Файл: Анализ и оценка коммерческого риска деятельности торговой организации (предприятия).docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 518
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Грузчики (2 чел.)
Кладовщики (2 чел.)
Уборщица
Водители (2 чел.)
Заведующий складом
Таворовед (2 чел.)
Продавец-универсал (4 чел.)
Начальник транспортного цеха
Главный бухгалтер
Начальник торгового отдела
Директор
Рис.2. Организационная структура ООО «Магнит»
Как видно из рис.2. организационная структура в ООО «Магнит» имеет линейно-функциональный вид.
Главные достоинства данной структуры:
– чёткое разделение обязанностей при управлении звеньями структуры,
– гарантия стабильности предприятия или проекта в долгосрочной перспективе [3, c. 316].
К основным недостаткам можно отнести:
– различие целей у структурных единиц,
– возможное возникновение проблем во взаимосвязи звеньев друг с другом.
В целом, рабочий коллектив торгового предприятия подразделяется на три категории: руководящий состав, среднее и низшее звено. Работа персонала магазина направлена на получение прибыли предприятия.
Для осуществления хозяйственной деятельности ООО «Магнит» располагает надлежащей материально-технической базой. В состав материально-вещественных ценностей магазина входят:
– здание – объект, обеспечивающий условия для торгового процесса, подготовки и реализации товаров;
– склады, необходимые для хранения, поддержания товарных запасов, предпродажной подготовки товаров;
– сооружения – инженерно-строительные устройства, предназначенные для приема и отгрузки товаров.
Планировка ООО «Магнит» обеспечивает технологическую связь между отдельными помещениями (склад, фасовка, холодильные камеры), которая способствует перемещению товаров кратчайшими путями, а именно: [9, c. 112]
– разгрузочные платформы примыкают к помещению для приемки товаров;
– помещения для приемки находятся в непосредственной близости со складами магазина;
– помещения для хранения товаров не являются проходными.
Такая планировка позволяет обеспечить рациональную организацию торгово-технологического процесса магазина «Магнит». Общая торговая площадь магазина составляет 346 м².
Основные группы помещений торгового предприятия включают в себя: торговые, для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобные и административно-бытовые. Торговые помещения являются основными в магазине. К ним относится, прежде всего, торговый зал.
Торговый зал имеет соотношение сторон 1:3, что обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров. Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации торговых операций, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки.
Вход в магазин и выход из него размещен у правого угла фасада здания для того, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.
Отношение торговой площади к общей площади магазина составляет 44,12%. Это говорит о том, что примерно половина площади используется для выполнения функций складского помещения, тогда как наиболее приемлемым является соотношение 70:30. Показатель рациональной расстановки оборудования (коэффициент установочной площади) составляет 0,32. Следовательно, 32% торговой площади занято торговым оборудованием, а 68% торговой площади – это проходы для покупателей, продавцов, территория для товаропотоков. Значение данного показателя является оптимальным для магазинов самообслуживания. Оценка материально-технической базы ООО «Магнит» показала, что планировка магазина является рациональной.
Для анализа конкурентной позиции ООО «Магнит, исследуем ближайшую конкурентную среду. При этом, рассмотрим в качестве примера конкурентного анализа только тех конкурентов «Магнит», которые наиболее представлены в городе своими «сетевыми» возможностями и таким образом представляют собой базовых «территориальных» конкурентов работающих в том же или смежном (по уровню платежеспособного спроса) потребительском секторе. На территории, где расположен ООО «Магнит», среди конкурентов можно отметить: «Ярче», «Мария-Ра», «SPAR», «Пятерочка». Основными конкурентами являются именно эти торговые предприятия, потому что они находятся в шаговой доступности от ООО «Магнит» и имеют подобный товар, который реализуют одинаковой целевой аудитории.
В качестве основных снабженцев ООО «Магнит» выступают следующие предприятия:
1. Новосибирский мелькомбинат 1.
2. АЛ.Компани.
3. Меркурий.
4. Злато море.
5. ООО «Скороход» и другие.
Анализ экономических показателей деятельности ООО «Магнит» за период с 2019 по 2020 г., представлен в таблице 1 (приложение 1) [26].
Таблица 1 Экономические показатели деятельности ООО «Магнит» за 2020-2021 гг. (тыс.руб.)
