Файл: Ознакомление и изучение формирования учетной политики организации.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Ознакомление и изучение формирования учетной политики организации
Изучение нормативных документов по учету личного состава, по учету использования рабочего времени
Первичный учет численности персонала организации осуществляется на основании следующих документов:
табель учета рабочего времени и расчета заработной платы (форма № Т-12);
табель учета рабочего времени (форма № Т-13).
Заполненные формы приведены в документах 8-10 (Приложения №9-11).
ПОДГОТОВКА РЕГИСТРОВ АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА ПО МЕСТАМ ХРАНЕНИЯ ИМУЩЕСТВА И ПЕРЕДАЧА ИХ ЛИЦАМ, ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, ДЛЯ ПОДБОРА ДОКУМЕНТАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Регистры аналитического учета необходимые к передаче лицам, ответственным за подготовительный этап перед проведением инвентаризации:
Основные средства (балансовые счета 01,02,03, 001)
-
инвентарные карточки, инвентарные книги; -
технические паспорта или другую техническую документацию.
Материальные запасы:
-
карточки количественно-суммового учета.
Бланки строгой отчетности:
-
журналы и книги учета бланков строгой отчетности.
Финансовые вложения (балансовый счет 58)
-
ценные бумаги; -
акты приема-передачи ценных бумаг; -
учредительные договоры; -
договоры займа.
-
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВОДКАХ
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
-
наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; -
наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; -
наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
-
наличие документов, подтверждающих права организации на его использование; -
правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Если при инвентаризации выявлена недостача основных средств, то нужно сделать следующие проводки.
Дт 01 Кт 01 - Отражена первоначальная стоимость недостающих ОС;
Дт 02 Кт 01 - Списана амортизация по недостающим основным средствам;
Дт 91.2 Кт 01 - Остаточная стоимость недостающих основных средств списана на расходы (в отсутствие виновных лиц);
Дт 73 Кт 01 - Остаточная стоимость недостающих основных средств списана на виновных лиц;
Дт 83 Кт 84 - Списана сумма дооценки по недостающему ОС.
Выявленное в ходе инвентаризации ОС:
Дт 01 Кт 91.1 - Принято к учету основное средство, готовое к эксплуатации (не требующее дополнительных вложений);
Дт 08 Кт 91.1 - Приняты к учету капитальные вложения в объект основных средств, требующий доработки (не готовый к эксплуатации).
-
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ПЕРЕОЦЕНКЕ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВОДКАХ
Производственные запасы заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Инвентаризация должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». На приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «после инвентаризации».
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Описи составляются отдельно на запасы, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. По каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В ходе проведения инвентаризации могут быть выявлены факты снижения стоимости запасов. Это может быть связано со снижением качества товаров при хранении, изменением рыночный цены. В таких случаях организация должна сформировать резерв на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Излишки МПЗ оприходуют:
Дт 10, 41, 43 Кт 91.1
Недостачи:
Дт 94 Кт 10, 41 ,43
В пределах норм естественной убыли недостачу списывают:
Дт 20,26… Кт 94
Недостача сверх норм естественной убыли:
Дт 73.2 Кт 94 - по учетной стоимости
Дт 73.2 Кт 98/4 - разница между рыночной и учетной стоимостью
Дт 50, 70 Кт 73.2
Дт 98.4 Кт 91.1 - по мере погашения задолженности
Если виновное лицо не найдено или суд отказал о взыскании с виновного лица:
Дт 91.2 Кт 94
Образование резервов под снижение стоимости материальных ценностей отражается в учете:
Дт 91.2 Кт 14
-
ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ УБЫТКОВ ОТ НЕДОСТАЧИ ТОВАРА, ПЕРЕДАННОГО НА ОТВЕТСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ
По факту инвентаризации в учете поклажедателя делается запись:
Дт 76 Кт 94 - отражена задолженность хранителя по возмещению убытков.
В случае возмещения ущерба виновным лицом, увеличения экономических выгод не происходит, поскольку, в результате такой операции лишь компенсируются расходы организации на приобретение утраченных товаров. В то же время, если организации-поклажедателю будет присуждена сумма большая, чем фактическая стоимость утраченного имущества, то такая разница будет учтена в составе прочих доходов. В учете при этом будет сделана запись:
Дт 98 Кт 91, субсчет «Прочие доходы» - разница учтена в составе прочих доходов (в отчетном периоде вынесения решения судом).
Далее, по мере поступления денежных средств от хранителя в учете поклажедателя делается запись:
Дт 51 Кт 76 - поступили денежные средства от хранителя.
Дт 94 Кт 10 (41, 43, ...) – на дату окончания инвентаризации отражена стоимость утраченного имущества;
Дт 76 Кт 94 - стоимость имущества отнесена на расчеты с хранителем;
Дт 76 Кт 98 - на основании мирового соглашения хранитель признал ущерб в сумме независимой оценки, поэтому разницу поклажедатель учитывает в составе доходов будущих периодов;
Дт 98 Кт 91 - в составе прочих доходов признана сумма, пропорционально полученному платежу;
В случае если судебное решение по кассационной жалобе будет принято в текущем году и сумма, причитающаяся к получению поклажедателем, будет уменьшена первоначальная запись «Дт 76 Кт 98» подлежит корректировке (уменьшению):
Сторно Дт 76 Кт 98 - уменьшена (полностью или частично) разница между суммой ущерба и суммой, подлежащей уплате хранителем по решению суда.
-
ИЗУЧЕНИЕ ПОРЯДКА ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ СПИСАНИЯ ВЫЯВЛЕННОЙ ПРИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НЕДОСТАЧИ ТОВАРОВ В ПРЕДЕЛАХ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ
О понятии естественной убыли говорится в Методических рекомендациях по разработке норм естественной убыли (Утверждены Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 № 95). Под естественной убылью следует понимать потерю ценностей в виде уменьшения массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами, которая является следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров. Соответственно, норма естественной убыли - это допустимая величина безвозвратных потерь, которая определяется: