Файл: Анализ и оценка коммерческого риска деятельности торговой организации (предприятия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 517

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2.2 Анализ и оценка коммерческих рисков деятельности ООО «Магнит»

В настоящее время руководители ООО «Магнит» уделяют внимание выявлению и снижению коммерческих рисков, так как без осуществления этой деятельности эффективное функционирование и развитие торгового предприятия невозможно.

В ООО «Магнит» управляют рисками руководители, процедура риск-менеджмента в организации имеет свои особенности. Так, при выявлении коммерческого риска руководители должны сообщить об этом в ежемесячном отчёте, для заполнения которого применяется специальная форма уведомления о появлении риска, включающая:

– вид риска;

– дату его выявления;

– адрес торговой организации, где был обнаружен риск;

– возможную причину появления риска;

– предположительные последствия.

Все отчёты отправляются в головной офис ООО «Магнит», где каждый отдельный коммерческий риск подвергается подробному анализу и оценке, для того чтобы выявить основные угрозы, исходящие от данного риска на торгово-розничное предприятие. Затем происходит оценка риска с целью выявления уровня воздействия на финансовую устойчивость торгового предприятия.

В ООО «Магнит» такая оценка осуществляется посредством использования специальной шкалы, для того чтобы проанализировать отдельные индикаторы. На основании анализа этих индикаторов (влияние риска и вероятность) выставляется общая оценка риска.

В торговой организации «Магнит» воздействие коммерческих рисков на деятельность и финансовую устойчивость торгового предприятия измеряется финансовыми потерями и имеет следующую шкалу (таблица 3) [16].

Таблица 3 – Шкала оценки рисков в ООО «Магнит»

Наименование риска

Денежные потери

(тыс. рублей)

Воздействие на торгово-розничную организацию

Воздействие на EBITDA предприятия (%)

Несерьёзный

менее 5000

Несерьёзные операции, проблемы с репутацией, поведение на рынке, безопасность.

менее 1

Недостаточно большой

5000-10000

Некоторые операции, проблемы с репутацией, поведение на рынке, безопасность.

5

Средний

10000-20000

Серьёзные операции, проблемы с репутацией, поведение на рынке, безопасность.

10

Большой

20000-100000

Особо значимые операции, проблемы с репутацией, поведение на рынке, безопасность.

50

Критический

более 100000

Критические операции, проблемы с репутацией, поведение на рынке, безопасность.

более 50



Кроме того, целесообразно рассмотреть градацию рисков по вероятности их наступления (таблица 4).

Таблица 4 - Градация рисков по вероятности их наступления в ООО «Магнит»

Риск

Вероятность (%)

Периодичность появления

Невозможный

5 и меньше

В редких случаях

Маловероятный

5 и выше

Примерно один раз в несколько лет

Средне вероятный

50

Примерно раз в год или два

Вероятный

50 и более

Один раз в год

Неизбежный

100 и выше

Примерно раз в месяц


На основании данных таблиц можно заключить, что в ООО «Магнит» после выявления рисков, происходит их оценка, а затем уже принимается управленческое решение по их снижению.

Для выявления основных видов коммерческих рисков и их оценки в ООО «Магнит» был проведен опрос (анкетирование). Разработанная анкета состояла из 10 вопросов (приложение 2). В опросе приняло участие 10 специалистов, официально трудоустроенных в этом торговом предприятии. Полученные ответы показали следующие результаты.

На первый вопрос, который звучал так: «Существуют ли в торговой компании коммерческие риски?», все респонденты ответили да.

На следующий вопрос: «Как часто торговая организация сталкивается с коммерческими рисками?», ответы распределились следующим образом: часто – 6 человек, редко – 4 человека.

Третьим вопросом в анкетировании был: «Оцените по пятибалльной шкале вероятность возникновения коммерческого риска, связанного с реализацией товара на рынке?». Респонденты ответили следующим образом: а) 1 – 2 человека; б) 2 – 1 человек; в) 3 – 3 человека; г) 4 – 0 человек; д) 5 – 4 человека.

На четвёртый вопрос: «Оцените по пятибалльной шкале вероятность возникновения коммерческого риска, связанного с транспортировкой товара?» были получены следующие ответы: а) 1 – 1 человек; б) 2 – 0 человек; в) 3 – 3 человека; г) 4 – 2 человека; д) 5 – 4 человека.

Пятый вопрос анкетирования звучал как: «Оцените по пятибалльной шкале вероятность возникновения коммерческого риска, связанного с приемкой товара покупателем?», на данный вопрос респонденты ответили следующим образом: а) 1 – 4 человека; б) 2 – 5 человек; в) 3 – 0 человек; г) 4 – 1 человек; д) 5 – 0 человек.