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Изменение, (+,-) | Темп изменения, % |
1 | 2 | 3 | 4 (гр.3-гр.2) | 5 (гр. 3/гр.2 *100) |
| 2 223 134 | 3 187 557 | 964 423 | 143,38 |
2. Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), тыс. руб. | 3 836 071 | 5 080 392 | 1 244 321 | 132,43 |
| -1 612 937 | -1 892 835 | -279 898 | -117,35 |
| - | 65 064 | 65 064 | - |
5. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. (п.3-п.4) | -1 612 937 | -1 957 899 | -344 962 | -121,38 |
| 761 589 | 670 248 | -91 341 | 88 |
| 448 879 | 393 778 | -55 101 | 87,72 |
| -1 300 227 | -1 681 429 | -381 202 | -129,31 |
| -260 045,4 | -336 285,8 | -76 240,4 | -129,31 |
| - 1040 181,6 | -1345 143,2 | -304 961,6 | -129,31 |
10. Рентабельность продаж, % (п.5/п.1 *100) | -72,6 | -61,4 | 11,2 | - |
11. Рентабельность деятельности, % (п. 10/п.1*100) | - 0,003 | -0,002 | 0,001 | - |
Анализируя основные показатели экономической деятельности ООО «Магнит» за 2020-2021 гг. можно сделать вывод о том, что выручка от продажи товаров за год увеличилась на 964 423 тыс. рублей, при этом темп роста составил 143,38 %. При этом, валовая прибыль наоборот уменьшилась на 279 898 тыс. рублей, а темп на 117,35 %. Чистая прибыль ООО «Магнит» также уменьшилась на 304 961,6 тыс. рублей – темп изменения составил -129,31 %. Полученные результаты свидетельствуют об отрицательной динамике финансового развития торгового предприятия за период с 2020 по 2021 год. На такую динамику финансового развития оказал влияние следующий фактор: увеличение расходной статьи, которая в 2021 году возросла до 65 064 тыс. рублей. Рентабельность продаж и деятельности ООО «Магнит» тоже имеет отрицательные показатели, так за последний отчетный период индикатор рентабельности продаж составил -61,4 %, а деятельности – -0,002 %. Для оптимизации увеличения прибыли и повышения рентабельности ООО «Магнит» предлагается сократить коммерческие расходы, что окажет положительное влияние на финансовое развитие торговой организации.
Кроме того, целесообразно проанализировать показатели эффективности использования ресурсов ООО «Магнит» [26].
Таблица 2 Показатели эффективности использования ресурсов ООО «Магнит» за 2020-2021 гг. (тыс.руб.)
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Изменение (+,-) | Темп изменения, % |
1 | 2 | 3 | 4 (гр.3-гр.2) | 5 (гр. 3/гр.5 *100) |
1. Средние запасы, тыс. руб. | 11 294,5 | 35 881,5 | 24 587 | 317,69 |
2. Оборачиваемость запасов, в днях | 1,83 | 4,05 | 2,22 | 221,31 |
3. Скорость обращения запасов, в количестве оборотов | 126,76 | 88,89 | -37,87 | 70,12 |
4. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 201 486 | 263 143 | 61 657 | 130,6 |
5. Фондоотдача, руб. | 11,03 | 12,11 | 1,08 | 109,79 |
6. Среднесписочная численность работников всего, чел. 6а) в том числе продавцов (рабочих) | 18 | 18 | 0 | 100 |
7. Фонд заработной платы всего, тыс. руб. | 4 239 765 | 4 568 321 | 328 556 | 107,75 |
Продолжение таблицы 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. Среднемесячная заработная плата работника, тыс. руб. | 19 628,5 | 21 149,6 | 1521,1 | 107,75 |
9. Производительность труда всего, тыс. руб. в том числе продавца | 123 507,4 | 177 086,5 | 53 579,1 | 143,38 |
| -57 787,9 | -74 730,2 | -16 942,3 | -129,32 |
| 346 | 346 | 0 | 100 |
| 6 425,2 | 9 212,6 | 2 787,4 | 143,39 |
На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что оборачиваемость товарных запасов за год увеличилась на 2,22, и, соответственно, темп роста составил 221,31 %. Данный факт позволяет констатировать, что их оборачиваемость ускорилась, а это свидетельствует о ее замедлении их оборачиваемости. Анализ производительности труда показал, что за исследуемый период она увеличилась на 53 579,1 тыс. рублей и темп роста составил 143,38 %. Ее увеличение свидетельствует о повышении эффективности использования персонала в ООО «Магнит». В общем, темп изменения производительности труда составил 143,38 %, а средней заработной платы – 107,75 %. Сравнивая данные показатели можно заключить, что производительность труда в ООО «Магнит» растет опережающими темпами по сравнению со средней заработной платой, поэтому трудовые ресурсы в магазине используются эффективно.
Таким образом, для того чтобы повысить рациональность использования ресурсного потенциала в ООО «Магнит» предлагается увеличить уровень заработной платы; разработать систему материального и нематериального стимулирования персонала; выявить основные коммерческие риски и возможности их снижения в торговой организации. Анализ и оценка коммерческих рисков в ООО «Магнит» будет представлена более подробно в следующем пункте.