Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 543
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на Совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.
Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть Совета, т.е. одна фила.
Ее члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в Народном собрании.
По истечении срока полномочий (один год) члены Совета давали отчет народу. Повторное избрание разрешалось только через несколько лет и лишь один раз, т.е. каждый год Совет обновлялся. Члены Совета получали жалованье в размере 5–6 оболов.
В системе государственных органов сохранился такой орган, как ареопаг. В него кооптировались на пожизненный срок представители афинской аристократии.
В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н.э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушении религиозных предписаний) и наблюдал за состоянием нравов.
Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии: стратегов и архонтов.
Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган – гелиэя. Помимо чисто судебных функций она выполняла функции в области законодательства.
Гелиэя состояла из 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Функции гелиэи были связаны не только с судебным разбирательством. Участие в охране конституции и законодательства придавало гелиэе большой политический вес.
Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела самих афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.
Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела, – ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
Афинская демократия в V–IV вв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.
Для своего времени афинская демократия имела самое передовое государственное устройство. Здесь все полноправные граждане имели возможность управлять страной, а государство заботилось о материальном благосостоянии своих граждан и создавало условия для развития культуры.
Борьба между родовой аристократией и демосом привела к созданию в Афинах сложной обстановки. По воспоминаниям современников, в начале VI в. до н.э. смута была сильная, народ восстал против знатных. Смягчение противоречий могло быть достигнуто только путем радикальных преобразований. В 594 г. до н.э. на политическую арену выдвигается СОЛОН, избранный архонтом, наделенным широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок. Солон реализовал ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения.
Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которыми была наводнена Аттика. Кроме того, впредь запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников в рабство за долги. Должников, проданных в рабство за пределы Аттики, следовало выкупить за общественный счет и возвратить на родину. Отмена долговой кабалы имела огромное историческое значение, так как дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения численности свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.
В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.
Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесел, проведена денежная реформа.
Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна, – медимн (52,5 л).
Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесет к первому разряду – пента-косиомедимнов (пятисотников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня относились к всадникам. К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.
Деление населения на разряды по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку каждому разряду представлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты были несколько ограничены в своих правах – они не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны. Данная реформа обусловила дальнейшее укрепление Афинского государства.
Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени – филы и создал на базе этого деления новый государственный орган – Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по сто человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела управления. Деятельность Народного собрания активизируется; оно обсуждало все важные государственные дела, принимало законы. В его работе могли принимать участие все взрослые афинские граждане. Солон сохранил ареопаг – оплот родовой аристократии, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания.
Существенную роль играл суд присяжных – гелиэя, который позднее приобрел большое политическое значение. Членами этого суда могли быть граждане всех четырех разрядов.
По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Однако реформы видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин и в известной степени способствовали дальнейшей демократизации государственного строя.
С именем КЛИСФЕНА связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. В 509 г. до н.э. Клисфен осуществил реформы, которые привели к окончательной ликвидации остатков родового строя.
Клисфен начал с введения нового административного деления Аттики, построенного на чисто территориальном принципе. Целью реформы было смешать население, разъединить роды и тем самым ослабить силу эвпатридов. В результате реформы Аттика была поделена на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутренняя Центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей – триттий (всего насчитывалось 30 триттий). Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу, и, таким образом, было создано 10 территориальных фил. Организация новых фил устранила всякое значение родоплемеиного деления для государственной организации и предопределила замену Совета четырехсот на Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы).
Клисфеном был создан новый орган – коллегия стратегов, в которую входили по одному представителю от каждой филы.
При Клисфене были расширены ряды афинских граждан – многим метекам предоставили гражданские права.
Для того чтобы сохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, была введена такая мера, как остракизм («суд черепков») – изгнание отдельных граждан, определенных путем тайного голосования. При этом каждый имеющий право голоса писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя одного человека повторялось 6 тыс. раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм широко применялся в политической борьбе.
Реформы Клисфена были более последовательны, чем реформы Солона, и завершили длившийся более чем столетие период борьбы между родовой аристократией и демосом, закончившейся победой последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.
Дальнейшая демократизация афинского государственного строя связана с именами Эфиальта и Перикла.
Во время греко-персидских войн повысился престиж ареопага. Чтобы ослабить этот орган, ЭФИАЛЬТ возбудил дело о коррупции некоторых членов ареопага. Факты подтвердились, и Народное собрание в 462 г. до н.э. приняло закон о лишении ареопага политической власти. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.
Эфиальт изменил систему отчетов должностных лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом отчета обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С именем Эфиальта связывают установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления.
После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил ПЕРИКЛ. При Перикле происходит более четкое разделение властей: законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная – Совету пятисот и магистратам, судебная – гелиэе. Принцип жеребьевки распространился на большинство ранее выборных должностей. По предложению Перикла стало оплачиваться выполнение общественных обязанностей. Прежде всего была установлена плата судьям, а затем и другим должностным лицам. Это новшество открывало дорогу для участия в государственном управлении значительному кругу рядовых афинских граждан.
Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством.