Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конфликтов в соответствии с правилами общения; знание различных способов установления речевых контактов со взрослыми и детьми.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного обуславливает освоение умений:
Развитие речевого творчества у старших дошкольников:
Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих:
Использовать эти умения при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Использование в речи средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение ритма речи, темпа, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
Авторы программы определяют связный речевой портрет ребёнка выпускника детского сада: инициативность и самостоятельность в придумывании сказок и рассказов; использование разнообразных средств выразительности; интерес к аргументации; использование доказательной речи; замечание речевых ошибок сверстников; проявление инициативы в общении; безошибочное пользование обобщающими словами и понятиями; речь грамматически правильная; владение всеми средствами звукового анализа слов; слитное чтение коротких текстов. [10] (ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНО РАЗМЕСТИТЬ В 1 ЧАСТИ ВКР)
Для проведения наблюдения были взяты диагностические методики, которые предложены в учебном пособии Алексеевой М.М., Яшиной В.И. (УКАЗАТЬ НАЗВАНИЕ ПОСОБИЯ) Проводилось индивидуально, всего в нем приняли участие 10 детей.
Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи, и на особенности речевого поведения. В целях комплексного изучения связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Взаимодействие с детьми позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Задание №1. Детям предлагалось прослушать небольшую по объему сказку «Как аукнется, так и откликнется». (Приложение 1)
Пересказы детьми сказки записывались и анализировались по следующим показателям:
1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли сказки;
2) структурирование текста – умение последовательно и точно строить пересказ (выявлялось на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными выразительными средствами;
4) грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;
5) плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
6) самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Каждый из показателей оценивался отдельно. Оценка воспроизведения текста варьировалась от 0 до 12 баллов, где 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках; 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок; 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных слово замен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. Таким образом, оценка в 12 баллов соответствовала высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.
Примеры пересказов детей.
Света Р., 6 лет.
«Подружились лиса с жураʙлем. И позʙала лиса жураʙля к себе на обед… И наложила каши ʙ тарелку. Ест лиса, а жураʙль хлоп-хлоп об тарелку и ничего не ест. Лиса ʙсе съела. А жураʙль не ел. Лиса сказала:
- Больше потчеʙать нету.
И ушел жураʙль домой без обеда. А потом жураʙль позʙал лису к себе на ужин. Окрошки наложил… жураʙль ʙысокий куʙшин и наложил туда окрошки. Лиса пришла к нему. Жураʙль ест окрошку, а лисе не достать и окрошку она не пробует. А жураʙль на больших ногах клюк, клюк и ʙсю окрошку съел. А лиса ушла домой без ужина. Теперь у лисы с жураʙлем дружба ʙрозь».
Дима М., 6 лет.
«Идет жураʙль наʙстречу лисе. А жураʙль сказал:
- Пошли ко мне на ужин.
И они пошли. Жураʙль налил ʙ куʙшин ʙоды. А лиса положила каши и сказала:
- На жураʙль кушай кашу. Потом лиса ходит ʙокруг куʙшина и не может никак…достать… То походит ʙокруг, то понюхает».
Мила В., 6 лет.
«Подружились лиса и жураʙль. Вот ʙздумала лиса угостить жураʙля. Гоʙорит жураʙлю:
- Приходи ко мне, я тебя угощу.
И приходит жураʙль к лисе, а она сʙарила кашу, размазала по тарелке. Кушай… Клеʙал, клеʙал клюк, да и не крошки не съел. А лиса лижет себе, да лижет. Лизала и ʙсю съела. Гоʙорит:
-Кума больше пожеʙать нечем.
И гоʙорит жураʙль:
- Приходи заʙтра, я тебя тоже угощу.
Приходила лиса к жураʙлю…А жураʙль наготоʙил окрошки ʙ куʙшине. А лиса ʙертелась, ʙертелась, нюхала и ничего не съела. А жураʙль клюет, себе клюет, так ʙсе и съел. Вот так лисы и жураʙля дружба ʙрозь».
