и выписать описания детских воспоминаний.
Какое из стихотворений вам понравилось больше всего?
Примеры фрагментов стихотворений
Мне детство предстает, как в утреннем тумане
Долина мирная. Под дымчатый покров,
Сливаясь, прячутся среди прохлады
Леса зеленые и линии холмов,
А утро юное бросает в ликованье
Сквозь клубы сизые румяное сиянье.
Все образы светлы, и все неуловимы…
Николай Огарев. Воспоминания детства
Я забыл погоду детства,
Теплый ветер, мягкий снег.
На земле, пожалуй, средства
Возвратить мне детство нет.
И осталось так немного
В бедной памяти моей —
Васильковые дороги
В красном солнце детских дней,
Запах ягоды-кислицы,
Можжевеловых кустов
И душистых, как больница,
Подсыхающих цветов.
Варлам Шаламов
Задание 4
Дальше наши герои отправляются во дворец Ночи. Ночь не может
запретить человеку распахнуть двери от ее тайн. Тильтилю приходится
бороться со страхом, чтобы догадаться, какая из дверей ведет в сад мечты,
где порхают синие птицы.
На слайде представлены фотографии разных растений и их описания.
Ваша задача установить соответствия между изображениями и описаниями растений.


21
Примечание. Описания растений представлены в доступном для учащихся литературном стиле.
Пример слайда
Задание 5
Пойманные птицы оказались не той, что выносит свет дня… Дети
преодолевают сложный путь, чтобы оказаться в Садах Блаженств. Там они
встречаются с Блаженством Быть Здоровым, Блаженством Любить
Родителей, Блаженством Голубого Неба, Блаженством Солнечных дней,
Блаженством видеть Зажигающиеся звезды. А также Великими
Радостями: Радость Быть Добрым, Радость Понимать и другие.
Ваша задача выбрать одно из Блаженств или Радостей и подготовить реферат-памятку, в чем заключаются главные функции Вашего Блаженства?
(Например, что нужно делать, чтобы быть здоровым)

22
Задание 6
Тильтиль и Метиль оказываются в Лазоревом дворце Царства
Будущего. Там находятся дети, которым только предстоит родиться на
земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, каждый что-то
должен принести: кто-то великое изобретение (летающую машину без
крыльев), другой – лекарство для продления болезни, третий –
удивительный садовник.
Учитель выводит на презентации фотографии великих русских изобретателей, писателей, музыкантов, а также «простых людей».
Зачитываются краткие фрагменты биографии.
Дети определяют, какой вклад был внесен каждым человеком, например,
А.С. Попов изобрел радио, К.Д. Ушинский – великий русский педагог. Кроме этого представляются незаменимые каждодневные «профессии»: труд жены и матери и другие.
Задание 7
Дети оказываются у калитки родного дома. И расстаются со своими
спутниками. «Хлеб» возвращает Тильтилю клетку для Синей птицы, так и
оставшейся пустой. Дети не хотят расставаться с Душой Света. Она
отмечает, что это невозможно, но обещает с ними быть в каждом
зажжённом луче, в каждой звездочке, в каждой зажжённой лампе.
Учитель вместе с детьми проводит опыт «Радуга». В ёмкость необходимо налить воду, положить на дно зеркало. На зеркало направляется свет от фонарика. Отраженный свет «ловим» на бумагу, там получается радуга.
Учитель предлагает детям объяснить происхождение радуги.

23
Задание 8
Хижина дровосека преображается. Тильтиль и Митиль спят в своих
кроватках, мама их будит, они делятся с ней своим сном. Мама испугана
сказанным детьми и зовет знакомого доктора, но тут появляется соседка,
которая очень похожа на фею Берилюну. Ее дочь больна и не встает. Мама
предлагает Тильтилю подарить ей горлицу. Он смотрит на нее и та
кажется ему Синей Птицей. Дети иным видят свой дом и то, что в нем
находится.
Заключительная беседа-викторина о смысле и ключевых идеях произведения М. Метерлинка «Синяя птица».
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи.
Результатом проектной задачи будет анализ произведения, включающий в себя проведение опыта, изучения музыки, окружающего мира, исторических личностей, стихотворений, а итогом – развитие у детей способности анализировать, сопоставлять, вдумчиво погружаться в работу, поэтапно учиться достижению целей, а также укрепляет и (или) закладывает духовно- нравственные основы.