Файл: Совершенствование организации управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования (на примере городского округа Красногорск).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полномочия в сфере природоохранной деятельности реализуются федеральными органами власти, различными по статусу и компетенции. Данные органы можно разделить на следующие группы.



  1. Органы общей компетенции.

К ним относятся Президент РФ и Правительство РФ. Первый в соответствии со статьей 80 Конституции РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, а также является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Вся эта деятельность также относится и к осуществлению охраны окружающей среды и обеспечению экологических прав граждан.

Согласно п. 1 статьи 114 Конституции РФ Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти и осуществляет, помимо прочего, проведение и реализацию единой экологической политики государства.

  1. Органы специальной компетенции.

К ним относятся федеральные министерства, агентства и службы, ответственные за реализацию государственной политики в сфере охраны природы (например, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство лесного хозяйства). Эти органы уполномочены управлять и контролировать производственную деятельность по использованию природных ресурсов и соблюдению экологического законодательства.

  1. Органы, осуществляющие управление в смежных сферах.

Данные органы реализуют свои управленческие функции в процессе смежной деятельности, являющейся для них основной (например, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Описанные выше теоретические подходы и правовая основа охраны природы, конечно, не полностью раскрывают все начала этой деятельности. Они дают информацию о том, как и на каких принципах должны строить и осуществлять свою деятельность органы власти всех уровней в сфере охраны окружающей среды.

Если говорить о санитарном состоянии населенного пункта как о составляющей благоустройства территории, то особая роль в этой связи отводится системе обращения с отходами. Главным законодательным актом, регулирующим вопросы в этой сфере, является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

Обращение с отходами производства и потребления, помимо вышеназванного Закона об отходах, регулируется также рядом законодательных и подзаконных актов, а также Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов. Именно ратификация Россией Базельской конвенции в 1995 году (Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением») во многом стала стимулом для развития национального российского законодательства в этой сфере.


Закон об отходах дает следующее определение отходам: это «вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению»6.

Законодательная база устанавливает требования к утилизации отходов, что создает благоприятные условия для совершенствования технологического комплекса отдельных компаний и страны в целом. Далее в той же статье 1 Закона об отходах закреплена норма о том, что «утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация)».

Как уже отмечалось выше, эффективная природоохранная деятельность, в том числе и по вопросам обращения с отходами, возможна только при жестком разграничении полномочий между органами власти всех уровней. Так, в соответствии со статьей 5 Закона об отходах к полномочиям Российской Федерации в области хранения, утилизации, переработки, сбора отходов относятся следующие вопросы:

  • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области обращения с отходами;

  • проведение в РФ единой государственной политики в области обращения с отходами;

  • определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами;

  • установление порядка предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам РФ из средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора, на финансирование работ по обращению с отходами;

  • установление порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

  • установление порядка подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов и др.

Статья 6 Закона об отходах к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере обращения с отходами относит следующие:



  • разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

  • участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта РФ;

  • установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

  • утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ);

  • утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ);

  • организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ);

  • утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ) и др.

В описанных выше документах законодатель не урегулировал на государственном уровне те полномочия, которые сохраняются за муниципалитетами. Поэтому главным документом, наделяющим органы местного самоуправления конкретными полномочиями, в том числе и в сфере благоустройства, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

Закон № 131-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Этот закон регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отражения в федеральном законодательстве, что, безусловно, является положительным моментом.

В данном законе нас интересует, в первую очередь, то, вопросы местного значения каких муниципальных образований связаны с деятельностью по благоустройству и озеленению территорий. В связи с этим далее будут рассмотрены 3 направления: благоустройство, обращение с отходами, охрана окружающей среды.

  1. Благоустройство территории.

П. 19 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ дает следующую формулировку вопросу местного значения городских поселений в сфере благоустройства: «утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения». Помимо городских поселений, на основании статей
14, 16 и 16.2 сфера благоустройства также включена в перечень вопросов местного значения сельских поселений (кроме части, касающейся лесов), городских округов и внутригородских районов (кроме части, качающейся лесов).

  1. Обращение с отходами.

Статья 15 Закона № 131-ФЗ закрепляет вопрос местного значения муниципального района в области обращения с отходами следующим образом: «участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов». В соответствии со статьями 14 и 16 данная сфера относится к вопросам местного значения городских поселений (кроме части, касающейся обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов) и городских округов.

  1. Охрана окружающей среды.

Закон № 131-ФЗ закрепляет для городского округа вопрос местного значения в этой сфере в такой формулировке: «организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа»7. На основании статьи 15 регулирование сферы охраны окружающей среды относится к вопросам местного значения муниципального района.

Таким образом, следует отметить, что у муниципальных образований имеется разный объем полномочий в рассматриваемой нами сфере. Решение вопросов благоустройства территорий не регламентируется и «специальными правами» - правами органов местного самоуправления муниципальных образований на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Несмотря на это, можно подчеркнуть тот факт, что все рассматриваемые нами направления охватываются вопросами местного значения городских округов. Далее в работе будут изучены эти вопросы на предмет их регулирования именно в городских округах, в качестве примера нами выбран Красногорск, деятельность органов местного самоуправления в сфере благоустройства которого будет рассмотрена во второй главе работы.

Несомненно, благоустройство и озеленение территории играет огромную роль в развитии муниципального образования. Эта сфера относится к градостроительной политике того или иного населенного пункта. Поэтому целесообразным считаем рассмотреть еще один немаловажный документ: ГрК РФ.

Этот федеральный закон призван регулировать градостроительные и связанные с ними отношения на всей территории Российской Федерации. Иными словами, статья 1 данного закона регулирует отношения, возникающие по следующим вопросам развития территорий: «территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений», а также благоустройству муниципального образования.


Согласно ГрК РФ «Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях»8. Часть 1 статьи 6 к полномочиям федеральных органов власти в области градостроительной деятельности относит следующие вопросы:

  • подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации;

  • осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

  • согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных ГрК РФ и др.

Полномочия органов власти субъектов РФ определены статьей 7 ГрК РФ. К ним относятся:

  • подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации;

  • утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ;

  • утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;

  • согласование проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов, проектов правил землепользования и застройки в случаях, предусмотренных ГрК РФ и др.

Статья 8 ГрК РФ, состоящая из 3 частей, закрепляет полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства. Первая часть определяет полномочия органов МСУ поселений, а именно:

  • подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

  • утверждение правил землепользования и застройки поселений;

  • утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ;

  • принятие решений о развитии застроенных территорий;

  • принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления и др.

Вторая часть статьи 8 ГрК РФ закрепляет полномочия органов МСУ муниципальных районов в этой сфере. К ним относятся: