Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 553
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) потеря контроля над количеством выпитого;
в) развитие запойного пьянства;
г) один из признаков, указывающий на употребление наркотиков.
20. Частота самоубийств в три раза выше:
а) среди женщин;
б) среди мужчин.
21. Установите правильную последовательность фаз в явлении суицида:
а) суицидальные намерения;
б) суицидальные замыслы;
в) пассивные суицидальные мысли;
г) пресуицид.
22. Специфика профилактической беседы с суицидентом заключается в следующем (укажите правильные высказывания):
а) приглашение на беседу делается лично, а не через посредника;
б) отсутствие при беседе посторонних;
в) планировать беседу не в рабочее время;
г) в процессе беседы не вести никаких записей.
23. Установите правильную последовательность профилактической беседы с суицидентом:
1) окончальное формулирование плана деятельности;
2) совместное планирование действий по преодолению кризисной ситуации;
3) снятие ощущения безысходности ситуации, установление последовательности событий, приведших к кризису;
4) установление эмоционального контакта.
24. Акмеология – это:
1) наука и практика обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития;
2) наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.
25. Сила личности – это:
1) потребность преодолевать трудности;
2) самоконтроль;
3) гармонизация отношений с миром и самим собой;
4) способность к идеализации окружающей среды и общества.
Ключ к тестовым заданиям
1 – в | 14 – б |
2 – а; б | 15 – а |
3 – все высказывания верны | 16 – все высказывания верны |
4 – а, 3; б,1; в,2 | 17 – а,2; б,1; в,3 |
5 – 4, 5, 6 | 18 – а,2; б,1; в,3 |
6 – все высказывания верны | 19 – г |
7 – 4 | 20 – б |
8 – все высказывания верны | 21 – г, в, б, а |
9 – все высказывания верны | 22 – все высказывания верны |
10 – все высказывания верны | 23 – 4, 3, 2, 1 |
11 – а | 24 – 2 |
12 – все высказывания верны | 25 – все высказывания верны |
13 – в | |
Бл о к 9. Примерные вопросы для контроля знаний по модулю 3
Вопросы на репродуктивном и продуктивном уровне
усвоения материала (оценка знаний 4–8 баллов)
1. Педагогика: предмет, задачи, методы исследования.
2. Образование как социокультурный феномен.
3. Современное состояние образования.
4. Проблема личности, ее развития и воспитания.
5. Типы, виды и стили воспитания.
6. Кризис воспитания.
7. Семья как основное слагаемое воспитательного процесса
8. Влияние семьи на формирование «Я–концепции» личности.
9. Правовые основы семейного воспитания.
10. Педагогический потенциал коллектива.
11. Суть экологического кризиса и методические основы экологического образования.
12. Условия, способствующие превращению человека в жертву социализации.
13. Формы девиантного поведения и методы их профилактики.
14. Акмеологические основы самосовершенствования личности.
15. Сила личности как фактор личностного самосовершенствования.
Вопросы на творческом уровне усвоения материала
(оценка знаний 9–10 баллов)
1. Важнейшие социокультурные тенденции, определяющие развитие образования в мире и стране: сравнительный анализ.
2. Теоретическая и универсальная модели образования: содержание, достоинства и недостатки.
3. Негативные тенденции в образовании и возможные пути их преодоления.
4. Воспитательные факторы: сравнительный анализ.
5. Типы и стили воспитания: сравнительный анализ.
6. Суть и причины кризиса воспитания: сравнительный анализ.
7. Современная семья: функции, кризис, особенности воспитания в ней.
8. Особенности формирования «Я–концепции» личности в семьях с разным типом взаимоотношений и стилем семейного воспитания.
9. Нормативные документы, гарантирующие жизнь и здоровье детей: сравнительный анализ.
10. Воздействие коллектива на личность: позитивные и негативные факторы и меры по преодолению последних.
11. Особенности взаимоотношения человечества с природой в рамках разных парадигм (антропоцентрическая – экоцентрическая).
12. Анализ факторов, способствующих виктимизации человека, по силе их воздействующих возможностей.
13. Сравнительный анализ форм поведения и взаимодействия с окружающими алкоголика, наркомана и суицидента. Особенности профилактической работы с ними.
14. Анализ факторов успешной карьеры человека.
15. Личностное самосовершенствование: анализ составляющих силы личности.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Б о р д о в с к а я Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2001. -
М у д р и к В.А. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / В.А. Мудрик. М.: Академия, 1998. -
Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. Минск: Аверсэв, 2003. -
Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. -
П о д л а с ы й И.П. Педагогика: новый курс: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / И.П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -
Психология и педагогика / под ред. К.А. Альбухановой. М.: Совершенство, 1998.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
7. В у л ь ф с о н Б.Л. Кризис воспитания // Педагогика. 2006. № 5. С. 3–10.
8. Высшая школа: функции, эффекты, концепции менеджмента. Минск: РИВШ, 2008.
9. Г у к а л е н к о О.Г. Образовательное пространство СНГ: проблемы и перспективы развития // Педагогика. № 2. 2007. С. 3–11.
