Файл: Анализ и оценка коммерческого риска деятельности торговой организации (предприятия).docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 519
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормативно-правовые риски
Риски, связанные с платежами от покупателя
Управленческие риски
Риски форс-мажорных обстоятельств
Рис.1. Классификация коммерческих рисков
Согласно рис.1. виды коммерческих рисков состоят из двух групп: внешних и внутренних рисков. Внешнеэкономические и внешнеполитические риски для организаций, не ведущих деятельность на международных рынках, могут иметь только косвенное значение, зато все остальные виды внешних источников угроз могут привести к серьезным потерям. Внутренние риски во многом синхронны ряду логистических направлений деятельности организации: сбытовой, складской, финансовой и транспортной.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что коммерческий риск представляет собой вероятные потери в коммерческой деятельности торговой организации. В следующем пункте будут рассмотрены методы анализа коммерческих рисков в деятельности торговой организации.
1.2 Методы анализа коммерческих рисков в деятельности торговой организации
В деятельности торговой организации для анализа и оценки коммерческих рисков используется комплекс методов, которые позволяют снизить или предотвратить их появление.
На данный момент в научных источниках представлены различные методы коммерческих рисков, однако их анализ и оценка осуществляется посредством двух стандартных методов: качественных и количественных.
Качественная оценка коммерческого риска дает возможность выявить все потенциальные угрозы, потери и риски для компании, а также определить факторы, способствующие возникновению каждого вида риска. На заключительном этапе качественного анализа необходимо ранжирование факторов риска по степени их влияния на результат компании. В группу качественных методов можно отнести ретроспективный анализ, мозговой штурм, метод делфи, метод номинальной группы
[12, c. 154]. Необходимо отметить, что качественный анализ коммерческих рисков дает только список возможных рисков, а определением каждого вида риска занимается количественный анализ.
Количественный метод оценки коммерческих рисков определяет численные величины вероятности наступления рискового события и его последствий. Кроме того, вычисляется количественная оценка степени риска, устанавливаются допустимые пределы уровня риска, а также степень воздействия на предприятие в целом [5, c. 126].
Количественные методы для оценки коммерческого риска могут быть следующих видов: [13, c. 3]
1) Статистический анализ.
2) Дерево решений.
3) Анализ чувствительности.
4) Анализ сценариев.
5) Имитационное моделирование.
Методы управления коммерческими рисками очень разнообразны. Так, в деятельности торговых организаций самым актуальным методом анализа и управления коммерческими рисками считают метод стратегического планирования. Суть этого метода состоит в том, чтобы периодически разрабатывать некоторые сценарии дальнейшего развития состояния торгового предприятия в условиях риска, сценарии возможного поведения партнеров, конкурентов и поставщиков при тех же условиях коммерческого риска [24]. Этот метод наиболее эффективен, так как помогает снять большую часть неопределенности, предупредить появление узких мест, например ослабления позиций торгового предприятия в своем сегменте рынка.
Не менее актуальным способом анализа коммерческих рисков в торговой организации является метод предотвращения потерь, так как чем большей информацией владеет предприниматель, тем больше у него возможности избежать значительных потерь при изменении внешних факторов, внеся поправки в свою стратегию ведения торговой деятельности [4, c. 81].
Еще одним методом является метод минимизации убытков, который позволяет снизить потери различными предупредительными способами, например, методами активного и целенаправленного маркетинга [2, c. 20]. С помощью этих методов можно добиться соблюдения всех пунктов законодательства, условий договоров и контрактов, трудовой и производственной дисциплины.
Для предприятий торговли также характерны агрессивные методы формирования спроса на свою продукцию. В основном это маркетинговые методы, такие как сегментация рынка, оценка емкости рынка, обеспечение эффективной рекламной кампании, анализ деятельности конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы и т.д.
[22, c. 358]
Современная отечественная практика показывает, что в деятельности торговой организации чаще всего пользуются методами уклонения от риска. В основном уклонения от риска руководители торговых предприятий добиваются путем отказа от сотрудничества с подозрительными или нежелательными партнерами (потребителями и поставщиками) [7, c. 1828]. Руководители некоторых торговых предприятий вообще не стремятся расширять круг партнеров, а работают с малым, но надежным числом поставщиков.
