Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 556
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анкетирование. Важнейшее требование при составлении вопросов анкет – однозначность их понимания.
Метод беседы. Он требует хорошей предварительной подготовки: наличие плана, основных вопросов, цели, возможных вариантов ответов и т.п.
Метод интервью – также относится к методам опроса.
Метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых.
Метод тестов. Задачей тестов является не получение новых научных данных, а испытание, проверка. Тесты должны удовлетворять следующим требованиям: валидность (оценивает то качество, для которого предназначен) и надежность (его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека).
Метод анализа результатов деятельности:
– метод анализа творчества;
– биографический метод.
1.2. Психика и сознание человека
Вся материя обладает свойством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия внешней среды. Существует три основных формы отражения:
– психическая – как ответная реакция живого организма на раздражитель (на боль, музыку);
– физическая (отражение звука, света, радиолокационного сигнала);
– физиологическая (поворот цветка подсолнуха вслед за солнцем).
Психика связана, прежде всего, с работой мозга. А в основе работы мозга лежит рефлекс (отражение). Раздражители, идущие из внешней среды или от внутренних органов, превращаются рецепторами органов чувств в специальные сигналы сообщения. Сигналы сообщения от рецепторов воспринимаются мозгом (центральное звено). Процессы возбуждения и торможения порождают здесь такие психические процессы, как ощущения, чувства, мышление и т.д. В результате на выходе центрального звена сигналы сообщений превращаются в командные.
В центральном звене психики формируется также образ желаемого результата действия. Этот образ опережает сам результат, предваряет его, выступает в качестве своеобразной модели желаемой действительности. Без опережающего отражения человек не может организовать, планировать и последовательно выполнять намеченные им действия.
Таким образом, психика позволяет вначале выстроить программу действий, перебрать приемлемые варианты, принять соответствующее решение, а затем начать действовать, оценивая текущие результаты. Именно эта сторона психики удовлетворяет потребность в активном преобразовании мира. Это дает возможность рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу.
Теперь можно дать более точное определение психики. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении объективного (реального) мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания.
Все, что человек видит, слышит, ощущает, испытывает и чувствует, составляет его психическую реальность. Она может и не соответствовать объективной реальности окружающего мира, ибо, как было отмечено, психика «раскрашена» личностными особенностями индивида. В психической реальности выделяют:
– эндопсихику (часть психики, которая отражает внутреннее состояние организма и проявляется в эмоциях, потребностях, ощущениях голода и др.);
– экзопсихику (часть психики, которая отражает факторы внешней среды);
– интропсихику (часть психики, отражающая «свой собственный продукт»: мысли, волевые усилия, сны и др.). Сложность психики позволяет лишь условно выделить в ней какие-то структурные элементы.
В исследовании психических явлений важнейшим является вопрос: в чем состоят функции психики? Выделяют три основные функции психики: познавательную, регулятивную и коммуникативную.
Познавательная, или когнитивная, предназначена для построения внутренней модели окружающего мира с помощью процессов ощущения, восприятия, мышления и др.
Регулятивная определяет поведение индивида через потребности, цели, мотивы, чувства, эмоции.
Коммуникативная обеспечивает отношения между людьми в сфере деятельности и межличностных отношений через вербальные и невербальные средства общения.
Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств.
Психические процессы – это форма существования психики. Выделяют три класса психических процессов: познавательные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение).
Эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений; коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей).
Психические состояния представляют собой относительно устойчивый уровень психической деятельности (эмоции, чувства, воля, апатия, устойчивый интерес, творческий подъем, угнетенность и др.).
Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности).
В результате длительной эволюции материи у живых организмов появились и развились многочисленные биологические формы отражения: раздражимость (тропизмы), инстинкты, научение, интеллектуальные формы поведения и высшая форма отражения – психика.
Тропизмы – способ реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим воздействиям: движение организма под воздействием света, тепла, в направлении определенной физико-химической среды. Тропизмы можно назвать формой поведения простейших организмов. Если говорить о поведении животных, то принято выделять три основные формы поведения: инстинкт, навык и интеллектуальное поведение.
Инстинкт – бессознательные, врожденные акты поведения животных в ответ на сложные (комплексные) раздражители. Инстинкты состоят из ряда последовательно связанных друг с другом рефлексов. Инстинктивные действия животных бессознательны: животное не понимает, что оно делает (птица может высиживать деревянные яйца).
Более полное приспособление к меняющимся условиям жизни обеспечивают навыки – действия животного, сформировавшиеся и закрепившиеся в процессе его индивидуальной жизни. Навык формируется у животного методом проб и ошибок. Навыки – изменяющаяся форма поведения животных. Они могут существенно отличаться друг от друга. Одни из них по своему автоматизму приближаются к инстинктам, а другие – к индивидуальным проявлениям.
Интеллектуальные действия животного – такие действия, в которых на основе отражения сложных отношений между отдельными предметами животное решает задачи, с которыми оно ранее не сталкивалось.
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», который позволяет не только отражать мир, но и преобразовывать его.
1.3. Сознание и бессознательное.
Механизмы психологической защиты
Что же стало толчком эволюции психики от простой раздражимости к сознанию?
Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения. Вместе с двумя источниками поведения – наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида – возникает третий источник, который формирует человеческую деятельность, – передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования сознания.
Сознанию человека присущи следующие психологические характеристики:
1. Рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
2. Мысленное представление и воображение действительности тесным образом связаны с волей.
3. Способность к коммуникации, т.е. передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка знаковых систем, т.е. с помощью языка человек передает объективную информацию об окружающем мире.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Психика имеет две сферы: сознания и бессознательного. Тема бессознательного впервые свою научную концепцию получила в трудах З. Фрейда (конец XIX в.). В частности, З. Фрейд различал четыре уровня функционирования психики: бессознательное (как явления, воспроизводимые сознанием, но с помощью особых приемов); досознательное (как осознаваемое, но лишь при необходимости); сознание (как явления, поддающиеся волевой регуляции).
Было показано, что содержательная емкость не осознаваемых индивидом процессов превосходит емкость осознаваемой информации.
Неосознаваемое – это такие психические процессы и состояния, которые обусловлены поступающими воздействиями, но вместе с тем человек не отдает себе отчета в их влиянии. Они просто отражаются в его сознании. В сфере бессознательного выделяют ряд психических процессов и состояний:
– неосознаваемые автоматизмы – это действия, реализуемые человеком без контроля со стороны сознания (расширение зрачков при ощущении боли, периодическое мигание, перемещение ног при ходьбе и др.);
– неосознаваемые сопровождения сознательных действий (гримаса лица при глотании чего-то кислого, движения челюстей при резании ножницами и т.п.);
– неосознаваемые установки (априорная внутренняя установка следователя на виновность подследственного, неосознаваемое различие в оценке роста одного и того же человека, представленного студентам как профессор, доцент и ассистент (реальный опыт));
– невротические симптомы – сильные энергетические очаги полученных когда-то индивидом психических травм, проявляющих себя при похожих обстоятельствах (сильные обиды и унижения, перенесенные индивидом в детстве, вызывают у него впоследствии взрывы негодования, зачастую неадекватные текущей объективной ситуации);
– ошибочные акты. Непроизвольные забывания, описки, обмолвки могут быть результатом скрытых от сознания переживаний (муж случайно называет жену именем своей любовницы);
– «надсознательные» процессы (интуитивное решение задачи, появляющееся внезапно и не поддающееся анализу);
– измененные состояния сознания (ИСС). Они появляются в результате употребления психотропных веществ (наркотики, алкоголь, транквилизаторы, табак, кофе и др.), специальных психотехник и приемов (гипноз, медитация, патологические изменения сознания и др.). ИСС характеризуются качественным сдвигом в работе психики.