Файл: Совершенствование организации управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования (на примере городского округа Красногорск).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Московский областной филиал

Специальность/направление подготовки: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Образовательная программа: Государственное и муниципальное управление
Бакалаврская работа на тему:

«Совершенствование организации управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования (на примере городского округа Красногорск)»

Автор:

обучающийся группы ГМУ3

очной формы обучения
__________/Морозов В.В.
Руководитель:

доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.ю.н.
__________/Исупова С.С.


Красногорск 2018 г.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы управления благоустройством и озеленением территорий 6

1.1. Аспекты федерального законодательства в сфере благоустройства и озеленения территорий 6

1.2. Проблемы правового регулирования сферы благоустройства на региональном и местном уровнях 19

Глава 2. Анализ благоустройства и озеленения территории городского округа Красногорск 28

2.1. Общая характеристика городского округа Красногорск и Администрации городского округа Красногорск 28

2.2. Исследование деятельности Администрации городского округа Красногорска в сфере благоустройства и озеленения территории 34

2.3. Пути совершенствования управления благоустройством и озеленением городского округа Красногорск 43

Заключение 50

Библиографический список 54



Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что благоустройство является той составляющей городской среды, которая может сформировать комфорт, эстетическую и функциональную привлекательность, качество и удобство жизни горожан. Учитывая важную роль этой области и активное развитие связанной с ней деятельности в городе, комплексное
благоустройство формируется в особую отрасль проектирования и городского хозяйства.

С ростом городов и повышением технологического уровня промышленности все более острой становится проблема благоустройства территорий и управления услугами муниципального образования в этой области. Данная проблема требует тщательно взвешенных управленческих решений, связанных с планированием работы предприятий благоустройства и использованием территориальных ресурсов в рамках существующей социально-политической системы.

Под благоустройством принято понимать комплекс мер по эстетичному облагораживанию территорий: дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, уличное освещение и др. В последнее время в понятие благоустройства принято включать и озеленение территорий, как совокупность работ, связанных с созданием и использованием растительных насаждений и направленных на улучшение экологического состояния окружающей среды.

Современный этап развития городского благоустройства и озеленения ставит ряд новых задач, которые невозможно решить без широкого использования достижений научно-технического прогресса, передового практического опыта, без систематического повышения квалификации кадров в органах власти всех уровней.

О создании светлых, здоровых городов-садов с чистым воздухом, в благоприятном для жизни людей природном окружении давно мечтали утописты-гуманисты, строя планы идеальных населенных пунктов. Идеи по созданию таких городов были предложены Т. Кампанелло (книга «Солнечный город»), Р. Оуэн («Коллективный город-квартал»), Е. Говард (книга «Завтра городов-садов») и т.д.

Благоустройство и озеленение городов отображено в работах таких отечественных авторов, как Бочаров Ю.П. и Кудрявцев О.К. («Планировочная структура современного города»), Болотова М.Н. и Рыгалов В.А. («Благоустройство промышленных предприятий»), Кравчук Я.Т. («Формирование новых городов»), Бирюкова Л.Е. («Основы планировки и благоустройства населенных мест»), Николаевская И.А. («Благоустройство городов») и др.

В своих работах Таболин В.В., Занадворов В.С., Занадворова А.В., Зотов В.Б., Хотунцев Ю.Л. рассматривали проблемы управления озеленением и благоустройством городов.



Цель выпускной квалификационной работы – разработка путей совершенствования деятельности Администрации городского округа Красногорск по вопросам управления благоустройством и озеленением территории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть федеральную законодательную базу по вопросам регулирования системы благоустройства и озеленения территорий в Российской Федерации;

  • изучить проблемы правового регулирования благоустройства на региональном и местном уровнях;

  • дать общую характеристику городского округа Красногорск и администрации городского округа Красногорск;

  • проанализировать деятельность администрации городского округа Красногорск по вопросам благоустройства и озеленения территории;

  • разработать рекомендации по совершенствованию деятельности администрации городского округа Красногорск в сфере благоустройства и озеленения территории.

Предмет исследования – теоретические и практические вопросы, связанные с совершенствованием организации управления благоустройством и озеленением территорий.

Объект исследования – управление благоустройства администрации городского округа Красногорск.

Методология исследования: работа основана на трудах указанных выше авторов, федеральных законах, законах субъектов РФ и нормативно–правовых актах органов местного самоуправления.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы управления благоустройством и озеленением территорий и закрепление этих вопросов на законодательном и муниципальном уровнях.

Во второй главе представлен анализ благоустройства и озеленения территории городского округа Красногорск и предложены пути совершенствования деятельности администрации в этом направлении. В заключении сделаны выводы по выпускной квалификационной работе.
Глава 1. Теоретические основы управления благоустройством и озеленением территорий
1.1. Аспекты федерального законодательства в сфере благоустройства и озеленения территорий
Развитие современного общества невозможно без улучшения среды его обитания. Одним из элементов улучшения окружающей среды для населения городов является благоустройство территорий: создание безопасной, удобной и привлекательной среды муниципальных образований. Это – один из критериев, по которым оценивается работа администрации муниципального образования.


Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (далее - ГрК РФ) дает определение благоустройству территории: это «деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий»1. В этой работе мы будем основываться именно на этом определении.

Использование в данном определении формулировки «санитарное и эстетическое состояние территорий» говорит о том, что в нем подразумевается деятельность по озеленению, а также уборке и утилизации отходов. А это, в свою очередь, относится к вопросам охраны окружающей среды. В связи с этим считаем необходимым проанализировать Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).

Согласно Закону об охране окружающей среды «охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий»2.

«Природоохранная деятельность, осуществляемая государством, становится эффективной лишь в том случае, когда происходит разделение всей полноты государственной власти между всеми ее уровнями - федеральным, уровнем субъектов Российской Федерации и уровнем муниципальных образований, т.е. когда осуществляется разграничение властных полномочий между ними»3. Несмотря на то, что Боголюбов допустил ошибку, включив в государственную власть местное самоуправление, которой оно не является по Конституции РФ, данное утверждение всегда остается актуальным, тем более в условиях федеративного государства, коим является и Россия. Поэтому считаем важным обозначить приписываемый Законом об охране окружающей среды круг полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления.


В соответствии со статьей 5 Закона об охране окружающей среды к полномочиям федеральных органов исполнительной власти относятся:

  • обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

  • взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

  • организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

  • ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

  • государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

  • установление перечня загрязняющих веществ и др.

Также в соответствии со статьей 5.1 Закона об охране окружающей среды полномочия федеральных органов исполнительной власти могут делегироваться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Последние в сфере охраны окружающей среды имеют следующие полномочия:

  • право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

  • право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

  • ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору4 и др.

На основании некоторых научных дисциплин (например, «Экологическое право», «Охрана окружающей среды»), а также государственной экологической политики, можно выделить следующие задачи охраны окружающей среды:

  • обеспечение благоприятного для жизни уровня безопасности окружающей среды;

  • регулирование отношений в сфере охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

  • сохранение компонентов природной среды.

Закон об охране окружающей среды дает довольно обширный список принципов, на которых должна строиться деятельность по охране окружающей среды: «соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, сохранение биологического разнообразия»5 и т.д. Но все они сводятся к следующим особенностям данной деятельности:

  • приоритет охраны здоровья и жизни человека;

  • создание благоприятной окружающей среды во обеспечение прав человека на жизнь, труд и отдых;

  • незыблемость законодательных требований по охране природы;

  • сочетание и баланс между экологическими и экономическими общественными интересами;

  • рациональное использование природных ресурсов.