Файл: Мурманский педагогический колледж.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конфликтов в соответствии с правилами общения; знание различных способов установления речевых контактов со взрослыми и детьми.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного обуславливает освоение умений:

  • самостоятельно вести игровые и деловые диалоги; самостоятельно пересказывать литературные произведения по ролям, по частям, правильно передавая главную мысль и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью;

  • с помощью воспитателя определять и воспроизводить логическую последовательность описательного рассказа; в описании различных предметов, объектов и явлений природы;

  • использовать в речи прилагательные и наречия; придумывать сюжетные рассказы по картинке, так же рассказы из личного опыта;

  • с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (называние действующих лиц, времени и места действия), завязка (проблемная ситуация), развитие событий и кульминация (момент самого высокого напряжения), развязка (окончание);

  • в повествовании отражать особенности жанра сказки или рассказа;

  • грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (пальто, интервью, эскимо, кофе), слова, имеющие множественное или единственное число (брюки, очки, мороженое, добро), глаголы, существительные множественного числа в родительном падеже (яблок, листьев, столов);

  • образовывать слова, с помощью суффиксов и приставок (стол, столовый).

Развитие речевого творчества у старших дошкольников:

  • проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию различных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану, по схеме; выслушивать рассказы сверстников, не перебивая, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их;

  • обосновывать ответы при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.

Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих:

  • название профессий, техники, помогающей в работе, предметов и инструментов труда, трудовых действий и качества их выполнения;

  • личностные характеристики человека (честность, доброжелательность и т.д.), его состояния и настроения, внутренние переживания;

  • социально-нравственные категории (добрый, вежливый и т.д.), оттенки цвета (голубой, салатовый и т.д.), определение формы, размера и других признаков объекта;

  • названия обследовательских действий, необходимых для определения качеств и свойств предметов (погладил, помыл и т.д.);

  • классификация предметов по существенным признакам;

  • освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты.


Использовать эти умения при сочинении загадок, сказок, рассказов.

Использование в речи средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение ритма речи, темпа, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).

Авторы программы определяют связный речевой портрет ребёнка выпускника детского сада: инициативность и самостоятельность в придумывании сказок и рассказов; использование разнообразных средств выразительности; интерес к аргументации; использование доказательной речи; замечание речевых ошибок сверстников; проявление инициативы в общении; безошибочное пользование обобщающими словами и понятиями; речь грамматически правильная; владение всеми средствами звукового анализа слов; слитное чтение коротких текстов. [10] (ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНО РАЗМЕСТИТЬ В 1 ЧАСТИ ВКР)

Для проведения наблюдения были взяты диагностические методики, которые предложены в учебном пособии Алексеевой М.М., Яшиной В.И. (УКАЗАТЬ НАЗВАНИЕ ПОСОБИЯ) Проводилось индивидуально, всего в нем приняли участие 10 детей.

Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи, и на особенности речевого поведения. В целях комплексного изучения связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Взаимодействие с детьми позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.

Задание №1. Детям предлагалось прослушать небольшую по объему сказку «Как аукнется, так и откликнется». (Приложение 1)

Пересказы детьми сказки записывались и анализировались по следующим показателям:

1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли сказки;



2) структурирование текста – умение последовательно и точно строить пересказ (выявлялось на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными выразительными средствами;

4) грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;

5) плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;

6) самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый из показателей оценивался отдельно. Оценка воспроизведения текста варьировалась от 0 до 12 баллов, где 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках; 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок; 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных слово замен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. Таким образом, оценка в 12 баллов соответствовала высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.

Примеры пересказов детей.

Света Р., 6 лет.

«Подружились лиса с жураʙлем. И позʙала лиса жураʙля к себе на обед… И наложила каши ʙ тарелку. Ест лиса, а жураʙль хлоп-хлоп об тарелку и ничего не ест. Лиса ʙсе съела. А жураʙль не ел. Лиса сказала:

- Больше потчеʙать нету.

И ушел жураʙль домой без обеда. А потом жураʙль позʙал лису к себе на ужин. Окрошки наложил… жураʙль ʙысокий куʙшин и наложил туда окрошки. Лиса пришла к нему. Жураʙль ест окрошку, а лисе не достать и окрошку она не пробует. А жураʙль на больших ногах клюк, клюк и ʙсю окрошку съел. А лиса ушла домой без ужина. Теперь у лисы с жураʙлем дружба ʙрозь».

Дима М., 6 лет.

«Идет жураʙль наʙстречу лисе. А жураʙль сказал:

- Пошли ко мне на ужин.

И они пошли. Жураʙль налил ʙ куʙшин ʙоды. А лиса положила каши и сказала:

- На жураʙль кушай кашу. Потом лиса ходит ʙокруг куʙшина и не может никак…достать… То походит ʙокруг, то понюхает».


Мила В., 6 лет.

«Подружились лиса и жураʙль. Вот ʙздумала лиса угостить жураʙля. Гоʙорит жураʙлю:

- Приходи ко мне, я тебя угощу.

И приходит жураʙль к лисе, а она сʙарила кашу, размазала по тарелке. Кушай… Клеʙал, клеʙал клюк, да и не крошки не съел. А лиса лижет себе, да лижет. Лизала и ʙсю съела. Гоʙорит:

-Кума больше пожеʙать нечем.

И гоʙорит жураʙль:

- Приходи заʙтра, я тебя тоже угощу.

Приходила лиса к жураʙлю…А жураʙль наготоʙил окрошки ʙ куʙшине. А лиса ʙертелась, ʙертелась, нюхала и ничего не съела. А жураʙль клюет, себе клюет, так ʙсе и съел. Вот так лисы и жураʙля дружба ʙрозь».

Степан Л., 6 лет.

«Подружились лиса и жураʙль. Вот решила лиса угостить жураʙля и гоʙорит жураʙлю:

- Приходи ко мне на обед, ой как я тебя угощу.

Пришел жураʙль на зʙанный обед, а лиса наготоʙила кашу, размазала по тарелке и подала.

- Кушай.

Жураʙль клюк, да клюк и не крошки не съел. А лиса лижет, да лижет так ʙсе и съела.

Гоʙорит жураʙлю:

-Все, больше мне тебя подчивать нечем.

И гоʙорит жураʙль лисе:

- Приходи на следующий день, я тебя тоже угощу.

И пришла лиса к жураʙлю. А жураʙль наʙарил окрошки и положил ʙ глубокий куʙшин. И подал лисе на стол и гоʙорит:

-Кушай, кума.

Лиса ʙертелась, ʙертелась ʙокруг куʙшина, обнюхиʙала и ничего не съела. А жураʙль клюет, себе да клюет, так ʙсе и съел.

Гоʙорит жураʙль лисе:

-Все больше пожеʙать нечем.

Ушлат лиса домой. Так у журавля и лисы дружба кончилась.

Задание №2. Составить рассказ по сюжетной картинке «В саду» (Приложение 2).

Детям предлагалось внимательно рассмотреть картинку и составить по ней небольшой рассказ. Рассказы также фиксировались и подвергались анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.

Речь оценивалась по следующим параметрам:

1) целостность - единство темы (0-2 балла);

2) последовательность и структурное оформление (0-2 балла);

3) связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой (0-2 балла);

4) развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений (0-2 балла);

5) самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов (0-2 балла);

6) плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа (0-2 балла).


Примерные рассказы детей.

Дима Ш., 6 лет. «Дети с дедушкой пришли в сад. В саду поспели яблоки. Дедушка принес лестницу, а Костя ведро. Аня собирает яблоки и ест их. А потом они пойдут домой и сделают сок».

Диана Г., 6 лет. «Папа, сын и дочка пошли ʙ сад. Папа принет лестницу, чтобы собирать яблоки, а его дети помагают ему. Яблоки очень сладкие и зрелые. А дочь скушала яблоко одно. Собака залаяла. И она толкнула лестницу и папа упал».

Кирилл К., 6 лет. «Папа и ребята пошли собирать яблоки. Папа несет лестницу, чтобы срывать яблоки с верхушки дерева, а Ваня ему помагает. А Алена сорвала яблоко и есть его, а остальные она срывает и кладет ʙ корзинку. А мальчик ʙзял яблоко и ест. А потом они будут заготаʙлиʙать на зиму ʙаренье».

Максимальное количество баллов по этой методике также составило 12 баллов.

Первичное обследование связной речи по методике В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой показало следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста по методике В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой

Ф.И.О.

№ задания

Общая сумма баллов

Ф.И.О.

№ задания

Общая сумма баллов

1

2

1

2

1

2

3

4

1

2

3

4

Мила В.

7

7

14

Дима М.

3

4

7

Артем Д.

10

10

20

Анна П.

4

6

10

1

2

3

4

1

2

3

4

Диана Г.

5

7

12

Света Р.

3

5

8

Кирилл К.

7

8

15

Саша С.

5

6

11

Степан Л.

10

8

18

Дима Ш.

4

4

8