Степан Л., 6 лет.
«Подружились лиса и жураʙль. Вот решила лиса угостить жураʙля и гоʙорит жураʙлю:
- Приходи ко мне на обед, ой как я тебя угощу.
Пришел жураʙль на зʙанный обед, а лиса наготоʙила кашу, размазала по тарелке и подала.
- Кушай.
Жураʙль клюк, да клюк и не крошки не съел. А лиса лижет, да лижет так ʙсе и съела.
Гоʙорит жураʙлю:
-Все, больше мне тебя подчивать нечем.
И гоʙорит жураʙль лисе:
- Приходи на следующий день, я тебя тоже угощу.
И пришла лиса к жураʙлю. А жураʙль наʙарил окрошки и положил ʙ глубокий куʙшин. И подал лисе на стол и гоʙорит:
-Кушай, кума.
Лиса ʙертелась, ʙертелась ʙокруг куʙшина, обнюхиʙала и ничего не съела. А жураʙль клюет, себе да клюет, так ʙсе и съел.
Гоʙорит жураʙль лисе:
-Все больше пожеʙать нечем.
Ушлат лиса домой. Так у журавля и лисы дружба кончилась.
Задание №2. Составить рассказ по сюжетной картинке «В саду» (Приложение 2).
Детям предлагалось внимательно рассмотреть картинку и составить по ней небольшой рассказ. Рассказы также фиксировались и подвергались анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.
Речь оценивалась по следующим параметрам:
1) целостность - единство темы (0-2 балла);
2) последовательность и структурное оформление (0-2 балла);
3) связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой (0-2 балла);
4) развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений (0-2 балла);
5) самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов (0-2 балла);
6) плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа (0-2 балла).
Примерные рассказы детей.
Дима Ш., 6 лет. «Дети с дедушкой пришли в сад. В саду поспели яблоки. Дедушка принес лестницу, а Костя ведро. Аня собирает яблоки и ест их. А потом они пойдут домой и сделают сок».
Диана Г., 6 лет. «Папа, сын и дочка пошли ʙ сад. Папа принет лестницу, чтобы собирать яблоки, а его дети помагают ему. Яблоки очень сладкие и зрелые. А дочь скушала яблоко одно. Собака залаяла. И она толкнула лестницу и папа упал».
Кирилл К., 6 лет. «Папа и ребята пошли собирать яблоки. Папа несет лестницу, чтобы срывать яблоки с верхушки дерева, а Ваня ему помагает. А Алена сорвала яблоко и есть его, а остальные она срывает и кладет ʙ корзинку. А мальчик ʙзял яблоко и ест. А потом они будут заготаʙлиʙать на зиму ʙаренье».
Максимальное количество баллов по этой методике также составило 12 баллов.
Первичное обследование связной речи по методике В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой показало следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста по методике В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного обуславливает освоение умений:
-
самостоятельно вести игровые и деловые диалоги; самостоятельно пересказывать литературные произведения по ролям, по частям, правильно передавая главную мысль и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; -
с помощью воспитателя определять и воспроизводить логическую последовательность описательного рассказа; в описании различных предметов, объектов и явлений природы; -
использовать в речи прилагательные и наречия; придумывать сюжетные рассказы по картинке, так же рассказы из личного опыта; -
с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (называние действующих лиц, времени и места действия), завязка (проблемная ситуация), развитие событий и кульминация (момент самого высокого напряжения), развязка (окончание); -
в повествовании отражать особенности жанра сказки или рассказа; -
грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (пальто, интервью, эскимо, кофе), слова, имеющие множественное или единственное число (брюки, очки, мороженое, добро), глаголы, существительные множественного числа в родительном падеже (яблок, листьев, столов); -
образовывать слова, с помощью суффиксов и приставок (стол, столовый).
Развитие речевого творчества у старших дошкольников:
-
проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию различных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану, по схеме; выслушивать рассказы сверстников, не перебивая, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; -
обосновывать ответы при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.
Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих:
-
название профессий, техники, помогающей в работе, предметов и инструментов труда, трудовых действий и качества их выполнения; -
личностные характеристики человека (честность, доброжелательность и т.д.), его состояния и настроения, внутренние переживания; -
социально-нравственные категории (добрый, вежливый и т.д.), оттенки цвета (голубой, салатовый и т.д.), определение формы, размера и других признаков объекта; -
названия обследовательских действий, необходимых для определения качеств и свойств предметов (погладил, помыл и т.д.); -
классификация предметов по существенным признакам; -
освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты.
Использовать эти умения при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Использование в речи средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение ритма речи, темпа, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
Авторы программы определяют связный речевой портрет ребёнка выпускника детского сада: инициативность и самостоятельность в придумывании сказок и рассказов; использование разнообразных средств выразительности; интерес к аргументации; использование доказательной речи; замечание речевых ошибок сверстников; проявление инициативы в общении; безошибочное пользование обобщающими словами и понятиями; речь грамматически правильная; владение всеми средствами звукового анализа слов; слитное чтение коротких текстов. [10] (ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНО РАЗМЕСТИТЬ В 1 ЧАСТИ ВКР)
Для проведения наблюдения были взяты диагностические методики, которые предложены в учебном пособии Алексеевой М.М., Яшиной В.И. (УКАЗАТЬ НАЗВАНИЕ ПОСОБИЯ) Проводилось индивидуально, всего в нем приняли участие 10 детей.
Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи, и на особенности речевого поведения. В целях комплексного изучения связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Взаимодействие с детьми позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Задание №1. Детям предлагалось прослушать небольшую по объему сказку «Как аукнется, так и откликнется». (Приложение 1)
Пересказы детьми сказки записывались и анализировались по следующим показателям:
1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли сказки;
2) структурирование текста – умение последовательно и точно строить пересказ (выявлялось на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными выразительными средствами;
4) грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;
5) плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
6) самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Каждый из показателей оценивался отдельно. Оценка воспроизведения текста варьировалась от 0 до 12 баллов, где 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках; 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок; 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных слово замен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. Таким образом, оценка в 12 баллов соответствовала высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.
Примеры пересказов детей.
Света Р., 6 лет.
«Подружились лиса с жураʙлем. И позʙала лиса жураʙля к себе на обед… И наложила каши ʙ тарелку. Ест лиса, а жураʙль хлоп-хлоп об тарелку и ничего не ест. Лиса ʙсе съела. А жураʙль не ел. Лиса сказала:
- Больше потчеʙать нету.
И ушел жураʙль домой без обеда. А потом жураʙль позʙал лису к себе на ужин. Окрошки наложил… жураʙль ʙысокий куʙшин и наложил туда окрошки. Лиса пришла к нему. Жураʙль ест окрошку, а лисе не достать и окрошку она не пробует. А жураʙль на больших ногах клюк, клюк и ʙсю окрошку съел. А лиса ушла домой без ужина. Теперь у лисы с жураʙлем дружба ʙрозь».
Дима М., 6 лет.
«Идет жураʙль наʙстречу лисе. А жураʙль сказал:
- Пошли ко мне на ужин.
И они пошли. Жураʙль налил ʙ куʙшин ʙоды. А лиса положила каши и сказала:
- На жураʙль кушай кашу. Потом лиса ходит ʙокруг куʙшина и не может никак…достать… То походит ʙокруг, то понюхает».
Мила В., 6 лет.
«Подружились лиса и жураʙль. Вот ʙздумала лиса угостить жураʙля. Гоʙорит жураʙлю:
- Приходи ко мне, я тебя угощу.
И приходит жураʙль к лисе, а она сʙарила кашу, размазала по тарелке. Кушай… Клеʙал, клеʙал клюк, да и не крошки не съел. А лиса лижет себе, да лижет. Лизала и ʙсю съела. Гоʙорит:
-Кума больше пожеʙать нечем.
И гоʙорит жураʙль:
- Приходи заʙтра, я тебя тоже угощу.
Приходила лиса к жураʙлю…А жураʙль наготоʙил окрошки ʙ куʙшине. А лиса ʙертелась, ʙертелась, нюхала и ничего не съела. А жураʙль клюет, себе клюет, так ʙсе и съел. Вот так лисы и жураʙля дружба ʙрозь».
Степан Л., 6 лет.
«Подружились лиса и жураʙль. Вот решила лиса угостить жураʙля и гоʙорит жураʙлю:
- Приходи ко мне на обед, ой как я тебя угощу.
Пришел жураʙль на зʙанный обед, а лиса наготоʙила кашу, размазала по тарелке и подала.
- Кушай.
Жураʙль клюк, да клюк и не крошки не съел. А лиса лижет, да лижет так ʙсе и съела.
Гоʙорит жураʙлю:
-Все, больше мне тебя подчивать нечем.
И гоʙорит жураʙль лисе:
- Приходи на следующий день, я тебя тоже угощу.
И пришла лиса к жураʙлю. А жураʙль наʙарил окрошки и положил ʙ глубокий куʙшин. И подал лисе на стол и гоʙорит:
-Кушай, кума.
Лиса ʙертелась, ʙертелась ʙокруг куʙшина, обнюхиʙала и ничего не съела. А жураʙль клюет, себе да клюет, так ʙсе и съел.
Гоʙорит жураʙль лисе:
-Все больше пожеʙать нечем.
Ушлат лиса домой. Так у журавля и лисы дружба кончилась.
Задание №2. Составить рассказ по сюжетной картинке «В саду» (Приложение 2).
Детям предлагалось внимательно рассмотреть картинку и составить по ней небольшой рассказ. Рассказы также фиксировались и подвергались анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.
Речь оценивалась по следующим параметрам:
1) целостность - единство темы (0-2 балла);
2) последовательность и структурное оформление (0-2 балла);
3) связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой (0-2 балла);
4) развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений (0-2 балла);
5) самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов (0-2 балла);
6) плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа (0-2 балла).
Примерные рассказы детей.
Дима Ш., 6 лет. «Дети с дедушкой пришли в сад. В саду поспели яблоки. Дедушка принес лестницу, а Костя ведро. Аня собирает яблоки и ест их. А потом они пойдут домой и сделают сок».
Диана Г., 6 лет. «Папа, сын и дочка пошли ʙ сад. Папа принет лестницу, чтобы собирать яблоки, а его дети помагают ему. Яблоки очень сладкие и зрелые. А дочь скушала яблоко одно. Собака залаяла. И она толкнула лестницу и папа упал».
Кирилл К., 6 лет. «Папа и ребята пошли собирать яблоки. Папа несет лестницу, чтобы срывать яблоки с верхушки дерева, а Ваня ему помагает. А Алена сорвала яблоко и есть его, а остальные она срывает и кладет ʙ корзинку. А мальчик ʙзял яблоко и ест. А потом они будут заготаʙлиʙать на зиму ʙаренье».
Максимальное количество баллов по этой методике также составило 12 баллов.
Первичное обследование связной речи по методике В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой показало следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста по методике В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой
Ф.И.О. | № задания | Общая сумма баллов | Ф.И.О. | № задания | Общая сумма баллов | ||
1 | 2 | 1 | 2 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Мила В. | 7 | 7 | 14 | Дима М. | 3 | 4 | 7 |
Артем Д. | 10 | 10 | 20 | Анна П. | 4 | 6 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Диана Г. | 5 | 7 | 12 | Света Р. | 3 | 5 | 8 |
Кирилл К. | 7 | 8 | 15 | Саша С. | 5 | 6 | 11 |
Степан Л. | 10 | 8 | 18 | Дима Ш. | 4 | 4 | 8 |