Файл: Мурманский педагогический колледж.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Структурирование будущего высказывания.

Переход от замысла к оформлению высказывания обеспечивает создание плана, с помощью которого намечается ход развития мысли, определяются микро-темы, их последовательность, примерное содержание частей и т.д. Задача педагога – помочь ребенку отобрать тот материал, который «работает» на раскрытие авторского замысла, и композиционно выстроить будущий текст.

  1. Принцип единства формы и содержания.

Реализуя замысел, дошкольник должен выбрать изобразительно – выразительные средства с учетом задачи высказывания, условий коммуникации, основной мысли, содержания каждой части текста; обеспечить связь предложений и частей текста между собой и др. Однако задача выбора типов конструкций, средств связи, изобразительно-выразительных средств языка сложна для старших дошкольников, так как осознанное овладение языком на основе изучения теории начинается только в начальной школе. Каков же выход из этой ситуации?

Решение проблемы находится в умелом использовании педагогом как имитационного (по образцу), таки проблемного (поискового) методов обучения [16].

Для полноценного развития речи ребенка важна речевая среда, дающая образцы языка. База знаний и умений, необходимых для словесного творчества, может создаваться в процессе анализа текстов сказок, предлагающих образцы организации повествования (развитие действия, построение композиции, выбор изобразительно-выразительных средств и др.). важно подчеркнуть следующее: имитационный метод предполагает, что использование образца простого механического заучивания ребенком определенных слов, сочетаний слов, синтаксических конструкций, характерных для сказки, и последующего воспроизведения. Работа «по образцу» всегда предполагает познавательную активность дошкольников, их самостоятельную в первичных обобщениях и выводах [15].

Содержание обучения сочинению сказок делятся на 3 этапа.

На первом этапе (накопление художественного материала) происходит знакомство детей со сказками, входящими в круг чтения детей. Важным педагогическим условием, благоприятствующим словесному творчеству детей, является организация взаимодействия разных видов художественной деятельности, поэтому, помимо выразительного чтения и рассказывания, следует использовать также следующие приемы:


  1. прослушивание аудиозаписи сказок;

  2. беседы;

  3. пересказы;

  4. различные формы драматизации;

  5. словесное рисование;

  6. иллюстрирование сказок;

  7. соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

На втором этапе (овладение творческим действием) используются следующие виды творческих заданий:

1. Введение элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Рекомендуется предлагать такое начало, которое представляло бы простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

2. Сочинение сказки по плану воспитателя.

Называется тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется сказка. План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

3. Придумывание детьми продолжения знакомой сказки.

Дошкольники вспоминают знакомую сказку, педагог предлагает придумать, что было дальше.

4. Сочинение сказки по теме, предложенной воспитателем (без плана).

Выполнение этого задания дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли: ребенок выступает как автор; он сам выбирает содержание сказки и ее форму.

5. Игры-инсценировки с игрушками.

Для поддержания интереса к играм-инсценировкам специально подбираются наборы игрушек: елочка, девочка с корзинкой, ежик с ежатами, грибы разных расцветок и размеров; белочка, сосна, шишки, грибы, зайчик, медвежонок и др.

После рассматривания игрушек взрослый предлагает ребенку рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей. Развитие речевых способностей каждого ребенка происходит под руководством взрослого в обстановке естественного общения.

6. Придумывание сказки по фольклорному образцу.

Это задание выполняется в двух вариантах:

  1. сохраняется содержание сказки; появляются новые герои;

  2. сохраняются герои; меняется содержание.

7. Сочинение сказок на основе «карт» В.Я. Проппа:


  1. по модели сюжета;

  2. по типам сказочных персонажей: «герой», «вредитель», «даритель», «чудесный помощник»;

  3. по модели сюжета и типам сказочных персонажей.

8. Соединение сюжетов разных сказок.

При выполнении всех заданий необходимо побуждать дошкольников к использованию сказочных элементов в собственных сочинениях.

На третьем этапе (собственно процесс детского творчества) дети самостоятельно сочиняют сказки, выбирая темы, сюжеты, персонажей. Педагог обстоятельно и развернуто характеризует детские работы – результат используемой технологии обучения [9].

Выводы по первой главе

Язык и речь – взаимосвязанные стороны явления. Язык – это статичная система знаков, средств и правил говорения, принятая в социуме в данный период времени, которая систематизирует речевую деятельность. [2]

Речь – выражение, функционирование языка, процесс общения. Речь индивидуальна и эмоциональна, выполняет коммуникативные и когнитивные функции.

Связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое, включающая монологическую и диалогическую формы речи. Монолог сложная форма речи, связная речь одного лица для целенаправленной передачи информации. [11]

Теоретический исследование проблемы исследования дать возможность делать следующие выводы. Старшие дошкольники отличаются довольно высоким уровнем умственного рост, включающим восприятие, обобщённые нормы мышления, запоминанием резона. У старшего дошкольника формируется определённый объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, которые побуждают ребёнка осматривать, слушать, запоминать, делать анализ. Данный индивидуальность рост являются главными фактор рост связной речи. Методика и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста многообразны. Применение их изменяется на различных этапах учеба и зависит от который стоит задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельность. [2] нарушена взаимосвязь слов

(ЭТО К ЧЕМУ) Индивидуальность методика рост речи детей старшего дошкольного возраста:
формирование умения отбирать материал с учётом темы рассказа, умение логично его располагать при рассказывании, при рассказывании дети уже не опираются на наглядность, а опираются на зрительные образа в их сознании; при описании картин учитывается не только зрительно воспринимаемое, но и эмоциональное состояние художника; детей обучают понимать средства передачи эмоционального состояния, моделировать содержание рассказа. Описание не является независимым рассказом, а включается в повествование.

В трудах М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, С.О. Ушаковой, Н.А. Стародубовой отмечены и апробированы методика и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Все данные классификации возможно свести к устоявшейся классификации методика? и приемов формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной.


Глава 2. Практическая деятельность по развитию связной речи старших дошкольников

2.1 Организация изучения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста

Для выявления уровня развития связной речи старших дошкольников было проведено педагогическое наблюдение на базе МБДОУ ЦРР – д/с № 5 г. Полярные Зори Мурманской области. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии в комплексной образовательной программой «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. Программа «Детство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).

В программе есть три связанных между собой линии: «чувствовать – познавать – творить», которые придают ей единую направленность и целостность. Линия чувств направлена на эмоциональное развитие и гармонию с предметным миром. Линия познания основана на чувстве восхищения и удивления миром. Линия творчества основана на творческой активности детей, воображении, желании включаться в творческую деятельность.

Задачами образовательной деятельности являются: (УКАЖИТЕ ОБЛАСТЬ ЗАДАЧ)

  • развитие монологической речи, стимулирование речевого творчества детей;

  • обогащение представлений детей о правилах речевой культуры и способствование осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения;

  • развитие умения соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

  • обогащение словаря детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;

  • развитие умения замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;

  • поддерживание интереса к рассказыванию по собственной инициативе.

Основными направлениями (ЧЕГО?) являются содержание связной речи (диалог и монолог); развитие речевого творчества и выразительности речи; развитие персональных способностей к речевой деятельности; подготовка к обучению чтению.

Основными задачами формирования связной речи являются: обсуждение проблем взаимоотношений, нравственных сторон, поступков людей, аргументированность оценок; участие в совместных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения; разрешение споров и