Файл: 1. Исторические особенности общественного строя на Древнем Востоке. Понятие Древний Восток.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 537
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона – «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.
Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.
Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона нашел более полное отражение, чем в каком-либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.
Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», – то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).
В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.
Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).
Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики. Таким образом, можно сделать вывод, что преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.
Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы не велись, хотя некоторые важные моменты могли фиксироваться и письменно. Решения и приговоры были устными. Основным доказательством на суде были свидетельские показания (п
Например, п. 9: «Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: «Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях», а хозяин пропавшей вещи скажет: «Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец – вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца».
В этой статье, как нельзя лучше, представлена важность свидетельских показаний на суде, причем если свидетелей не оказывалось по близости, то, как написано в п. 13, суд отлагался на 6 месяцев, в течение которых человек должен был отыскать своих свидетелей, а иначе его ждала незавидная участь.
9. Государство-полис древней Греции. Афинское полисное государство: возникновение и эволюция к демократической республике. Общественный и государственный строй Афин V-IV веков до н.э.
В VIII-VI вв. до н. э., в период классического рабовладения, Древняя Греция не представляла собой единого государства, а состояла из множества небольших государств, образованных на базе крупных городов. Начинают формироваться античные полисы – города-государства с окружающими их землями.
Одновременно с формированием полисов формируется античная (полисная) форма собственности на землю, в основе которой лежало единство государственной и частной собственности. Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю, только граждане полиса могли быть собственниками земли. Собственник земли был наделен и гражданскими правами, а человек, не имеющий гражданских прав, не мог быть собственником земли. Особенностью греческих полисов было участие всех его граждан в управлении государством.
Полисное законодательство обеспечивало равенство лишь по отношению к земле. Оно почти не касалось движимого богатства граждан (рабов, орудий производства, денег и т. д.). Но в некоторых полисах проводились законы, ограничивавшие крупное землевладение, вводились дополнительные государственные повинности (литургии) на состоятельных граждан в виде проведения определенных мероприятий в пользу всего полиса (организация празднеств, строительство кораблей и т. д.).
В обязанности полисных органов управления входила и материальная поддержка наиболее бедных граждан. В Афинах, например, существовала оплата за участие в управлении, периодически выдавались «зрелищные деньги» (террикон), проводились различные общественные работы.
Экономической основой полисов была автаркия-самостоятельное производство необходимых полису экономических благ (самообеспечение), что гарантировало греческим полисам экономическую независимость. Полисная система ценностей предполагала превосходство земледельческого труда над всеми остальными видами деятельности. Каждый гражданин полиса независимо от своего положения обязан был отбывать воинскую повинность.
Можно выделить два основных типа полисов: торгово-ремесленные-Афины, Коринф, Милеет, Родос и др., и аграрные- Спарта, Беотия, Аркадия, Фессалия.
Афинский тип полисов, типичным представителем которых были Афины, являли собой крупные города с развитым ремеслом, торговлей и товарно-денежными отношениями. Города такого типа имели высокий уровень развития экономики и являлись ведущими хозяйственными центрами Греции. Такие города располагались, как правило, на морском побережье, имели относительно небольшую сельскохозяйственную территорию и значительную численность населения.
В социальном отношении греческая демократия в АФИНАХ основывалась на глубинном неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо предполагал наличие сословных разграничений между отдельными слоями жителей.
Право в разной мере обязывало своими требованиями сословия, становясь для одних правом-привилегией, для других – формой закрепления социальной униженности.
Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную массу населения составляла беднота. Число свободных было значительно меньше, чем рабов. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Рабский труд, широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т.п. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. Но за государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею.
Полноправные афинские граждане (у которых и мать, и отец были гражданами Афин) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, Совете, выборных органах), право на почитание и защиту отеческих богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми
своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление граждане по суду могли быть ограничены в правах, т.е. подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия – повинность в пользу государства. Это было своего рода ограничение частной собственности в интересах всего класса рабовладельцев.
Метеки (чужеземцы, проживающие в Афинах) не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата – посредника между метеками и правительственными учреждениями, С метеков взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе.
К метекам по своему положению приравнивались вольноотпущенники.
Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание (экклесия) являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.
Полномочия Народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц. заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного собрания входило такое чрезвычайное мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая, получив полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственными органами всех основных законов афинского государства. Кроме того, любой член Народного собрания имел право выступить в экклесии с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы (так называемая жалоба на противозаконие – графэ параномон). Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической конституции.
Народное собрание работало но довольно демократическим правилам. Выступить мог любой участник Собрания. По в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.
Экклесия созывалась весьма часто. Обычно каждая притания (т.е. дежурство и срок дежурства десятой части Совета пятисот, которая непосредственно руководила текущей работой Совета) созывала четыре народных собрания через 8–9 дней. Кроме очередных заседаний нередко по неотложным делам Собрание созывалось вне очереди.
Председателем Народного собрания являлся председатель пританов.
В конце V в. н.э. была введена плата за посещение Народного собрания: вначале в размере обола, а затем – трех оболов. Благодаря этому стало реальным участие в Собрании широких народных масс.
Совет пятисот (буллэ), будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял Народного собрания, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.
В компетенцию Совета входило много вопросов. Пританы созывали Народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготовлял и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу,
Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих должностных лиц. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.
Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно с остальными должностными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю.