Файл: Совершенствование организации управления благоустройством и озеленением территории муниципального образования (на примере городского округа Красногорск).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перечень общественных территорий формируется в соответствии с Положением о порядке представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций о включении общественной территории в Программу.
Включение предложений заинтересованных лиц о включении территории общего пользования или дворовой территории многоквартирного дома в Программу осуществляется путем реализации следующих этапов:
-
проведения общественного обсуждения проекта муниципальной программы в соответствии с Порядком проведения общественного обсуждения проекта Программы; -
рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц на включение в адресный перечень дворовых территорий, запланированных к комплексному благоустройству в соответствии с Положением о порядке представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовых территорий в Программу; -
рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций на включение в перечень общественных территорий, на которых планируется благоустройство в соответствии с Порядком представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций о включении наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования в Программу; -
подготовка и утверждение (с учетом обсуждения с представителями заинтересованных лиц) дизайн - проектов благоустройства общественных пространств.
Проектирование благоустройства общественных пространств выполняется с учетом сложившейся градостроительной ситуации; природных особенностей территорий и максимально возможным сохранением зеленых насаждений; данных ландшафтного анализа территорий, рекреационной ёмкости и нагрузки территорий (реальной и прогнозируемой); потребностей разных групп населения, круглогодичного функционального использования территорий; сложившейся дорожно-тропиночной сети; максимальной логистической и функциональной увязки проектируемых территорий; минимальных затрат на дальнейшее обслуживание проектируемых территорий и отдельных объектов благоустройства и озеленения; подбора посадочного материала, устойчивого к воздействию агрессивной городской среды, а также требующего минимального полива; максимального использования многолетних культур; использования антивандальных материалов, в том числе посадочного, и элементов благоустройства.
Для обеспечения возможности инвалидов и других маломобильных групп населения вести независимый образ жизни и участвовать в жизни города при благоустройстве общественных и дворовых территорий предусматривается:
-
устройство пандусов, дорожного покрытия, наружного освещения территории, установку малых архитектурных форм и скамей; -
оптимальное размещение и оборудование остановок общественного транспорта; -
оборудование пешеходных маршрутов площадками для кратковременного отдыха, визуальными и тактильными средствами ориентации, информации, а также средствами вертикальной коммуникации (подъёмниками, эскалаторами); -
оборудование доступных для инвалидов мест отдыха в скверах, садах, парках местного значения и лесопарков; -
увеличение количества парковочных мест для инвалидов с учётом реальной их необходимости.
Таким образом, Программа направлена на увеличение доли благоустроенных дворовых и общественных территорий, а также улучшение внешнего облика городского округа Красногорск.
2.3. Пути совершенствования управления благоустройством и озеленением городского округа Красногорск
Приведение внешнего облика городов и сельских поселений в надлежащий вид, как с технической, так и с эстетической стороны, создание условий для формирования комфортной среды проживания – важнейшие задачи, направленные на повышение качества жизни населения, рост экономики муниципальных образований, а также обеспечение безопасности граждан.
К числу основных правовых актов, непосредственно регулирующих вопросы благоустройства, относятся правила благоустройства территории, принимаемые в муниципальных образованиях. Данные правила устанавливают, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству, периодичность их выполнения и другие аспекты благоустройства.
В отношении этого положения существует некоторая странность. В настоящий момент правила благоустройства городского округа Красногорск находятся в стадии проекта. Но разрабатываются они не муниципалитетом, а Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Закон № 131-ФЗ относит правовое регулирование в сфере благоустройства территорий муниципальных образований к вопросам местного значения. Таким образом, обеспечение комплекса мероприятий в сфере благоустройства является прямой обязанностью муниципалитетов. Получается, что изданием правил субъект вторгается в компетенцию местных властей. Поэтому для совершенствования деятельности администрации городского округа Красногорск в рассматриваемой нами сфере считаем необходимым урегулировать вопрос о составлении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий муниципальных образований. Решением Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации на тему «Благоустройство территорий населенных пунктов: проблемы и пути их решения» от 14.04.2017 утверждение рекомендаций является правом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В данный момент этот документ находится на стадии проекта.
Благоустройство дворовых территорий и мест массового пребывания населения невозможно осуществлять без комплексного подхода. При отсутствии проекта благоустройства получить многофункциональную адаптивную среду для проживания граждан не представляется возможным. При выполнении работ по благоустройству необходимо учитывать мнение жителей и сложившуюся инфраструктуру территорий дворов для определения функциональных зон и выполнения других мероприятий.
К решению проблем благоустройства дворовых территорий и наиболее посещаемых территорий общего пользования необходимо применять программный подход. Он позволяет наиболее полно и в то же время детально охватить весь объем проблем, решение которых может обеспечить комфортные условия проживания всего населения.
Эти проблемы не могут быть решены в пределах одного финансового года, поскольку требуют значительных бюджетных расходов. Для их решения требуется участие не только органов местного самоуправления, но и государственных органов, а также организаций различных форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа.
Применение программного метода позволит поэтапно осуществлять комплексное благоустройство дворовых территорий и территорий общего пользования с учетом мнения граждан, а именно:
-
повысит уровень планирования и реализации мероприятий по благоустройству (сделает их современными, эффективными, оптимальными, открытыми, востребованными гражданами); -
запустит реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами; -
запустит механизм финансового и трудового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству; -
сформирует инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий по благоустройству на территории городского округа Красногорск.
Трудовое участие заинтересованных лиц может быть реализовано в следующих формах:
-
выполнение неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации, в том числе подготовка дворовой территории многоквартирного жилого дома к началу работ, уборка мусора, покраска оборудования, другие работы; -
предоставление строительных материалов, техники; -
обеспечение благоприятных условий для работы подрядных организаций.
Доля трудового участия заинтересованных лиц может быть установлена в размере одного субботника для дворовой территории многоквартирного жилого дома.
В городах, в условиях высокоплотной застройки, трудно бывает обеспечить возможность для занятий физкультурой и спортом, более длительных, регулярных прогулок на свежем воздухе. Для реализации таких функций требуются достаточно большие территории, хорошо оборудованные, обладающие значительным природным потенциалом. В этом случае функциональное зонирование осуществляется по дворовым территориям: в одном дворе может располагаться детская площадка, в другом – спортивная площадка и т.д. Возникает проблема беспрепятственного перехода населения из одной функциональной зоны в другую. Для решения данной проблемы нами предлагается использование пешеходных эстакад, организованные над уровнем улицы. Их конструктивное решение не предусматривает устройство лестниц: начало пешеходной эстакады формируется в глубине двора в виде пандуса. Такие эстакады включают участки газона, цветочное оформление, мобильное озеленение. Существуют примеры перекрытия эстакад решетчатыми перголами, оформленными вьющимися растениями.
Озеленение жилого двора должно быть плановым, стильным, а это требует знания ассортимента растений, используемых в конкретной климатической зоне, их биологических особенностей. Древесно-кустарниковая растительность не должна равномерно заполнять пространство двора. Важно с ее помощью выделить или, при необходимости, изолировать различные функциональные зоны. При умелой организации «кулис» из кустарников и деревьев внутреннее пространство кварталов и микрорайонов легко расчленяется на отдельные уголки, позволяя рассредоточиться в пространстве мамам с колясками, беседующим старушкам, играющим детям. Следует избегать близкой посадки деревьев к жилому дому. Печальный опыт размещения деревьев «под окном» привел к довольно негативным результатам: квартиры нижних этажей оказались в глубокой тени. И все чаще приходится спиливать взрослые здоровые экземпляры. В жилой застройке средней этажности лучше ограничиться одной, двумя живописными древесно-кустарниковыми группами в центре двора.
Следует упомянуть возможности вертикального озеленения в благоустройстве жилого двора. Вьющиеся растения (актинидия, разнообразные виды клематиса, роза вьющаяся) плотным покровом закрывая стены домов (иногда на высоту до 3–5 этажей), увеличивают в 6–8 раз звукопоглощающую способность стен. Активно проводится сегодня озеленение крыш домов. Для этого требуются специальные кровельные материалы, выдерживающие воздействие почвы и корней растений. Таким образом, существует реальная возможность для создания небольших частных садиков для жителей верхних этажей.
Все более полное осознание необходимости тесного взаимодействия человека и природы приводит к поискам новых приемов ландшафтной организации городских территорий, в том числе территорий жилой застройки. С целью вовлечения все большего числа жителей в процесс развития благоустройства городского округа следует разработать конкурсные мероприятия для местного населения. Это должно стать отдельным направлением деятельности Управления. Эти конкурсы за звание «Лучший двор» и т.п. позволят наиболее эффективно повысить уровень благоустройства городского округа Красногорск. Они будут направлены на комплексное благоустройство и санитарно-экологическое оздоровление города, ставя перед собой задачи:
-
активизации деятельности и передачи передового опыта муниципальных служб в улучшении эстетического оформления зеленых насаждений; -
устройства спортивных, игровых и малых архитектурных сооружений с привлечением к работам средств инвесторов; -
повышения роли территориального общественного самоуправления в воспитании бережного отношения жильцов к сохранности жилого фонда; -
создания соответствующего общественного мнения вокруг проблемы благоустройства и озеленения, стимулов для ее разрешения и условий для расширения активной деятельности жителей в этой сфере.
На наш взгляд, необходимо активно привлекать к данным мероприятиям само население, развивать инициативу горожан.
Целью конкурса является участие населения в улучшении благоустройства муниципального образования, формирование соответствующего отношения горожан к проблеме благоустройства. Конкурс предполагает активизацию деятельности населения в улучшении экологического и эстетического состояния дворов; устройство спортивных, игровых и малых архитектурных форм с привлечением к работам населения; в воспитании бережного отношения жильцов к сохранности жилого фонда; привлечение как можно большего числа горожан к благоустройству дворовых территорий; привлечение внимания СМИ, представителей учреждений и предприятий, коммерческих структур, общественных организаций, домовых комитетов и частных лиц к конкурсу.
Условие конкурса заключается в благоустроенности и содержании дворовых территорий в чистом состоянии. Все, что требуется от горожан – не сорить и содержать двор в чистом виде. Главное условие конкурса – участие жителей в благоустройстве двора, наличие зон отдыха, чистота территории, ухоженность газонов, наличие зеленых насаждений, творческие решения, массовость участия жителей двора.