Файл: 1. Теоретические аспекты совершенствования структуры управления предприятием 5.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория X придерживается пессимистического взгляда на сотрудников в том смысле, что они не могут работать без стимулов. Теория Y, с другой стороны, придерживается оптимистического мнения о сотрудниках. Последняя теория предполагает, что сотрудники и менеджеры могут установить отношения сотрудничества и доверия.
Тем не менее, есть несколько случаев, когда можно применить Теорию X. Например, эта форма управления может оказаться идеальной для крупных корпораций, нанимающих тысячи сотрудников для выполнения рутинной работы.
1. Повышение производительности
Одна из причин, по которой менеджеры должны быть заинтересованы в изучении теорий управления, заключается в том, что это помогает максимизировать их производительность. В идеале теории учат лидеров максимально эффективно использовать человеческие ресурсы, находящиеся в их распоряжении. Таким образом, вместо того, чтобы покупать новое оборудование или инвестировать в новую маркетинговую стратегию, владельцы бизнеса должны инвестировать в своих сотрудников посредством обучения.
Это можно увидеть в теории научного менеджмента Тейлора. Как упоминалось ранее, Тейлор предположил, что лучший способ повысить производительность работников — это сначала наблюдать за их рабочими процессами, а затем разрабатывать лучшие политики.
2. Упрощение принятия решений
Еще одна область, в которой теории управления оказались полезными, — это процесс принятия решений. Макс Вебер предположил, что иерархические системы способствуют принятию обоснованных решений. В отчете, подготовленном Институтом исследований в области занятости, говорится, что выравнивание иерархии прокладывает путь для местных инноваций и ускоряет процесс принятия решений. Выравнивание означает отказ от названий должностей и руководящих должностей, чтобы создать сплоченную рабочую среду.
3. Поощрение участия персонала
Теории управления, разработанные в 1900-х годах, были направлены на поощрение межличностных отношений на рабочем месте. Одной из таких теорий, которая поощряла совместную среду, является подход человеческих отношений. Согласно этой теории, владельцы бизнеса должны были предоставить своим сотрудникам больше полномочий в принятии решений.
1.2. Виды структур управления предприятием
Главными структурами, существующими в компании, являются:
- производственная;
- управленческая;
- организационная.
Организационная структура — это метод, с помощью которого работа проходит через организацию. Это позволяет группам работать вместе в рамках своих индивидуальных функций для управления задачами. Традиционные организационные структуры, как правило, более формализованы — сотрудники сгруппированы по функциям (например, финансам или операциям), региону или продуктовой линейке. Менее традиционные структуры более свободны и гибки, способны быстро реагировать на изменение бизнес-среды.
Организационные структуры развивались с 1800-х годов. Во время промышленной революции люди были организованы для добавления деталей к производству продукта, продвигающегося по сборочной линии. Теория научного менеджмента Фредерика Тейлора оптимизировала способ выполнения задач, поэтому работники выполняли только одну задачу наиболее эффективным способом. В 20-м веке General Motors стала пионером революционной организационной схемы, согласно которой каждое крупное подразделение производило свои собственные автомобили.
Сегодня организационные структуры быстро меняются — от виртуальных организаций до других гибких структур. По мере того, как компании продолжают развиваться и расширять свое глобальное присутствие, будущие организации могут воплощать в себе гибкую, свободно формирующуюся организацию, ответственность членов и предпринимательский подход среди всех членов.
Вот 10 типов организационных структур, обычно используемых предприятиями, с плюсами и минусами каждого из них:
1. Иерархическая структура
В иерархической организационной структуре сотрудники сгруппированы и закреплены за руководителем. Это наиболее распространенный тип организационной структуры. Сотрудники могут быть сгруппированы по их роли или функциям, географии или типу продуктов или услуг, которые они предоставляют. Эта структура часто изображается в виде пирамиды, потому что существует несколько уровней или полномочий с высшим уровнем руководства наверху, их непосредственными сотрудниками ниже них и так далее.
К преимуществам такого типа конструкции относятся:
-
Установление четко определенных уровней власти -
Поощрение командной работы и лояльности отдела -
Стимулирование развития сотрудников и возможности продвижения по службе
К потенциальным недостаткам относятся:
-
Ограничение сотрудничества; -
Ограничение инноваций; -
Создание бюрократии, которой необходимо управлять.
2. Функциональная структура
В функциональной структуре организация делится на группы по ролям, обязанностям или специальностям. Например, в организации могут быть отделы маркетинга, финансов и продаж, каждый из которых контролируется менеджером, у которого также есть руководитель, курирующий несколько отделов. Функциональная структура может быть полезной, поскольку отделы могут быть уверены, что их сотрудники обладают навыками и опытом для достижения своих целей.
К преимуществам такого типа конструкции относятся:
-
Установление четко определенных ролей и ожиданий; -
Содействие повышению производительности и продуктивности; -
Возможность развития навыков и специализации;
К потенциальным недостаткам относятся:
-
Создание барьеров или бункеров между функциями; -
Ограничение общения и знаний сотрудников с другими отделами; -
Запрещение сотрудничества и инноваций.
3. Матричная структура
Матричная организационная структура напоминает сетку, в которой сотрудники с одинаковыми навыками сгруппированы и подчиняются более чем одному руководителю. Это часто включает функционального менеджера, который наблюдает за проектами и их ходом, и менеджера по продукту, который отвечает за стратегию компании и успех в отношении предлагаемых продуктов. Матричная структура обычно используется крупными многонациональными организациями и способствует обмену навыками и знаниями между отделами для достижения целей.
