Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Основы психологии и педагогики имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психологопедагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 551

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Основы психологии и педагогики» разработан на основе учебной программы для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 5 июля 2007 года (регистрационный № ТД-СГ.006/тип.) в качестве типовой.

На изучение курса отводится 102 часа: 28 ч – на лекционные занятия,28 ч – на практические занятия, 46 ч приходится на самостоятельную работу. В связи с тем, что в учебных планах факультетов может быть предусмотрено иное соотношение учебной нагрузки (в сторону увеличения часов, выделяемых в качестве лекционных или практических) в УМК введен дополнительный теоретический и практический материал, позволяющий преподавателю оперативно реагировать на изменение нагрузки. Также, с учетом специфики вуза, в тематический план курса были внесены некоторые изменения, касающиеся увеличения количества часов, выделяемых на социальную психологию и психологию управления, и уменьшения раздела «Основы педагогики».

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы психологии и педагогики» имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психолого-педагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.

УМК ставит своей задачей помочь учащемуся в освоении знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека; сформировать навыки самоанализа, интерпретации поведения других людей, оценки и рефлексии событий окружающего мира; освоить системные знания об образовании как социокультурном феномене; сформировать обобщенные умения применять психолого-педагогиче­ские знания, принципы, методы для решения социально-профессио­нальных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье; формировать способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.

Структурно учебно-методический комплекс выстроен по принципу выделения относительно развивающих друг друга модулей, разделенных в свою очередь на блоки.

Содержание курса составляют следующие модули:


  • первый модуль «Психология личности», где определяются цели и задачи его освоения, даются знания по развитию психики, рассматривается социальная подструктура личности, ее направленность, эмоции и психические состояния, а также индивидуально-психологи­ческие особенности личности;

  • второй модуль «Психология межличностных отношений» подразумевает ознакомление студентов с особенностями межличностных отношений, барьерами общения, взаимодействием людей в малых группах, стилями управления и психологией и этикой деловых отношений.

  • третий модуль «Основы педагогики» содержит сведения об образовании как социокультурном феномене, дает необходимые знания в сфере воспитания личности, в том числе воспитания экологического сознания, понятия девиантного поведения, закладывает основы самосовершенствования личности.

В составе каждого модуля имеются блоки, содержащие мини-практикум, предназначенный для составления студентом психологического портрета, тесты для самоконтроля и материалы для контроля знаний. Приведенные вопросы для контроля знаний по модулям являются основой для составления экзаменационных билетов.


Примерный тематический план

дисциплины «Основы психологии и педагогики»

Номер и

название

модуля

Номер

тема блока

Количество часов

Аудиторные часы

Самост.

работа

Всего

Лекции

Практические

Модуль 1.

Психология личности

Б–1. Введение в курс «Основы психологии»

Развитие психики человека и животных

Б–2. Механизмы психического отражения

Б–3. Социальная подструктура личности

Б–4. Направленность личности

Б-–5. Эмоции и психические состояния личности

Б–6. Индивидуально-психологи­ческие особенности личности

2


2
2
2

2
2

2


2
2
2

2
2




4


4
4
4

4
4

Модуль 2.

Психология межличностных отношений

Б–1. Межличностные отношения и общение

Барьеры общения и пути их преодоления

Б–2. Межличностные конфликты

Б–3. Взаимодействие людей в малых группах

Б–4. Взаимодействие субъекта и объекта управления

Психология и этика деловых отношений

2


2
2
2

2


2
2
2




4


4
4
4

Модуль 3.

Основы педагогики

Б–1. Введение в курс «Основы педагогики»

Б–2. Воспитание и развитие личности.

Коллектив в социальном пространстве воспитательного процесса

Б–3. Семейное воспитание и семейная педагогика

Воспитания экологического сознания личности

Б–4. Самосовершенствование личности.

Психолого-педагогические основы преодоления отклоняющегося поведения

2
2

2


2

2
2

2


2




4
4

4


4

Количество часов

28

28

46

56

Итого

102





Модуль 1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Цель курса – дать учащимся представление о современной психологии как науке и о системе явлений, которые в ней изучаются, об особенностях формирования и развития личности, ее индивидуально-психологических особенностях.

Для достижения цели модуля студент должен:

на репродуктивном уровне знать понятия: психика, сознание, бессознательное, психическое отражение, индивид, индивидуальность, личность, структура личности, направленность личности, эмоционально-волевая сфера личности и индивидуально-психологиче­ские особенности личности;

на продуктивном уровне характеризовать явления, связанные с психикой человека, этапами формирования личности, ее социализацией, социальной подструктурой, эмоциями и психическими состояниями, индивидуально-психологическими особенностями;

на творческом уровне оценивать (анализировать) явления и особенности психической жизни человека с точки зрения их эффективности и прагматической направленности.

В результате изучения материала модуля студент должен овладеть умениями:

общенаучными: приобрести навыки работы с учебной литературой по теме модуля, подготовки и написания реферата по изучаемому модулю;

– специальными: определять роль и место изучаемого модуля в дисциплине «Основы психологии и педагогики»;

социально-личностными: понимать сущность психических процессов, объяснять особенности своего поведения и поведения окружающих.
Б л о к 1. Введение в курс «Основы психологии»
Л е к ц и я 1. Введение в курс «Основы психологии»
1.1. Объект, предмет и методы психологии
Дать определение любой науке – задача непростая. К примеру, психология имеет дело с самой таинственной и сложной для познания категорий – психикой, и человек изучает в данном случае самого себя. Одно из определений психологии как науки гласит: психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека. Свое название психология берет от греческих слов psihe (душа) и logos (учение), поэтому много веков подряд считалось, что психология – это наука о душе.


Психология – это наука и очень старая и очень молодая. С одной стороны возраст ее около 2400 лет. Основателем психологии принято считать древнегреческого ученого Аристотеля – автора трактата «О душе». С другой стороны, слово «психология» впервые появилось только в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа, а собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось с середины XIX века, а подлинная научная психология начала складываться и того позже – на рубеже XIX и XX вв.

Психология в своем развитии прошла четыре этапа.

I этап – психология как наука о душе. Такое определение она получила более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке, в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека ( мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV – этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Под психикой понимают сложный внутренний мир человека со всеми его познавательными процессами, индивидуально-психологиче­скими особенностями личности и системой восприятия окружающего мира. Раскрыть содержание этих элементов – в этом состоят основные задачи психологии.

В качестве объекта изучения в психологии выступает человек. Это понятие включает как индивида, так и группу людей, состоящих между собой в различных отношениях. В качестве предмета психологии рассматриваются явления, закономерности и механизмы психики.

Цель изучения психологии – научиться понимать человека во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.


Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, с историей общества и его культурой. Поскольку психика человека как существа биосоциального формируется в обществе, то очевидно, что углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики:

1. Организационные (сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный).

2. Эмпирические методы.

3. Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (описание типичных случаев, исключений и т.п.).

4. Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Рассмотрим более подробно эмпирические методы.

Наблюдение. Оно осуществляется по плану, с фиксированием результатов и формулировкой выводов, с обеспечением таких условий, при которых испытуемый не знает, что он является объектом изучения.

Самонаблюдение (интроспекция). Самостоятельного значения этот метод не имеет, так как результаты его невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Эксперимент – лабораторный и естественный. При лабораторном эксперименте испытуемый знает, что он является объектом изучения, и тем самым теряется естественность протекания психических процессов. Данный недостаток может быть устранен в рамках естественного эксперимента, где исследователь организует деятельность незаметно для испытуемых.