10. Д е р я б о С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
11. Ж у к А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А.И. Жук, Н.Е. Кошель. Минск: Аверэсв, 2003.
12. К а р н е г и Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. Екатеринбург: Литур, 2001.
13. К л и м о в Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
14. К р а в ч е н к о А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
15. Н е м о в Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
16. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
17. Серова Л.Г. Тесты для отбора персонала. Серия «Психологический практикум» / Л.Г. Серова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………...…... | 3 |
М о д у л ь 1. Психология личности ………………….………………………… | 6 |
Б л о к 1. Введение в курс «Основы психологии»…………...…………………... | 6 |
Л е к ц и я 1. Введение в курс «Основы психологии»…………...………………. | 6 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 16 |
Л е к ц и я 2. Развитие психики человека и животных…………………………... | 17 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 25 |
Б л о к 2. Механизмы психического отражения …………………………………. | 26 |
Л е к ц и я 3. Механизмы психического отражения …………..………..………... | 26 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 37 |
Б л о к 3. Социальная подструктура личности…….…………………………….. | 39 |
Л е к ц и я 4. Социальная подструктура личности ..………..………..………..... | 39 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 48 |
Б л о к 4. Направленность личности ……...........……..……..………..………...... | 49 |
Л е к ц и я 5. Направленность личности ……...........………..………..………...... | 49 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 58 |
Б л о к 5. Эмоции и психические состояния личности ……..………..………...... | 59 |
Л е к ц и я 6. Эмоции и психические состояния личности …………..…………. | 59 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 68 |
Б л о к 6. Индивидуально-психологические особенности личности …….…...... | 69 |
Л е к ц и я 7. Индивидуально-психологические особенности личности …..…... | 69 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 78 |
Б л о к 7. Мини-практикум………………………………………………………… | 79 |
Б л о к 8. Итоговый контроль по модулю ………………………………………... | 102 |
Бл о к 9. Примерные вопросы для контроля знаний по модулю 1…………….. | 113 |
Литература…………………………………………………………………………. | 115 |
М о д у л ь 2. Психология межличностных отношений .…………………….. | 116 |
Б л о к 1. Межличностные отношения и общение …………………………….. | 116 |
Л е к ц и я 8. Межличностные отношения и общение ………………………….. | 116 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 127 |
Л е к ц и я 9. Барьеры общения и пути их преодоления…………..…………….. | 128 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 137 |
Б л о к 2. Межличностные конфликты……………………………………………. | 138 |
Л е к ц и я 10. Межличностные конфликты……………………………………… | 138 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 147 |
Б л о к 3. Взаимодействие людей в малых группах………………….………… | 148 |
Л е к ц и я 11. Взаимодействие людей в малых группах………………….…….. | 148 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 157 |
Б л о к 4. Взаимодействие субъекта и объекта управления……………………… | 158 |
Л е к ц и я 12. Взаимодействие субъекта и объекта управления…………......... | 158 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 167 |
Л е к ц и я 13. Психология и этика деловых отношений…………………………. | 168 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 177 |
Б л о к 5. Мини-практикум………………………………………………………… | 178 |
Б л о к 6. Итоговый контроль по модулю ………………………………………... | 202 |
Бл о к 7. Примерные вопросы для контроля знаний по модулю 2…………….. | 207 |
Литература…………………………………………………………………………. | 209 |
Модуль 3. Основы педагогики ……………………..…………………………… | 210 |
Б л о к 1. Введение в курс «Основы педагогики»………………………………... | 211 |
Л е к ц и я 14. Введение в курс «Основы педагогики»…………………………... | 211 |
Материалы к практическому занятию…………………………………………….. | 220 |
Б л о к 2. Воспитание и развитие личности. ……………………………………... | 221 |
Л е к ц и я 15. Воспитание и развитие личности ………………………...………. | 221 |
Материалы к практическому занятию…………………………………………….. | 230 |
Л е к ц и я 16. Коллектив в социальном пространстве воспитательного процесса…………………………………………………………………………………..... | 232 |
Материалы к практическому занятию…………………………………………….. | 240 |
Б л о к 3. Семейное воспитание и семейная педагогика ………………………… | 241 |
Л е к ц и я 17. Семейное воспитание и семейная педагогика ………………..…. | 241 |
Материалы к практическому занятию…………………………………………….. | 249 |
Л е к ц и я 18. Воспитания экологического сознания личности………………… | 250 |
Материалы к практическому занятию…………………………………………….. | 259 |
Б л о к 4. Самосовершенствование личности.......................................................... | 260 |
Л е к ц и я 19. Самосовершенствование личности.................................................. | 260 |
Материалы к практическому занятию……………………………………………. | 269 |
Л е к ц и я 20. Психолого-педагогические основы преодоления отклоняющегося поведения ………………………………………………………….…………….. | 270 |
Материалы к практическому занятию…………………………………………….. | 279 |
Б л о к 5. Мини-практикум……………………………...…………………...……. | 280 |
Б л о к 6. Итоговый контроль по модулю ……………………………………….. | 302 |
Б л о к 7. Примерные вопросы для контроля знаний по модулю 3……………. | 307 |
Литература………………………………………………………………………….. | 308 |