К преимуществам такого типа конструкции относятся:
-
Создание гибкой рабочей среды; -
Способствовать сбалансированному процессу принятия решений; -
Продвижение открытого общения и общих ресурсов в бизнесе.
К потенциальным недостаткам относятся:
-
Создание путаницы в отношении полномочий; -
Отслеживание бюджетов и ресурсов может быть затруднено; -
Ограничение эффективности ключевых показателей эффективности (KPI).
4. Плоская структура
В плоской организационной структуре большинство уровней управления среднего звена удалено, поэтому мало кто отделяет рядовых сотрудников от высшего руководства. Сотрудникам предоставляется больше ответственности и полномочий по принятию решений без обычного иерархического давления или контроля, и они часто могут быть более продуктивными. Небольшие компании и стартапы на ранней стадии в основном используют этот тип структуры, потому что у них часто меньше сотрудников и проектов для управления. Его также можно назвать «горизонтальной структурой».
К преимуществам такого типа конструкции относятся:
-
Сокращение расходов бюджета за счет отсутствия среднего менеджмента; -
Выстраивание отношений между персоналом и начальством; -
Содействие более быстрому и простому процессу принятия решений.
К потенциальным недостаткам относятся:
-
Требование тщательного планирования, чтобы быть эффективным; -
Вызывает путаницу в отношении того, кто принимает решения; -
Требование планов на случай непредвиденных обстоятельств для разрешения конфликтов;
5. Дивизиональная структура
В дивизиональной структуре организации делятся на подразделения в зависимости от конкретных продуктов, услуг или географического положения. По этой причине эта структура обычно используется крупными компаниями, которые работают в широких географических областях или владеют отдельными небольшими компаниями. Каждое подразделение имеет свое исполнительное руководство, отделы и ресурсы. Например, крупная компания-разработчик программного обеспечения может разделить свою организацию на основе типа продукта, так что есть подразделение программного обеспечения для облачных вычислений, подразделение корпоративного программного обеспечения и подразделение программного обеспечения для персональных компьютеров.
К преимуществам этой структуры относятся:
-
Предоставление подразделениям возможности работать независимо; -
Более быстрое и конкретное удовлетворение потребностей отдельных подразделений; -
Повышение внимания к конкретным продуктам или услугам.
К потенциальным недостаткам относятся:
-
Ограничения масштабирования; -
Дублирование ресурсов или действий; -
Децентрализация принятия решений.
6. Структура сети
В сетевой структуре менеджеры организации будут координировать отношения с внутренними и внешними организациями для предоставления своих продуктов или услуг. Например, розничная компания сосредоточится на продаже предметов одежды, но отдаст дизайн и производство этих предметов на аутсорсинг в партнерстве с другими компаниями. Эта структура больше ориентирована на открытое общение и отношения, чем на иерархию.
К преимуществам такого типа конструкции относятся:
-
Предоставление организации большей маневренности и гибкости; -
Предоставление основной компании возможности сосредоточиться на том, что у нее получается лучше всего; -
Помощь в снижении затрат за счет аутсорсинга.
К потенциальным недостаткам относятся:
-
Дублирование сервисов и ресурсов; -
Создание путаницы в отношении конкретных ролей и должностных функций; -
Становится слишком сложным и трудным для управления.
7. Линейная структура
В линейной структуре полномочия внутри организации передаются сверху вниз, и специализированные или вспомогательные службы отсутствуют. Это один из самых простых типов организационной структуры. Организация обычно делится на отделы, за которыми наблюдает и контролирует генеральный директор, и в каждом отделе есть свой менеджер, имеющий власть над своим персоналом. Отделы работают независимо друг от друга для поддержки основной цели организации.
К преимуществам такого типа конструкции относятся:
-
Содействие эффективному общению и стабильной среде; -
Предоставление четко определенных обязанностей и полномочий; -
Быстрая адаптация к меняющимся условиям или ситуациям.
К потенциальным недостаткам относятся:
-
Предельная специализация; -
Стать жестким и негибким; -
Предоставление слишком большой власти менеджеру.
8. Командная структура
В организационной структуре, основанной на командах, сотрудники объединяются в команды, основанные на навыках, для работы над конкретными задачами, работая над достижением общей цели. Часто это гибкая структура, которая позволяет сотрудникам переходить из команды в команду по мере выполнения проектов. Эта структура фокусируется на решении проблем и сотрудничестве сотрудников.
К преимуществам такого типа конструкции относятся:
-
Помощь в оптимизации процессов организации за счет устранения разрозненности; -
Расширение полномочий по принятию решений при минимальном управлении; -
Повышение гибкости за счет сосредоточения внимания на опыте, а не на стаже.
К потенциальным недостаткам относятся:
-
Снижение согласованности организации; -
Ограничение контакта с другими функциями; -
Возрастающий конфликтный потенциал.
9. Круговая структура
Круговая организационная структура опирается на иерархию, чтобы отображать сотрудников более высокого уровня во внутренних кольцах круга, а сотрудников более низкого уровня - во внешних кольцах. Сидя в центре организации, лидеры не посылают приказы вниз по цепочке подчинения, а скорее вовне. В то время как многие другие типы структур содержат разные отделы, которые работают независимо с отдельными целями, эта структура устраняет это строгое разделение. Он смотрит на более широкую картину, когда все отделы являются частью одного целого.