На шестой вопрос: «Оцените по пятибалльной шкале вероятность возникновения коммерческого риска, связанного с платежеспособностью покупателя?». Ответы респондентов: а) 1 – 3 человека; б) 2 – 6 человек; в) 3 – 0 человек; г) 4 – 1 человек; д) 5 – 0 человек.

Вопрос № 7: «Оцените по пятибалльной шкале вероятность возникновения коммерческого риска, связанного с изменением структуры спроса и предложения на мировом и внутреннем рынках?». Ответы распределились следующим образом: а) 1 – 2 человека; б) 2 – 1 человек; в) 3 – 2 человека; г) 4 – 1 человек; д) 5 – 4 человека.

На восьмой вопрос: «Применяется ли на практике в торговой организации комплексный подход к управлению коммерческими рисками?», респонденты ответили: да – 0 человек; нет – 6 человек; не знаю – 4 человека.

Девятый вопрос: «Существует ли в торговой организации внутренний контроль, направленный на выявление возможных коммерческих рисков?», были получены следующие ответы: да – 1 человек; нет – 6 человек; не знаю – 3 человека.

Заключительный десятый вопрос был представлен следующим образом: «Существуют ли взаимодействие между отделами торговых организаций, которые занимаются управлением рисками?». Ответы на этот вопрос были следующие: да – 2 человека и нет –8 человек.

Таким образом, на основании проведенного анкетирования можно сделать выводы о том, что в ООО «Магнит» чаще всего возникают следующие виды коммерческих рисков:

  1. Риск, связанный с реализацией товара на рынке. Анализ показал, что руководство более высоко оценивает подобный коммерческий риск по частоте проявления и степени воздействия, так как в случае неудачи именно руководители понесут убытки.

  2. Риск, связанный с транспортировкой товара. Этот риск имеет непосредственное отношение к работе и прибыли руководства, соответственно и оценивается он руководителями более высоко.

  3. Риск, связанный с изменением структуры спроса и предложения на мировом и внутреннем рынках. Анализ полученных результатов показал, что 5 человек из 10 оценили этот риск в 5 баллов.

На основании проведенного исследования было выявлено ряд следующих проблем в управлении и снижении коммерческих рисков:


  1. Отсутствие комплексного подхода к управлению рисками.

  2. Отсутствие в магазине внутреннего контроля, направленного на выявление возможных коммерческих рисков.

  3. Отсутствие процесса взаимодействия между отделами торговых организаций, которые занимаются управлением рисками.

Для решения выявленных проблем предлагаются следующие рекомендации:

1. Руководителям и менеджерам рекомендуется применять на практике комплексный подход к управлению коммерческими рисками, то есть нужно задействовать в риск-менеджменте как можно больше методов, средств и инструментов, направленных на минимизацию коммерческих рисков.

2. Внедрить систему риск-менеджмента и внутреннего контроля, которая будет обеспечивать прозрачность финансовой деятельности торговых предприятий и учитывать возможные коммерческие риски.

3. Наладить процесс взаимодействия между отделами торговых организаций сети «Магнит», которые занимаются управлением коммерческих рисков. Данная взаимосвязь позволит более эффективно осуществлять деятельность по управлению рисками.

Таким образом, предложенные рекомендации помогут улучшить риск-менеджмент в ООО «Магнит», что положительным образом скажется на развитии и конкурентноспособности торгово-розничного предприятия.

Заключение

В результате выполнения работы была изучена тема анализ и оценка коммерческого риска деятельности торговой организации (предприятия).

В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:

– изучено понятие, содержание и классификация коммерческого риска;

– рассмотрены методы анализа коммерческих рисков в деятельности торговой организации;

– представлена организационно-экономическая характеристика ООО «Магнит»;

– проанализированы и оценены коммерческие риски деятельности ООО «Магнит».

Теоретический анализ показал, что коммерческий риск представляет собой вероятные потери в коммерческой деятельности торговой организации. Коммерческий риск оказывает большое влияние на развитие предприятия. Его влияние может быть настолько велико, что если не быть готовым к наступлению рискового события, то возможно доведение предприятия до состояния банкротства. Как выяснялось, в современных условиях развития торговой деятельности большинство российских предприятий сталкиваются с различными коммерческими рисками, которые необходимо анализировать посредством различных методов. Методы анализа и оценки коммерческих рисков каждый руководитель выбирает индивидуально в зависимости от специфики торгового предприятия.