Еще одна группа методов, которая используется при анализе и оценке коммерческих рисков торговых организаций, – это методы возмещения потерь. Данная группа методов направлена на то, чтобы при отсутствии возможности избежать потерь можно было их частично или полностью возместить и не позволить бизнесу выйти за границы критического уровня убытков, например метод создания системы резервов, который подразумевает создание резервов сырья, материалов, денежных средств и т.д. [19, c. 178] Формируя резервы, заранее определяют возможности их использования в момент наступления кризисных для торгового предприятия ситуаций.
Кроме вышеперечисленных методов, руководители торговых организаций применяют в своей деятельности следующие методы: [18, с. 96]
1. Избежание риска. Данный метод направлен на снижение рисков разработки и реализации новых проектов, и состоит, прежде всего, в формировании внутренних событий, результатом которых будет исключение всех видов коммерческих рисков.
2. Метод лимитирования концентрации коммерческого риска. Как правило, сначала производится оценка рисков, находящихся в зоне критического уровня, а затем осуществляется лимитирование. Процесс лимитирования концентрации коммерческого риска осуществляется при помощи установления в торговой организации основных нормативно-правовых актов, которые впоследствии будут регулировать управление деятельностью предприятия [10, c. 117].
3. Метод распределения коммерческих рисков. Сущность этого метода состоит в том, что для минимизации рисков необходимо их распределение между партнёрами. При осуществлении данной операции, нужно учитывать тот факт, что снижение коммерческих рисков будет наиболее эффективным в том случае, если передать риск партнёру, который обладает наибольшей возможностью его минимизировать.
4. Самострахование. В рамках этого метода, направленного на снижение коммерческих рисков в деятельности торговых предприятий, осуществляется резервирование определённых ресурсов компании, которые в дальнейшем помогут решить ряд проблемных моментов, связанных с минимизацией рисков [15, c. 361]. К основным направлениям метода снижения рисков относятся: [6, c. 254]
– создание фонда страхования в торговой организации;
– создание специального резервного фонда на предприятии;
– создание резервных финансов.
5. Диверсификация – это метод, который представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой. Это позволяет снизить коммерческий риск, так как трудно предположить, что рисковая ситуация возникнет одновременно на всех торговых объектах [8, c. 194].
При выборе методов, направленных на снижение коммерческих рисков в торговой организации, необходимо учитывать тот факт, что каждый субъект является индивидуальным, и он наделён своими специфическими рисками [14, c.44]. Поэтому как для каждого отдельно торгового предприятия необходимо выработать особый, индивидуальный, подход к анализу и управлению коммерческими рисками, который складывается из различных взаимосвязанных методов, формирующих эффективный механизм снижения коммерческих рисков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях развития торговой деятельности большинство российских предприятий сталкиваются с различными коммерческими рисками, которые необходимо анализировать посредством различных методов. Методы анализа и оценки коммерческих рисков каждый руководитель выбирает индивидуально в зависимости от специфики торгового предприятия.
2 Анализ коммерческих рисков ООО «Магнит»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Магнит»
Магнит – это крупнейшая российская торгово-розничная сеть, магазины которой функционируют в 67 субъектах РФ [25]. В настоящее время ритейлер Магнит насчитывает 26 605 торговых точек, одна из которых находится по следующему адресу: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 18 [26].
Миссией ООО «Магнит» является реализация товаров повседневного спроса по более низким ценам, тем самым улучшая благосостояние покупателей, снижая их расходы на покупку.
Основной целью торгового предприятия является извлечение прибыли, а так же обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.
Основным видом деятельности ООО «Магнит» является торговля продовольственными и хозяйственными товарами.
К дополнительным видам деятельности торговой организации относятся:
– розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами;
– прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
– осуществление всех видов внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном действующим законодательством;
– осуществление координации деятельности дочерних обществ (в частности, привлечение финансовых ресурсов и предоставление денежных средств дочерним обществам);
– иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.
В исследуемом торговом предприятии ООО «Магнит», расположенном в г. Новосибирске, работает 18 человек (рис.2).