Файл: 1. Теоретические аспекты совершенствования структуры управления предприятием 5.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К преимуществам такого типа конструкции относятся:
-
Поощрение общения на всех уровнях персонала; -
Содействие свободному обмену информацией в бизнесе; -
Сотрудничество между отделами, а не разделение.
К потенциальным недостаткам относятся:
-
Вызывает путаницу в отношении того, кому сообщать; -
Требуется больше ресурсов и обучения; -
Вызывает замедление принятия решений.
10. Процессная структура
В структуре, основанной на процессах, организация построена вокруг потока своих процессов и того, как обязанности, выполняемые ее сотрудниками, взаимодействуют друг с другом. Вместо того, чтобы течь сверху вниз, эта структура описывает услуги слева направо.
Руководитель наверху структуры наблюдает за отделами ниже, представляющими различные процессы, но каждый процесс не может начаться до тех пор, пока не завершится предыдущий. И в каждом отделе будет свое руководство и команда, работающая над выполнением своих обязанностей, чтобы бизнес мог перейти к следующей задаче и в конечном итоге достичь своей конечной цели, такой как продажа продукта потребителям.
К преимуществам такого типа конструкции относятся:
-
Повышение эффективности и скорости работы компании; -
Поощрение совместной работы между отделами; -
Быстрая адаптация к изменениям в отрасли.
К потенциальным недостаткам относятся:
-
Возведение барьеров или бункеров между группами; -
Ограничение общения; -
Требуется больше ресурсов для достижения оптимизации процесса.
Структуры с открытыми границами (полые, модульные виртуальные и обучающие)
Более поздние тенденции в структурных формах стирают традиционные границы организации. Типичные внутренние и внешние барьеры и организационные рамки устранены, а все организационные подразделения эффективно и гибко связаны между собой. Команды заменяют отделы, а организация и поставщики тесно сотрудничают, как части одной компании. Иерархия плоская; статус и ранг минимальны. Все, включая высшее руководство, менеджеров и сотрудников, участвуют в процессе принятия решений. Также широко распространено использование оценок производительности с обратной связью на 360 градусов.
Преимущества организаций без границ включают следующее:
-
Возможность использовать все таланты сотрудников; -
Более быстрая реакция на изменения рынка; -
Расширение сотрудничества и обмена информацией между функциями, подразделениями и персоналом.
Недостатки включают следующее:
-
Трудности в преодолении разобщенности внутри организации; -
Отсутствие сильного лидерства и общего видения; -
Процессы, требующие времени; -
Возможность неблагоприятного воздействия на сотрудников усилий по повышению эффективности; -
Возможность отказа организаций от изменений, если реструктуризация не приведет к быстрому повышению эффективности.
Безграничные организационные структуры могут быть созданы в различных формах, включая полые, модульные и виртуальные организации.
Полые организации. Полые структуры делят работу и сотрудников по основным и непрофильным компетенциям. Пустые структуры — это модель аутсорсинга, в которой организация поддерживает свои основные процессы внутри компании, а второстепенные процессы передает на аутсорсинг. Полые структуры наиболее эффективны, когда отрасль конкурентоспособна по цене и существуют возможности для аутсорсинга. Примером пустотелой структуры является спортивная организация, в которой функции управления персоналом (например, расчет заработной платы и льгот) выполняются внешними организациями.
К преимуществам данного типа конструкции можно отнести следующее:
-
Минимизация накладных расходов; -
Предоставление организации возможности сосредоточиться на своем основном продукте и устранить необходимость развивать опыт в неосновных функциях;
Недостатки включают:
-
Потеря контроля над функциями, которые регулярно затрагивают сотрудников; -
Ограничение некоторыми отраслями (например, здравоохранением) масштабов аутсорсинга; -
Отсутствие конкурентоспособных вариантов аутсорсинга.
Модульные организации.Модульные структуры отличаются от полых организаций тем, что компоненты продукта передаются на аутсорсинг. В модульных структурах основная часть продукта может храниться внутри компании, а второстепенные — отдаваться на аутсорсинг. Сети добавляются или удаляются по мере необходимости. Чтобы модульная структура была возможной, продукт должен быть разбит на части. Например, производитель компьютеров Dell покупает детали у разных поставщиков и собирает их в одном месте. Поставщики с одной стороны и потребители с другой становятся частью организации; организация делится информацией и инновациями со всеми. Индивидуализация продуктов и услуг является результатом гибкости, творчества, командной работы и оперативности. Деловые решения принимаются на корпоративном уровне, уровне подразделений, проектов и отдельных членов команды.
Преимущества включают следующее:
-
Сведение к минимуму специализации и необходимых специалистов; -
Минимизация накладных расходов; -
Предоставление компании возможности аутсорсинга поставок запчастей и координации сборки качественной продукции.
К недостаткам относятся опасения по поводу действий поставщиков, неподконтрольных основной управляющей компании. Риск возникает, если партнерская организация отказывается от проверки качества конечного продукта или если аутсорсинговая организация использует вторую аутсорсинговую организацию. Примеры опасений поставщиков включают следующее:
-
Поставщики или субподрядчики должны иметь доступ и защищать большую часть, если не все, данных основной компании и коммерческой тайны. -
Поставщики могут внезапно поднять цены или прекратить производство ключевых деталей. -
Понять, где заканчивается одна организация и начинается другая, может оказаться затруднительно.
Виртуальные организации. Виртуальная организация (иногда называемая сетевой структурой) представляет собой сотрудничество между компаниями, учреждениями или отдельными лицами, предоставляющими продукт или услугу в соответствии с общим пониманием бизнеса. Организации формируют партнерские отношения с другими — часто конкурентами — которые дополняют друг друга. Сотрудничающие подразделения представляют собой единую организацию.
К преимуществам виртуальных структур можно отнести следующее:
-
Взносы от каждой части подразделения. -
Устранение физических границ. -
Реагирование на быстро меняющуюся среду. -
Низкие или отсутствующие организационные накладные расходы. -
Позволяет компаниям быть более гибкими и динамичными. -
Предоставьте всем сотрудникам больше возможностей для совместной работы, проявления инициативы и принятия решений. -
Помогает сотрудникам и заинтересованным сторонам понять рабочие процессы и процессы.
К недостаткам виртуальных организаций можно отнести следующее:
-
Потенциальное отсутствие доверия между организациями. -
Потенциальное отсутствие организационной идентификации среди сотрудников. -
Потребность в усилении общения. -
Может быстро стать слишком сложным при работе с множеством внешних процессов. -
Сотрудникам может быть сложнее узнать, за кем последнее слово.
Виртуальные структуры являются совместными и создаются, чтобы реагировать на исключительную и часто временную маркетинговую возможность. Примером виртуальной структуры является охрана окружающей среды, в которой несколько организаций предоставляют виртуальной организации сотрудников для сохранения, например, исторического места, возможно, с целью получения экономической выгоды для партнеров.
Понимание организационной среды имеет решающее значение в моделях с открытыми границами. Например, некоторые отрасли не могут передавать непрофильные процессы на аутсорсинг из-за государственного регулирования. (Например, организации медицинского страхования могут быть не в состоянии передать процессы Medicare на аутсорсинг). Или, в некоторых случаях, аутсорсинг может быть согласован с профсоюзом.
Ключом к эффективной организации без границ является размещение адаптируемых сотрудников на всех уровнях. Менеджмент должен отказаться от традиционного автократического контроля, чтобы научить сотрудников творчеству и достижению организационных целей. Сотрудники должны проявлять инициативу и творческий подход на благо организации, и системы вознаграждения должны признавать таких сотрудников.
Обучающиеся организации. Обучающаяся организация — это организация, дизайн которой активно направлен на приобретение знаний и изменение поведения в результате вновь приобретенных знаний. В обучающихся организациях экспериментирование, изучение нового и размышление над новыми знаниями являются нормой. В то же время существует множество процедур и систем, облегчающих обучение на всех уровнях организации.
К преимуществам обучающихся организаций относятся:
-
Открытое общение и обмен информацией. -
Инновационность -
Способность адаптироваться к быстрым изменениям. -
Высокая организационная эффективность. -
Конкурентное преимущество.
К недостаткам обучающихся организаций можно отнести следующее:
-
Разница в мощности не учитывается. -
Процесс внедрения будет сложным и займет больше времени. -
Страх участия сотрудников в принятии организационных решений. -
Нарушение существующих организационных правил.
Обычно организации созревают последовательно и предсказуемо. Проходя различные стадии роста, они должны решать различные проблемы. Этот процесс создает потребность в различных структурах, управленческих навыках и приоритетах.
Четыре стадии развития в жизненном цикле организации включают следующее:
Запускать
Начальная стадия развития характеризуется непостоянной скоростью роста, простой структурой и неформальными системами. На этом этапе организация обычно сильно централизована. Компании «дотком» — хороший пример начинающих компаний.
Расширение
Стадия расширения проявляется быстрым положительным ростом и появлением формальных систем. Организации на этом этапе обычно сосредотачиваются на централизации с ограниченным делегированием.
Укрепление
Стадия консолидации характеризуется более медленным ростом, ведомственной структурой, формализованными системами и умеренной централизацией.
Диверсификация
Стадия диверсификации наступает, когда более старые и крупные организации испытывают быстрый рост, бюрократию и децентрализацию.
По мере того, как организация растет или переходит от одной стадии развития к другой, для максимизации эффективности могут потребоваться тщательно спланированные и хорошо продуманные изменения в методах и стратегиях. Нет никаких гарантий, что организация перейдет от одного этапа к другому. На самом деле ключевая возможность для лидера состоит в том, чтобы распознать индикаторы, указывающие на то, что организация находится в рискованной или нездоровой стадии, и внести соответствующие структурные коррективы.
1.3. Основные направления совершенствование структуры управления предприятием
Главная особенность управления предприятием в современных условиях заключается в том, что эффективная система управления – это, прежде всего, система, способная обеспечить быструю адаптацию предприятия к изменениям бизнес-среды в условиях максимально возможного удовлетворения потребностей потенциальных клиенты. Получение прибыли следует рассматривать исключительно как результат эффективного функционирования такой системы управления [6]. В современных рыночных условиях предприятия находятся в состоянии постоянной конкуренции, поэтому для получения максимальной прибыли необходимо постоянно совершенствовать систему управления предприятием. Работа по совершенствованию управления проводится поэтапно [7]:
1) задача – найти «узкие места» в управлении, снижающие его эффективность;
2) выявляются конкретные предложения руководителей, специалистов, консультантов и рядовых работников, которые могут лечь в основу плана мероприятий по совершенствованию системы управления;
3) обеспечивается выполнение плана (управление выполнением разработанных мероприятий зависит от конкретных условий и возможностей предприятия).
В нестабильных условиях, сопровождающихся экономическим кризисом и снижением покупательной способности покупателей на потребительском рынке, важным аспектом успеха предприятий является необходимость совершенствования системы управления и обеспечения ее эффективности [8]. Системы менеджмента состоят из ряда взаимосвязанных элементов, способствующих постоянному совершенствованию определенных направлений или отдельных аспектов деятельности предприятия (безопасность, качество и т. д.).